URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Абачиев С.К. Теория и практика аргументации: Логико-гносеологические и внелогические аспекты Обложка Абачиев С.К. Теория и практика аргументации: Логико-гносеологические и внелогические аспекты
Id: 165215
629 р.

Теория и практика аргументации:
Логико-гносеологические и внелогические аспекты. Изд. 3, перераб. и доп.

URSS. 2013. 344 с. ISBN 978-5-396-00462-7.
Типографская бумага

Аннотация

В данном учебном пособии освещаются ключевые эволюционно-гносеологические и внелогические аспекты современного учения об аргументации. Настоящее издание значительно переработано в представлении теоретической части предмета и дополнено разбором контрольных вопросов и заданий. Значение книги выходит за рамки задач учебников по логике и аргументации. Она дает также общеметодологическую основу курса "История и философия науки" для магистратур и аспирантур... (Подробнее)


Оглавление
top
ПРЕДИСЛОВИЕ
ТЕМА 1. Современная полная версия учения об аргументации
 1.1. Интеллектуальные диалоги, их полюса и основные формы
 1.2. Определение аргументации в полной версии
 1.3. Логико-гносеологические и внелогические аспекты аргументации: современное понимание их взаимоотношений
 1.4. Классификация способов аргументации
ТЕМА 2. Эмпирическая аргументация
 2.1. Прямое и косвенное опытное обоснование концепций
 2.2. "Асимметрия" между опытной подтверждаемостью и опровергаемостью концепций
 2.3. Апелляции к примерам и иллюстрациям
ТЕМА 3. Теоретическая аргументация
 3.1. Конкретность теоретической аргументации
 3.2. Дедуктивное обоснование
 3.3. Системное обоснование
 3.4. Опытная проверяемость и опровержимость
 3.5. Условия совместимости
 3.6. Соответствие общим принципам
 3.7. Принцип привычности - "здоровый консерватизм"
 3.8. Методологическое обоснование
 3.9. Границы обоснования
ТЕМА 4. Контекстуальная аргументация
 4.1. Сущность контекстуальной аргументации
 4.2. Авторитет и традиция как аргумент
 4.3. Вера как аргумент
 4.4. Здравый смысл как аргумент
 4.5. Интуиция и аргументация
ТЕМА 5. Аргументация и ценности
 5.1. Природа ценностей в менталитете людей, коллективов и социальных групп
 5.2. Ценности и идеология
 5.3. Конфликтность и непредсказуемость диалогов по поводу ценностей
 5.4. Роль религиоведческой и культурологической подготовки в ценностно конфликтных диалогах
ТЕМА 6. Проблемные ситуации
 6.1. Вопросы и проблемы. Типы проблем
 6.2. Явные проблемы
 6.3. Неявные проблемы
ТЕМА 7. Спор как форма диалога
 7.1. Основные особенности и основные формы спора
 7.2. Корректные внелогические приёмы спора
 7.3. Споры об истине и споры о ценностях
ТЕМА 8. Корректность аргументации
 8.1. Некорректные доказательства
 8.2. Паралогизмы, софизмы и парадоксы
 8.3. Уловки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ответы к контрольным вопросам и упражнениям
Рекомендуемая дополнительная литература

Предисловие
top

Настоящая книга развивает результаты нашего учебника "Формальная логика с элементами теории познания>. Своими новыми темами она представляет существенно более широкий спектр современных версий аргументации. Развивая результаты той книги, данная книга даёт существенно более полную учебную версию формальной логики с элементами эволюционной теории познания. Соответственно, более полно представляется и общеметодологическое значение эволюционной гносеологии.

Аргументация в любой своей форме претендует на доказательность. Поэтому важно понимать именно современное многообразие форм доказательной аргументации.

Никакой единой теории доказательств не существует даже в эталонно доказательной математике. Даже в этой отрасли науки своё многообразие форм доказательной аргументации. Поэтому нетрадиционная формальная логика, которая смыкается с математической логикой, не может дать универсального рецепта доказательности умопостроений. Тем более такого рецепта не может дать традиционная формальная логика, которая получает своё ка-чественное обобщение в эволюционной теории познания.

Традиционная формальная логика вместе с эволюционной теорией познания дают методологию эффективной доказательности знаний. Но в реальной практике научного и, особенно, ненаучного познания важную роль играют также и внелогические формы аргументации. Они тем более не могут быть приведены к какому-то "общему знаменателю" единой теории аргументации. Их требуется феноменологически или чисто эмпирически принимать к сведению и не более того. Так обстоит дело в любых теориях научного качества. Они всегда феноменологически и (или) эмпирически открыты к концепциям и фактам за пределами своих предметных областей, своих систематизирующих, объясняющих и прогнозирующих способностей. Современная теория аргументации как часть современной логики и теории познания в этом плане не должна составлять исключения.

В наше время одной из азбучных общеметодологических истин является понимание того, что реальная практика радикально сложнее и богаче своих адекватных теоретических схем. При теоретической ясности исходной схемы практика заставляет шаг за шагом вносить в неё всё новые уточнения, в том числе существенные. Так, даже в самых научно-теоретически обоснованных новых технологиях велика дистанция от их адекватной теоретической схемы до работоспособных машин и аппаратов. Достаточно упомянуть управляемый термоядерный синтез: его принципиальные основы были разработаны ещё в 50-60-х гг. ХХ в., однако до тер-моядерных электростанций и в настоящее время неопределённо далеко.

Всё это в полной мере справедливо и относительно современного учения об аргументированных диалогах между людьми. Строго говоря, теория аргументации - это их искусственная концептуальная схема, фигурирующая в учебниках по формальной логике. Её основные упрощающие предположения следующие:

  • отсутствие диалога в идейном взаимодействии людей: доказывающий (или опровергающий) доказывает (или опровергает), а адресаты его аргументов (или контраргументов) пассивно убеждаются (в правоте доказывающего) или разубеждаются (в своей правоте);
  • весьма идеализированная ситуация, когда участники обсуждения одинаково заинтересованы в достижении истины (такая ситуация даже в науке не реализуется полностью);
  • весьма идеализированная (если не сказать - идиллическая!) ситуация, когда участники обсуждения руководствуются исключительно "холодным" рациональным разумом;
  • весьма идеализированная ситуация, когда участники обсуждения более или менее одинаково компетентны в обсуждаемых вопросах и психологически равнодушны к вопросу лидерства в процессе обмена идеями;
  • весьма идеализированная ситуация, когда при обсуждении вопросов не затрагиваются системы жизненных ценностей участников обсуждения.

    Подчеркнём ещё раз, что отвлечение от подобных факторов фактически превращает интеллектуальные диалоги в монологи авторов доказательств и опровержений. Но при действии этих факторов может получиться так (и нередко так и получается), что даже автор абсолютно доказательной концепции со своей абсо-лютно доказательной аргументацией не в состоянии убедить (и тем более - переубедить) тех, кому всё это адресуется. Тут-то и начинается область обмена идеями именно как диалогов!

    Говоря современным языком, монологи линейны, т. е. в них причинно-следственная линия развития событий обращена только в одну сторону - от доказывающего (или опровергающего) к адресату доказательств (или опровержений). Монологи, в общем, хорошо предсказуемы. Диалоги же существенно нелинейны, поскольку следствие (мыследеятельность адресата аргументации) воздействует на порождающую его причину по принципу обратной связи. В общем, диалоги плохо предсказуемы. Но это и есть реальные процессы человеческого обмена идеями - та самая практика аргументации, которая радикально сложнее и богаче её теоретической схемы. Образно говоря, теория аргументации отличается от её практики примерно так, как штабные учения военачальников на макетах местности отличаются от реальных боевых действий.

    Объём понятия "доказательные рассуждения" столь широк, что общ я теория таких рассуждений большей своей частью принадлежит эволюционной гносеологии. Последняя изучает полные циклы познания. Это познание (особенно, в науке) во всех фазах должно строиться на доказательных рассуждениях, хотя в каждой фазе их доказательность понимается по-своему. Имея своим предметом высшие фазы познания со сложившимся понятийным аппаратом, форм льная логика интересуется лишь доказательностью рассуждений соответствующего качества. Для этого качества характерно, в первую очередь, широкое и наиболее эффективное использов ние в доказательствах логической дедукции. Соответствующим обр зом в данной книге распределяется и тематика теории и практики ргументации.

    Многие крупнейшие специалисты в области логики веками пытались избавить идейные диалоги людей от подобной "психологии", полностью рационализировать реальные дискуссии. Но в наше время, на современном уровне развития методологии науки становится очевидно, что эта трудная проблема взаимоотношений науки логики с "психологией" должна решаться по образцам реальных вз имоотношений научных теорий с практикой. При этом идеализированн я фундаментальная схема практики остаётся идеализированной схемой. В ней развиваются знания о каком-то одном комплексе явлений в меру его относительной автономности, в рамках чётко определённой системы понятий, которая самосогласована, т. е. позволяет систематически получать выводным путём достоверные результаты. Что касается многоплановых связей теории с явлениями, осложняющими её практическое использование, то такие явления должны лишь феноменологически или чисто эмпирически приниматься к сведению.

    Именно так следует вводить в теорию аргументации компоненты, подобные сведениям о софистике и о психологических уловках, о роли интуиции, интересов и ценностей участников диалогов и др. При этом теория аргументации превращается, в сущности, в прикладную науку, которая по определению призвана изыскивать пути эффективного практического использования фундаментальной идеализированной схемы.

    Формально-логическим и эволюционно-гносеологическим аспектам ргументации в данной книге посвящены темы 1–3. Последующие темы 4–8 посвящены её внелогическим аспектам.


    Об авторе
    top
    Абачиев Сергей Константинович
    Кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Института государственного управления, права и инновационных технологий. Области исследовательских интересов – традиционная формальная логика и эволюционная теория познания, гносеологические проблемы труда и техники, православно ориентированные религиоведение и историософия, взаимодействие науки и религии. В разработке проблем логики и методологии науки впервые обратился к тщательной логико-гносеологической рефлексии над элементарными познавательными процессами научного и ненаучного типов. Тем самым многовековой процесс становления эволюционной теории познания как научной теории, а не философского учения, был им введён в завершающую стадию.