Задумывались ли вы когда-нибудь, почему так важно сейчас разбираться в экономике? Вспомним, каким странным выглядит Незнайка на Луне, когда его незнания об экономике оказываются потрясающе обширными: Сегодня плохо разбираться в экономических хитросплетениях – все равно, что не уметь писать и читать, не иметь доступа в Интернет и не играть в компьютерные игры. На первый взгляд может показаться, что экономика – это что-то слишком серьезное и скучное, чтобы оторвать нас от более интересных занятий. Нет ничего дальше от истины! Экономика, она создана как раз для таких, как мы: находчивых, сообразительных, предприимчивых. Как помочь домашним распределить средства по хозяйству? Правильно ли будет купить еще одну порцию мороженого или лучше отложить карманные деньги для приобретения велосипеда? Какой доход принесет в будущем желанная профессия, и что можно сделать уже сейчас, чтобы этот доход в дальнейшем не разочаровал нас? Ответы на эти и многие другие ключевые вопросы повседневной экономики находятся в данной книге В любой экономике главными действующими лицами являются фирмы и банки. Первые отвечают за производство многочисленных товаров, которые нужны нам в нашей жизни каждый день: продукты питания, одежда и обувь, жилье и его обустройство. Вторые оказывают нам разнообразные финансовые услуги: хранят наши деньги, выдают нам кредиты и осуществляют наши расчеты с нашими контрагентами (другими людьми и учреждениями). О том, как разрешить эти проблемы, и о многом другом, что связано с фирмой и банком, вы узнаете, прочитав данную книгу. Первая часть книги рассказывает о том, что такое фирма и как бизнес действует в экономике: как выбрать сферу деятельности, чтобы она приносила прибыль; как подобрать подходящих работников и где найти деньги для начала производства; как входить на рынок и когда нужно уйти из отрасли; как узнать, что хочет покупатель, и как воздействовать на спрос; есть ли какие-либо ограничения в деятельности фирмы, в чем заключается ответственность бизнеса перед обществом. Вторая часть посвящена особенностям банков и банковской системы. Здесь можно найти все, что необходимо знать о банках и банковской деятельности: как банк управляет нашими деньгами, какие бывают банковские продукты, как в деятельности банка уживаются понятия "свобода" и "необходимость", как банк определяет цену денег и что ему приходится делать, если в обороте находятся деньги разных стран. Невозможно изучать экономическую теорию, не затрагивая вопросы ее практического использования. Часть III данного учебного пособия служит образцом для экономического анализа фирмы и банка. В качестве модельной компании выбрана фирма IBM как наиболее успешная, динамичная и инновационная в современном мире За образец финансового исследования взят анализ сайта среднего по размерам российского банка – как наиболее динамичного и инновационного способа взаимодействия современного банка и современного потребителя. Часть IV предназначена в большей степени для преподавателей. Здесь предлагаются оригинальные творческие задания для самостоятельной и аудиторной работы студентов различной степени сложности, рассматриваются многообразные варианты активизации интереса обучаемых к изучаемому предмету, анализируются способы оценки итоговых знаний. Хочется верить, что постижение тайн экономики станет для вас приятным времяпровождением, после которого вы сможете с большей уверенностью ориентироваться в деловом мире вокруг нас. И пусть вас не смущают математические формулы в некоторых главах: их не надо заучивать наизусть. Они всего лишь показывают, что в основе успешной работы любой фирмы и любого банка лежит строгий расчет. [...] Экономика понемногу приоткрывает свои тайны. Вспомним главное и подведем итоги. Экономика сейчас составляет основу любого, в том числе и неэкономического образования студентов Каждый человек сегодня должен уметь разбираться в том, как функционирует фирма и банк, почему в одних отраслях компаний много, а в других доминируют один–два участника, какова роль государства на товарном и финансовом рынках. В настоящее время вышло уже довольно много теоретических учебников и учебных пособий, освещающих в той или иной степени базовые модели данного раздела экономической теории. Многие учебники для помощи как преподавателям, ведущим курс, так и студентам, обучающимся по разного рода программам, включающим данный предмет, содержат задачи и тесты, необходимые для лучшего освоения материала. Однако до сих пор в экономическом образовании России отсутствует вводный курс экономики, который включал бы в себя не только базовый теоретический материал, но и количественные задачи и тесты, а также теоретические задания, разбор которых составляет важное методическое подспорье преподавателям и помогает глубже понять наиболее существенные вопросы предмета студентам, и практические ситуации, анализ которых предусматривает показать студентам, каким образом те или иные теоретические положения микроэкономики находят свое выражение в экономической практике и реальных научных исследованиях. Изучение особенностей выбора ценовой и продуктовой стратегии фирм в условиях разного рода рыночных структур, анализ государственной политики поддержки конкуренции и прогнозирование динамики рынка являются важными компонентами фундаментальной подготовки студентов в рамках высшего и среднего профессионального образования При всей важности и значимости данного курса как для профессиональной подготовки экономистов, так и для углубления понимания современных рыночных процессов в ходе обучения менеджеров, юристов, политологов, журналистов и повышения квалификации гос. чиновников и специалистов неэкономических направлений учебно-методические материалы продолжают оставаться редкостью в российской экономической литературе. Особенно острой проблема нехватки методических пособий оказывается в сфере прикладных руководств, задачников и сборников упражнений, которые могли бы использоваться для проведения семинарских и практических занятий и для самоподготовки обучающихся. Данное учебное пособие призвано восполнить обнаруженный пробел. Как мы убеждались на протяжении всей книги, цель пособия заключалась в том, чтобы продемонстрировать всесторонность и практичность экономической теории, а также связь учебного курса с дальнейшими научными исследованиями в данной области, поскольку сейчас стало очевидным, что без перспектив научной работы и экономического анализа реальных жизненных процессов, происходящих в современной России учебный процесс теряет как в качестве преподавания, так и в интересе студентов. Для закрепления изученного материала или выявления недостатков усвоения было предложено использовать контрольные вопросы. Десять вопросов к каждой теме курса охватывают важнейшие аспекты изучаемого материала. Задания для самостоятельной работы помогают более глубокому усвоению теоретических положений каждой темы. Для того чтобы самостоятельная работа студентов была максимально эффективна, в отдельном разделе пособия приводятся ответы и решения к каждому заданию. Наиболее сложные задания снабжены методическими указаниями по решению и направлению дальнейшего, более углубленного изучения. Упражнения для самостоятельной работы разделены на три степени сложности. Самые легкие задания могут использоваться в вводном курсе "Экономика", либо в качестве повторения для не очень подготовленной аудитории. Задания средней степени отвечают госстандарту в области специальной подготовки экономистов. Упражнения повышенной сложности предназначены для профессионального уровня и могут использоваться в качестве дополнительных заданий не только для студентов, но и как элемент переподготовки преподавателей. ![]() Доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории
Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ).
Окончила экономический факультет МГУ им М. В. Ломоносова. Проходила
стажировку в области экономической теории в Лондонской школе экономики
(Великобритания), Университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Франция),
университете Тюбингена (Германия), Университете Дьюка (Северная Каролина,
США), университете штата Мэриленд (США), Рочестерском технологическом
институте (США), Университете Брабанта (г. Тилбург, Нидерланды).
В настоящее время преподает экономические курсы в Высшей школе экономики,
на программах второго высшего образования и МВА в Высшей школе
бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Автор более 150 научных и учебно-методических
работ по проблемам современной экономики.
|