Современные изменения в философии менеджмента, отражая значительное превышение предложения над спросом, указывают на повышенное внимание к конкуренции. Менеджмент все больше начал задумываться о том, как опередить показатели конкурента, а еще лучше – перегнать его и стать лидером. Желательно при этом ресурсов (люди, время, деньги) затратить поменьше, а результат получить как можно более весомый и с высокой степенью надежности. Такой метод известен человечеству с давних времен и подобно многим другим жизнеспособным методам начал применяться в военном деле. Одна из первых формулировок известна из высказывания китайского генерала Сунь-цзы около двух тысяч лет назад: "Если ты знаешь своего врага и знаешь себя, тебе не будет угрожать опасность в сотне сражений; если ты не знаешь врага, но знаешь себя, то одно сражение выиграешь, а одно – проиграешь; если ты не знаешь ни врага, ни себя – ты в опасности в каждом сражении". Применительно к бизнесу это – поиск лучших практик у ведущих компаний внутри и вне отрасли, их изучение, анализ причин своего отставания и внедрение адаптированного к своим условиям усовершенствованного варианта этих лучших практик. Главный критерий отбора лучших практик – повышение эффективности деятельности в результате их использования в своей компании. В настоящее время этот метод под названием "бенчмаркинг" применяется практически всеми ведущими частными компаниями индустриально развитого мира, а также в организациях сферы государственных, образовательных, медицинских и др. услуг. В России его распространение существенно скромнее по целому ряду причин, одной их которых мы считаем недостаточную информированность российских руководителей об эффективности и относительной доступности бенчмаркинга. Данная работа в какой-то мере поможет восполнить этот недостаток. В первых двух главах выборочно и кратко приведены основные теоретические понятия и опыт применения бенчмаркинга в современном мире и в России. В третьей главе показаны технологии его применения, адаптированные нами к конкретным условиям организаций, в рамках которых осуществлялись бенчмаркинговые проекты. В четвертой главе представлены многочисленные примеры из практики работы IMI Консалтинг по повышению эффективности деятельности организаций с помощью бенчмаркинга в различных актуальных сечениях. Объектами бенчмаркинга были предприятия из разных стран: России, Украины, Румынии, Монголии и разных сфер деятельности: химическая промышленность, горнодобывающая отрасль, нефтепереработка, потребительская кооперация, арт-индустрия. В практической работе на объектах принимали участие менеджеры и специалисты горно-обогатительного комбината "Эрдэнэт" (Монголия), руководители Х. Наранхуу и С. Давааням; нефтеперерабатывающего завода АО "Петротел-ЛУКОЙЛ" (Румыния), руководитель Кузьмин И.Г.; ГП "НПО "Павлоградский химзавод"" (Украина), руководитель Шиман Л.Н.; Леноблпотребсоюза, руководитель Птушкин Ю.В.; Новгородского облпотребсоюза, руководитель Садальский С.С.; Томского облпотребсоюза, руководитель Савенко А.В.; фото- и багетных мастерских (Россия), руководители Бабушкин Д.В., Бирюков С.Е., Коротков В.П., Левин М.С., Тарасова Е.В., Теплов В.Г. |