URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Розанова Н.М. Введение в современную экономику: ПОПУЛЯРНО О ФИРМЕ, БАНКЕ, применении экономических знаний и многом другом Обложка Розанова Н.М. Введение в современную экономику: ПОПУЛЯРНО О ФИРМЕ, БАНКЕ, применении экономических знаний и многом другом
Id: 166025
538 р.

Введение в современную экономику:
ПОПУЛЯРНО О ФИРМЕ, БАНКЕ, применении экономических знаний и многом другом

URSS. 2013. 256 с. ISBN 978-5-397-03446-3.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка
Белая офсетная бумага.

Аннотация

Инновационное учебное пособие в образовательной области "Экономика" знакомит студентов с разнообразными сторонами деятельности главных агентов современной экономики --- фирмы и банка, начиная от выбора цели их деятельности и найма работников до выявления источников финансирования расходов и определения места фирмы и банка в экономике. Как выбрать сферу деятельности, чтобы она приносила прибыль? Как подобрать подходящих работников и... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Часть I.Фирма: чего не знают непосвященные
Глава 1.Где начинается и где заканчивается фирма
 1.1.Признаки фирмы
 1.2.Горизонтальные границы фирмы
 1.3.Вертикальные границы фирмы
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Глава 2.Определяем конечную цель
 2.1.Почему у фирм могут быть различные цели
 2.2.Зачем нам акционеры?
 2.3.Плюсы и минусы единоличного владения фирмой
 2.4.Менеджеры: друзья или враги?
 2.5.Механизмы контроля деятельности управляющих
 2.6.Если работники становятся собственниками
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Глава 3.Конкуренция или сотрудничество: выбор стратегии поведения на рынке
 3.1.Кто наши конкуренты?
 3.2.На каком рынке мы действуем?
 3.3.Схема анализа рынка
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Глава 4.Сколько нам нужно работников?
 4.1.Особенности спроса на труд
 4.2.Факторы спроса на труд
 4.3.Формирование предложения труда
 4.4.Равновесие на рынке труда
 4.5.Процесс социализации в фирме и карьера
 4.6.При поступлении на работу индивид и фирма "заключают" психологический контракт
 4.7.Факторы успешной карьеры
 4.8.Мотивация работников
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Глава 5.Откуда взять деньги
 5.1.Особенности финансового выбора фирмы
 5.2.Финансовые ресурсы фирмы
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Глава 6.Можно ли воздействовать на спрос: ценовые и неценовые методы
 6.1.Цель и условия эффективности ценовой дискриминации
 6.2.Ценовая дискриминация первой степени
 6.3.Ценовая дискриминация второй степени
 6.4.Ценовая дискриминация третьей степени
 6.5.Психологические особенности ценообразования
 6.6.Реклама в жизни фирмы
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Глава 7.Как фирма переходит из отрасли в отрасль
 7.1.Отраслевые барьеры
 7.2.Виды барьеров входа-выхода
 7.3.Стратегические барьеры входа-выхода
 7.4.Динамика рынка
  Ключевые термины главы
  Задание для самостоятельной работы
Глава 8.Государство и фирма: все ли может фирма, что хочет?
 8.1.Цели регулирования государством поведения фирмы на рынке
 8.2.Действия фирм, считающиеся незаконными
 8.3.Регулирование слияний и поглощений
 8.4.Регулирование отраслей с внешними эффектами
 8.5.Трудности проведения государственной политики
 8.6.Социальная ответственность бизнеса
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задания для самостоятельной работы
Ответы на задания для самостоятельной работы (часть I)
Программа спецкурса "Моя фирма"
Часть II Банк: от клиента до президента
Глава 9.Зачем нам нужны банки?
 9.1.Почему существуют финансовые посредники
 9.2.Как живет банк
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Глава 10.Банковские продукты: обычные и не очень
 10.1.Что было, когда денег не было?
 10.2.Функции денег в экономике
 10.3.Какой товар становится деньгами?
 10.4.Виды денег
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Глава 11.Потребители банковских услуг: кто они?
 11.1.Трансакционный мотив спроса на деньги
 11.2.Мотив предосторожности
 11.3.Спрос на деньги как на актив
 11.4.Фирмы и спрос на деньги
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Глава 12.Создают ли банки деньги?
 12.1.Центральный банк и денежная база
 12.2.Банковская система и кредитно-денежный мультипликатор
 12.3.Как измерить предложение денег
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Глава 13.Свобода и необходимость для банка
 13.1.Причины регулирования финансовой системы
 13.2.Виды регулирования
 13.3.Нужен ли экономике Центральный банк?
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Глава 14.Когда денег слишком много
 14.1.Что такое инфляция
 14.2.Разная инфляция
 14.3.Куда смотрит правительство?
 14.4.Последствия инфляции для экономики
 14.5.При чем тут ожидания?
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Глава 15.Как банк определяет цену денег
 15.1.Ставка процента как цена денег
 15.2.Ценные бумаги и ставка процента
 15.3.Факторы, определяющие ставку процента
 15.4.Предложение денег и ставка процента
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Глава 16.Что делает банк, если деньги разные
 16.1.Валютный рынок – не такой, как все?
 16.2.Воздействие валютного курса на экономику
 16.3.Валютный курс в долгосрочном периоде
 16.4.Валютный курс и ставка процента
 16.5.Стоит ли отпускать курс плавать?
  Ключевые термины главы
  Вопросы для повторения
  Задание для самостоятельной работы
Аналитическое приложение: "Банки среди нас"
Ответы на задания для самостоятельной работы (часть 2)
Программа спецкурса "Мой банк"
Часть III.Практикум по экономике: как экономисты применяют свои знания
Глава 17.Экономический анализ фирмы: корпорация IBM
 17.1.Оценка спроса, реальных и потенциальных потребителей
 17.2.Оценка конкуренции
 17.3.Ценовые стратегии IBM
 17.4.Продуктовые стратегии IBM
 17.5.Инновационные стратегии IBM
 17.6.Вертикальные взаимоотношения в IBM
 17.7.Оценка эффективности деятельности
  Список источников информации
  Задание для самостоятельной работы
Глава 18.Экономический анализ банка и его клиентов
 18.1.Сайт и посетитель: сколько точек соприкосновения?
 18.2.Кому нужен сайт: основные заинтересованные стороны
 18.3.Классификация сайтов банка
 18.4.Анализ сайта Юниаструм Банка
  Задание для самостоятельной работы
Часть IV.Методика проведения занятий по экономике
Глава 19.Активные задания для самостоятельной работы
 19.1.Самые легкие упражнения
 19.2.Задания среднего уровня сложности
 19.3.Вопросы повышенной сложности
Глава 20.Аудиторные занятия: как сделать предмет интересным?
 20.1.Цель проведения семинаров
 20.2.Формат семинара-игры
 20.3.План организации семинара
 20.4.Способы организации дискуссии
 20.5.Способы вовлечения студентов в совместную работу
 20.6.Организация обратной связи
 20.7.Критерии оценки за работу на семинаре
 20.8.Образец семинара-игры
 20.9.Малые письменные работы
 20.10.Особенности эссе
 20.11.Особенности доклада: форма и содержание
  Задание для самостоятельной работы
Приложение: пример экономического эссе
Список литературы
Заключительные комментарии

Предисловие
top

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему так важно сейчас разбираться в экономике?

Вспомним, каким странным выглядит Незнайка на Луне, когда его незнания об экономике оказываются потрясающе обширными:

Сегодня плохо разбираться в экономических хитросплетениях – все равно, что не уметь писать и читать, не иметь доступа в Интернет и не играть в компьютерные игры.

На первый взгляд может показаться, что экономика – это что-то слишком серьезное и скучное, чтобы оторвать нас от более интересных занятий. Нет ничего дальше от истины! Экономика, она создана как раз для таких, как мы: находчивых, сообразительных, предприимчивых. Как помочь домашним распределить средства по хозяйству? Правильно ли будет купить еще одну порцию мороженого или лучше отложить карманные деньги для приобретения велосипеда? Какой доход принесет в будущем желанная профессия, и что можно сделать уже сейчас, чтобы этот доход в дальнейшем не разочаровал нас? Ответы на эти и многие другие ключевые вопросы повседневной экономики находятся в данной книге

В любой экономике главными действующими лицами являются фирмы и банки. Первые отвечают за производство многочисленных товаров, которые нужны нам в нашей жизни каждый день: продукты питания, одежда и обувь, жилье и его обустройство. Вторые оказывают нам разнообразные финансовые услуги: хранят наши деньги, выдают нам кредиты и осуществляют наши расчеты с нашими контрагентами (другими людьми и учреждениями).

О том, как разрешить эти проблемы, и о многом другом, что связано с фирмой и банком, вы узнаете, прочитав данную книгу.

Первая часть книги рассказывает о том, что такое фирма и как бизнес действует в экономике: как выбрать сферу деятельности, чтобы она приносила прибыль; как подобрать подходящих работников и где найти деньги для начала производства; как входить на рынок и когда нужно уйти из отрасли; как узнать, что хочет покупатель, и как воздействовать на спрос; есть ли какие-либо ограничения в деятельности фирмы, в чем заключается ответственность бизнеса перед обществом.

Вторая часть посвящена особенностям банков и банковской системы. Здесь можно найти все, что необходимо знать о банках и банковской деятельности: как банк управляет нашими деньгами, какие бывают банковские продукты, как в деятельности банка уживаются понятия "свобода" и "необходимость", как банк определяет цену денег и что ему приходится делать, если в обороте находятся деньги разных стран.

Невозможно изучать экономическую теорию, не затрагивая вопросы ее практического использования. Часть III данного учебного пособия служит образцом для экономического анализа фирмы и банка. В качестве модельной компании выбрана фирма IBM как наиболее успешная, динамичная и инновационная в современном мире За образец финансового исследования взят анализ сайта среднего по размерам российского банка – как наиболее динамичного и инновационного способа взаимодействия современного банка и современного потребителя.

Часть IV предназначена в большей степени для преподавателей. Здесь предлагаются оригинальные творческие задания для самостоятельной и аудиторной работы студентов различной степени сложности, рассматриваются многообразные варианты активизации интереса обучаемых к изучаемому предмету, анализируются способы оценки итоговых знаний.

Хочется верить, что постижение тайн экономики станет для вас приятным времяпровождением, после которого вы сможете с большей уверенностью ориентироваться в деловом мире вокруг нас. И пусть вас не смущают математические формулы в некоторых главах: их не надо заучивать наизусть. Они всего лишь показывают, что в основе успешной работы любой фирмы и любого банка лежит строгий расчет.


Заключительные комментарии
top

[...] Экономика понемногу приоткрывает свои тайны. Вспомним главное и подведем итоги.

Экономика сейчас составляет основу любого, в том числе и неэкономического образования студентов Каждый человек сегодня должен уметь разбираться в том, как функционирует фирма и банк, почему в одних отраслях компаний много, а в других доминируют один–два участника, какова роль государства на товарном и финансовом рынках.

В настоящее время вышло уже довольно много теоретических учебников и учебных пособий, освещающих в той или иной степени базовые модели данного раздела экономической теории. Многие учебники для помощи как преподавателям, ведущим курс, так и студентам, обучающимся по разного рода программам, включающим данный предмет, содержат задачи и тесты, необходимые для лучшего освоения материала.

Однако до сих пор в экономическом образовании России отсутствует вводный курс экономики, который включал бы в себя не только базовый теоретический материал, но и количественные задачи и тесты, а также теоретические задания, разбор которых составляет важное методическое подспорье преподавателям и помогает глубже понять наиболее существенные вопросы предмета студентам, и практические ситуации, анализ которых предусматривает показать студентам, каким образом те или иные теоретические положения микроэкономики находят свое выражение в экономической практике и реальных научных исследованиях.

Изучение особенностей выбора ценовой и продуктовой стратегии фирм в условиях разного рода рыночных структур, анализ государственной политики поддержки конкуренции и прогнозирование динамики рынка являются важными компонентами фундаментальной подготовки студентов в рамках высшего и среднего профессионального образования

При всей важности и значимости данного курса как для профессиональной подготовки экономистов, так и для углубления понимания современных рыночных процессов в ходе обучения менеджеров, юристов, политологов, журналистов и повышения квалификации гос. чиновников и специалистов неэкономических направлений учебно-методические материалы продолжают оставаться редкостью в российской экономической литературе. Особенно острой проблема нехватки методических пособий оказывается в сфере прикладных руководств, задачников и сборников упражнений, которые могли бы использоваться для проведения семинарских и практических занятий и для самоподготовки обучающихся. Данное учебное пособие призвано восполнить обнаруженный пробел.

Как мы убеждались на протяжении всей книги, цель пособия заключалась в том, чтобы продемонстрировать всесторонность и практичность экономической теории, а также связь учебного курса с дальнейшими научными исследованиями в данной области, поскольку сейчас стало очевидным, что без перспектив научной работы и экономического анализа реальных жизненных процессов, происходящих в современной России учебный процесс теряет как в качестве преподавания, так и в интересе студентов.

Для закрепления изученного материала или выявления недостатков усвоения было предложено использовать контрольные вопросы. Десять вопросов к каждой теме курса охватывают важнейшие аспекты изучаемого материала.

Задания для самостоятельной работы помогают более глубокому усвоению теоретических положений каждой темы. Для того чтобы самостоятельная работа студентов была максимально эффективна, в отдельном разделе пособия приводятся ответы и решения к каждому заданию. Наиболее сложные задания снабжены методическими указаниями по решению и направлению дальнейшего, более углубленного изучения.

Упражнения для самостоятельной работы разделены на три степени сложности. Самые легкие задания могут использоваться в вводном курсе "Экономика", либо в качестве повторения для не очень подготовленной аудитории. Задания средней степени отвечают госстандарту в области специальной подготовки экономистов. Упражнения повышенной сложности предназначены для профессионального уровня и могут использоваться в качестве дополнительных заданий не только для студентов, но и как элемент переподготовки преподавателей.


Об авторе
top
dop Надежда Михайловна РОЗАНОВА

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ). Окончила экономический факультет МГУ им М. В. Ломоносова. Проходила стажировку в области экономической теории в Лондонской школе экономики (Великобритания), Университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Франция), университете Тюбингена (Германия), Университете Дьюка (Северная Каролина, США), университете штата Мэриленд (США), Рочестерском технологическом институте (США), Университете Брабанта (г. Тилбург, Нидерланды). В настоящее время преподает экономические курсы в Высшей школе экономики, на программах второго высшего образования и МВА в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Автор более 150 научных и учебно-методических работ по проблемам современной экономики.