Настоящая книга развивает результаты нашего учебника "Формальная логика с элементами теории познания>. Своими новыми темами она представляет существенно более широкий спектр современных версий аргументации. Развивая результаты той книги, данная книга даёт существенно более полную учебную версию формальной логики с элементами эволюционной теории познания. Соответственно, более полно представляется и общеметодологическое значение эволюционной гносеологии. Аргументация в любой своей форме претендует на доказательность. Поэтому важно понимать именно современное многообразие форм доказательной аргументации. Никакой единой теории доказательств не существует даже в эталонно доказательной математике. Даже в этой отрасли науки своё многообразие форм доказательной аргументации. Поэтому нетрадиционная формальная логика, которая смыкается с математической логикой, не может дать универсального рецепта доказательности умопостроений. Тем более такого рецепта не может дать традиционная формальная логика, которая получает своё ка-чественное обобщение в эволюционной теории познания. Традиционная формальная логика вместе с эволюционной теорией познания дают методологию эффективной доказательности знаний. Но в реальной практике научного и, особенно, ненаучного познания важную роль играют также и внелогические формы аргументации. Они тем более не могут быть приведены к какому-то "общему знаменателю" единой теории аргументации. Их требуется феноменологически или чисто эмпирически принимать к сведению и не более того. Так обстоит дело в любых теориях научного качества. Они всегда феноменологически и (или) эмпирически открыты к концепциям и фактам за пределами своих предметных областей, своих систематизирующих, объясняющих и прогнозирующих способностей. Современная теория аргументации как часть современной логики и теории познания в этом плане не должна составлять исключения. В наше время одной из азбучных общеметодологических истин является понимание того, что реальная практика радикально сложнее и богаче своих адекватных теоретических схем. При теоретической ясности исходной схемы практика заставляет шаг за шагом вносить в неё всё новые уточнения, в том числе существенные. Так, даже в самых научно-теоретически обоснованных новых технологиях велика дистанция от их адекватной теоретической схемы до работоспособных машин и аппаратов. Достаточно упомянуть управляемый термоядерный синтез: его принципиальные основы были разработаны ещё в 50-60-х гг. ХХ в., однако до тер-моядерных электростанций и в настоящее время неопределённо далеко. Всё это в полной мере справедливо и относительно современного учения об аргументированных диалогах между людьми. Строго говоря, теория аргументации - это их искусственная концептуальная схема, фигурирующая в учебниках по формальной логике. Её основные упрощающие предположения следующие: Подчеркнём ещё раз, что отвлечение от подобных факторов фактически превращает интеллектуальные диалоги в монологи авторов доказательств и опровержений. Но при действии этих факторов может получиться так (и нередко так и получается), что даже автор абсолютно доказательной концепции со своей абсо-лютно доказательной аргументацией не в состоянии убедить (и тем более - переубедить) тех, кому всё это адресуется. Тут-то и начинается область обмена идеями именно как диалогов! Говоря современным языком, монологи линейны, т. е. в них причинно-следственная линия развития событий обращена только в одну сторону - от доказывающего (или опровергающего) к адресату доказательств (или опровержений). Монологи, в общем, хорошо предсказуемы. Диалоги же существенно нелинейны, поскольку следствие (мыследеятельность адресата аргументации) воздействует на порождающую его причину по принципу обратной связи. В общем, диалоги плохо предсказуемы. Но это и есть реальные процессы человеческого обмена идеями - та самая практика аргументации, которая радикально сложнее и богаче её теоретической схемы. Образно говоря, теория аргументации отличается от её практики примерно так, как штабные учения военачальников на макетах местности отличаются от реальных боевых действий. Объём понятия "доказательные рассуждения" столь широк, что общ я теория таких рассуждений большей своей частью принадлежит эволюционной гносеологии. Последняя изучает полные циклы познания. Это познание (особенно, в науке) во всех фазах должно строиться на доказательных рассуждениях, хотя в каждой фазе их доказательность понимается по-своему. Имея своим предметом высшие фазы познания со сложившимся понятийным аппаратом, форм льная логика интересуется лишь доказательностью рассуждений соответствующего качества. Для этого качества характерно, в первую очередь, широкое и наиболее эффективное использов ние в доказательствах логической дедукции. Соответствующим обр зом в данной книге распределяется и тематика теории и практики ргументации. Многие крупнейшие специалисты в области логики веками пытались избавить идейные диалоги людей от подобной "психологии", полностью рационализировать реальные дискуссии. Но в наше время, на современном уровне развития методологии науки становится очевидно, что эта трудная проблема взаимоотношений науки логики с "психологией" должна решаться по образцам реальных вз имоотношений научных теорий с практикой. При этом идеализированн я фундаментальная схема практики остаётся идеализированной схемой. В ней развиваются знания о каком-то одном комплексе явлений в меру его относительной автономности, в рамках чётко определённой системы понятий, которая самосогласована, т. е. позволяет систематически получать выводным путём достоверные результаты. Что касается многоплановых связей теории с явлениями, осложняющими её практическое использование, то такие явления должны лишь феноменологически или чисто эмпирически приниматься к сведению. Именно так следует вводить в теорию аргументации компоненты, подобные сведениям о софистике и о психологических уловках, о роли интуиции, интересов и ценностей участников диалогов и др. При этом теория аргументации превращается, в сущности, в прикладную науку, которая по определению призвана изыскивать пути эффективного практического использования фундаментальной идеализированной схемы. Формально-логическим и эволюционно-гносеологическим аспектам ргументации в данной книге посвящены темы 1–3. Последующие темы 4–8 посвящены её внелогическим аспектам. Абачиев Сергей Константинович Кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Института государственного управления, права и инновационных технологий. Области исследовательских интересов – традиционная формальная логика и эволюционная теория познания, гносеологические проблемы труда и техники, православно ориентированные религиоведение и историософия, взаимодействие науки и религии. В разработке проблем логики и методологии науки впервые обратился к тщательной логико-гносеологической рефлексии над элементарными познавательными процессами научного и ненаучного типов. Тем самым многовековой процесс становления эволюционной теории познания как научной теории, а не философского учения, был им введён в завершающую стадию.
|