Обложка Белкина Г.Л. (отв. редактор), Фролов И.Т., Лекторский В.А., Юдин Б.Г., Аршинов В.И., Степин В.С., Розин В.М., Гнатик Е.Н., Корсаков С.Н. и др. Человек и его будущее: Новые технологии и возможности человека
Id: 163730

Человек и его будущее:
Новые технологии и возможности человека

URSS. 2012. 496 с. ISBN 978-5-9710-0488-2. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Эта книга посвящена самым актуальным проблемам сегодняшнего дня --- проблемам будущего человека и человечества, будущего, которого может и не быть ни у человечества как социальной общности, ни у человека как биологического вида. В результате бурного научно-технического прогресса, открывшего человеку безграничные возможности, возникли социальные, морально-этические и даже биологические проблемы, которые человеку предстоит решить, чтобы его будущее... (Подробнее)


Анонс

"Наверное, человек начинается с размышлений о будущем, с надежды на него. Надежда порождает иллюзии и веру в будущее, питает религиозные и иные мифы. Но она же укрепляет разум и гуманность человека, побуждает к научному познанию реальных перспектив человека".

И.Т.Фролов

Оглавление
Предисловие
I Человек и его будущее
И.Т.ФроловЧеловек и его будущее (научный, социальный и гуманистический аспекты)
В.А.Лекторский Возможно ли пост-человеческое будущее?
Э.А.Араб-Оглы Размышления о будущем
Б.Г.ЮдинПерспективы человека: между прошлым и будущим
В.А.КутыревПоследнее искушение человека
П.С.ГуревичГоризонты человеческого существования
А.А.Пелипенко Люди слова и люди цифры. К проблеме культурно-антропологических факторов системного кризиса современности
П.М.ЧумаковВыход за пределы возможного: проект "геном человека"
Д.А.ЛеонтьевК антропологии счастья: состояние благополучия и путь радости
С.А.Пастушный Антропогенетика и диалектика (аксиолого-телеологический аспект)
С.Н.КорсаковО непредопределенности человеческого существования
В.А.ЛосьВ поисках "кентаврного человека"
П.Д.ТищенкоБудущее человечества как риск
А.В.КозенкоБудущее, на которое мы не влияем
Ю.В.ХенВырождение -- будущее человечества?
Е.Н.ГнатикНеоевгеника в дискурсе отечественной культуры: взгляд сквозь призму гуманизма
Г.Б.Степанова Креативность как необходимое качество человека будущего
В.П.Веряскина Социальное будущее человека в парадигме рефлексивной модернизации
II Новые технологии и развитие человека
Н.Н.Моисеев, И.Т.Фролов Высокое соприкосновение. Общество, человек и природа в век микроэлектроники, информатики и биотехнологии
В.А.Лекторский Современные технологии и человеческие ценности
В.И.АршиновКонвергирующие технологии в перспективе будущего человека
В.С.СтепинНаучная рациональность в социокультурном контексте
Е.А.МамчурФеномен прикладнизации науки и его социальные последствия
В.Г.ГороховТехнонаука и перспективы развития глобальной цивилизации
Х.ЛенкСоциальная ответственность человека за надежность сложных социотехнических систем
Д.А.ЛеонтьевВозможны ли технологии развития человека?
В.М.РозинМетодологические практики как одно из условий антропологической революции
И.Л.АндреевИстория человечества и биология человека
Е.Н.ГнатикТрансгуманистические проекты в эпоху конвергентных технологий
П.С.ГуревичТехнологии свихнувшегося разума
В.Д.ЖирновПротиворазумная рациональность современной цивилизации
П.Д.ТищенкоЧеловек-машина: перечитывая Карла Маркса
С.Н.КорсаковВмешательство в природу человека -- отказ от свободы
А.В.КозенкоТехнологический прогресс и деградация человека
Г.Б.Степанова Информационные технологии и человек: о влияниях и последствиях
А.Ю.Березанцев, И.Л.Андреев, Л.Н.Назарова Новые технологии -- новые патологии: Интернет и здоровье человека
Ф.Г.Майленова Психотехнологии на службе человека: минусы и плюсы
Л.Ф.КурилоЭтико-правовые аспекты некоторых биомедицинских технологий
О.В.ПоповаТехнологическая утопия как зона этического риска
А.В.ОлескинБиополитика: каналы политического влияния на биологию человека

Предисловие
Наверное, человек начинается с размышлений о будущем,
с надежды на него. Надежда порождает иллюзии и веру в будущее,
питает религиозные и иные мифы. Но она же укрепляет разум
и гуманность человека, побуждает к научному познанию
реальных перспектив человечества.
И.Т. Фролов

Возьмем и мы эти слова И.Т. Фролова как эпиграф, как нить, ведущую нас по лабиринтам современной науки и современной технологии, развивающейся бурно и безмерно опасно, приводя к сдвигам парадигмального характера. Проблема будущего человека и человечества уже многие сотни лет неразрывно связана с развитием науки, но оказалось, что вначале достаточно незаметно, а сегодня совершенно очевидно развитие науки привело к такому "разворачиванию" техники и технологий, что теперь и науку пытаются назвать "технонаукой" и развитие человека и человечества оказывается самым радикальным образом втянутым в этот "технологический водоворот".

Без преувеличения можно сказать, что наука и техника заняли доминирующее положение в целостной системе форм общественного сознания, оказывают влияние на все стороны духовной жизни человечества и культуру в целом. По образному выражению И.Т. Фролова, "прогресс науки - вот ключ к пониманию человеческих проблем, тот "магический кристалл, сквозь который просматриваются перспективы человечества, будущее человека".

При этом следует иметь в виду, что становление новой технонаучной парадигмы потенциально содержит в себе предпосылки перехода человеческой цивилизации в качественно иное состояние развития. И этот переход таит в себе как надежды, так и угрозы будущему человечества.

Только человек имеет историю. Он - единственное существо, способное своими действиями повлиять на свое будущее. Будущее человека становится в значительной мере результатом его деятельности, поэтому он может отчасти его конструировать и, отчасти, предвидеть основные тенденции его развития, хотя будущее едва ли предсказуемо из прошлого, поскольку существуют такие явления, как перемены, революции, а предсказать их невозможно. Инновационное развитие - это в принципе отклонение от изначально ожидаемой траектории, поэтому предвидеть весь комплекс вероятных условий и факторов, влияющих на будущее, в принципе невозможно. Тем не менее, человеку свойственно увлекаться и игнорировать факторы, не укладывающиеся в нарисованный фантазией образ будущего. Поэтому нередко, благодаря "хитрости истории" человек получает совсем не то, на что рассчитывал. Мудрость человека должна состоять, прежде всего, в способности разумно относится к своим возможностям и вытекающим из них перспективам, не увлекаться миражами, но вместе с тем и не проецировать на будущее наличную ситуацию. Человек способен отделять утопии от реальных перспектив и своей деятельностью содействовать отстранению таких перспектив, которые чреваты опасностью непредсказуемого развития и могут навредить человеку вместо того, чтобы принести благо. Благо человека - вот высший критерий мудрости.

Возможность в определенной мере предвидеть будущее существует у человека благодаря науке и философии. Наука раскрывает закономерности развития объектов и поэтому позволяет судить об их будущих состояниях. Но наука работает только в рамках познанного. Философия способна выходить далеко за эти рамки. Это обусловлено самой природой философии. В отношении всякого объекта она спрашивает: как он в принципе возможен? Каковы его основания? Поставив вопрос об основаниях, философия как бы перебирает различные возможные модели всякого существования. Поэтому философия оказывается в состоянии применить к ожидаемому будущему не только принцип достижимости, но и принцип допустимости. Человек уже настолько силен, что может взяться за реализацию любой утопии. Важно, чтобы он, обуянный либо тысячелетними предрассудками, либо гордыней воспарившего в неизвестность разума, не навредил самому себе. В этом - залог того, что человек, наконец, сумеет применить свою мудрость не post factum, а вовремя.

В наши дни человек столкнулся с ситуацией, когда возможности современной науки и технологии грозят частичной переделкой его природы, и переделка эта может принять необратимый характер. В ходу понятие "конструирования" человека. Одни восхищаются открывшимися возможностями, другие ужасаются им, третьи, ослепленные перспективами вероятного коммерческого использования средств науки, заведомо игнорируют негативные последствия. Проблема слишком серьезна, чтоб подходить к ней без глубокого анализа всех возможных вариантов развития ситуации. Мы должны последовать за Спинозой, который учил: "Не плакать, не смеяться, но понимать". Поэтому, в деле, чреватом многими, в том числе непредвиденными опасностями, столь важен разумный диалог квалифицированных специалистов. Причем, специалистов разных наук, специалистов, изучающих различные стороны и проявления человека. Ведь уже понятно, что вмешательство в одно из измерений человеческого бытия не может не затронуть и прочие измерения, на которые поначалу и не собирались воздействовать.

Настоящая книга представляет собой опыт подобного междисциплинарного диалога. В дискуссии о человек и его будущем, о влияние на это будущее новых технологий принимают участие философы, биологи, генетики, психологи, психиатры, культурологи. Диалог состоялся в рамках Чтений, посвященных памяти русского философа академика Ивана Тимофеевича Фролова (1929 - 1999). Посмертная судьба его идей - яркий пример того, как мысли выдающегося ученого становятся с течением времени все более актуальными. В этом отношении следует признать, что работы И.Т.Фролова стали классическими. Читатель может убедиться сам в этом удивительном факте смещения времен, прочитав статью И.Т. Фролова, которой открывается эта книга. Статья была опубликована в 1985 году и посвящена возможным последствиям вмешательства в природу человека с помощью генетики и фармакологии. Она написана почти тридцать лет назад. Создается, однако, впечатление, что статья философа - отклик на острейшие дискуссии о клонировании человека и переделке человеческой природы, которые ведутся сейчас в самых серьезных научных аудиториях. Вполне оценить эту способность философа к предвосхищению будущего мы сможем, если узнаем, что данная статья - не первый опыт постановки проблемы, а итог пятнадцатилетних размышлений. Вопросы перспектив человека и влияния на эти перспективы науки, прежде всего, биологии, И.Т. Фролов стал разрабатывать с начала 1970-х гг., первые статьи им были опубликованы в 1975-1976 гг.

Почему именно И.Т. Фролов смог поставить эти проблемы в то время, когда широкой общественности они были еще вовсе непонятны, дискуссии на подобные темы воспринимались как разговоры из области научной фантастики, а никто их ученых не превратил эти проблемы в предмет философских и нравственных размышлений и дискуссий, не приложил усилия для спокойного и обстоятельного разъяснения широкой аудитории возможностей и опасностей, ожидающих человека? Несомненно, здесь сказалась мощь интеллекта ученого, ясное понимание тенденций развития науки. И.Т. Фролов смог это сделать в своих книгах, статьях, выступлениях и телепередачах, потому что не просто постигал человека разумом, а считал постижение человека своей "миссией" в философии. Мудрость, говорил И.Т. Фролов, состоит в соединении разума и гуманности. Гуманность без научного разума бессильна, разум, игнорирующий гуманность, бесчеловечен.

Главную опасность И.Т. Фролов видел в попытках создать "нового человека" средствами биотехнологии. Такой "человек" будет выделан по масштабу интеллекта и нравственному уровню самих биотехнологов. Он станет не сверхчеловеком, как мнится многим сегодня, но квазичеловеком. Самое страшное при этом - это возможность необратимого изменения человеческого генотипа или же закрепление изменений в общем потомстве людей и биокиборгов. Осознавая эту опасность, И.Т. Фролов призывал беречь человека, охранять его, его разум и окружающий его мир. Современные трансгуманисты, призывающие к коренной переделке, а, по сути, к перманентной фабрикации человеческой природы, не сказали нового слова в понимании человека. Они лишь продолжили ту линию нигилистического отношения к человеку, которую столь отчетливо наметила философия кризисного общества конца XIX в. в лице Ф. Ницше. "Необходима ли такая перестройка, диктуется ли она реальными потребностями человека и к каким последствиям для рода человеческого она может привести?" - спрашивал И.Т. Фролов. Использовать средства науки для лечения или профилактики генетических заболеваний необходимо. Но недопустимо безответственное вмешательство в природу человека. Опасность таится, по словам И.Т. Фролова, в "сциентистском самодовольстве". Мы находимся пока еще в самом начале пути познания человеческой природы. Многие факторы скрыты от нас и не могут быть учтены. Как не могут быть учтены и возможные корреляции между различными, положительными и негативными генетическими особенностями человека. Поэтому мы должны быть предельно осторожны. Вмешательство в человеческую природу при абсолютизации существующего знания о ней - самая настоящая реакционная утопия, даже если ее адепты не выдвигают при этом евгенических задач.

И.Т. Фролов подошел к проблеме не только как ученый, но, прежде всего, как философ-гуманист. Ответом на новые вызовы науки стала его концепция "нового гуманизма". В частности, применительно к вопросу о конструировании человеческой природы, им был сформулирован следующие парадокс: "Чтобы создать человека более умного, чем мы, мы уже должны быть умнее, чем тот, кого мы хотим создать, в том числе - обладать более высокой моралью". Попытки сотворения сверхчеловека иррациональны по сути своей. Для разума, соединенного с гуманностью, сдержанное отношение к возможностям разума - не только наиболее разумный путь, но и средство сохранить сам разум. Новый гуманизм И.Т. Фролова предполагает также достижение социальной однородности общества как условия каких-либо серьезных экспериментов с человеческой природой. Своекорыстное использование достижений биологии и генетики в расколотом обществе, которым правят деньги, несет с собой смертельную опасность для человечества. Принцип, которым следует руководствоваться безусловно, - это, согласно И.Т.Фролову, сохранение человеческой индивидуальности. Необходимо положить пределы манипулятивного воздействия на индивидуальность человека и предоставить ему возможность дальнейшего безграничного самосовершенствования в рамках социокультурного прогресса. Важным шагом на этом пути должно стать разоблачение реакционных утопий, мистифицирующих перспективы человека. Этой цели служит профессиональный разговор, состоявшийся в рамках Фроловских чтений.


Об авторах
Фролов Иван Тимофеевич
Философ, общественный и политический деятель, академик РАН. Занимался философией биологии, методологическими, социальными и этическими проблемами науки, стал основоположником в разработке таких проблемных областей, как глобальные проблемы

современности, комплексное изучение человека. Одним из первых в нашей стране обратился к изучению биоэтических проблем. С 1968 по 1977 г. был главным редактором журнала "Вопросы философии". В 1992 г. основал и возглавил Институт человека РАН.

Лекторский Владислав Александрович
Доктор философских наук, профессор, академик Российской академии наук, главный научный сотрудник Института философии Российской академии наук.
Юдин Борис Григорьевич
Философ, член-корреспондент РАН, заведующий отделом комплексных проблем изучения человека Института философии РАН, главный редактор журнала «Человек», заместитель председателя Российского биоэтического комитета. Занимался философско-методологическими и этическими проблемами науки, гуманитарной экспертизой новых технологий, методологией комплексного изучения человека, проблемами сохранения и развития человеческого потенциала России. Одним из первых в нашей стране обратился к изучению биоэтических проблем.
Аршинов Владимир Иванович
Советский и российский философ в области философии науки и эпистемологии, один из основоположников российской научной школы философии самоорганизации. Редактор и комментатор работ М. Полани, И. Пригожина, Ф. Варелы, У. Матураны, Г. Хакена. Один из организаторов работы Московского международного синергетического форума. Кандидатская диссертация — «Идея уровней в структуре физического знания» (1974); докторская диссертация — «Синергетика как феномен постнеклассической науки» (1999).
Розин Вадим Маркович
Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».

Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.

Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 550 научных работ, в том числе 80 книг и учебников.

Гнатик Екатерина Николаевна
Доктор философских наук. Профессор кафедры онтологии и теории познания факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, профессор кафедры истории и философии науки Института философии РАН. Автор более 110 научных трудов, в том числе четырех монографий и нескольких статей (в журналах "Вопросы философии", "Безопасность Евразии", "Наука и религия" и др.) по проблемам генетической инженерии, а также ряда учебных пособий по концепциям современного естествознания. Область научных интересов — философские и правовые проблемы биомедицины, генетической инженерии; философские проблемы естествознания.
Корсаков Сергей Николаевич
Доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.