URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Лайтман М.С., Хачатурян В. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ в зеркале каббалы Обложка Лайтман М.С., Хачатурян В. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ в зеркале каббалы
Id: 163231
504 р.

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ в зеркале каббалы

URSS. 2012. 304 с. ISBN 978-5-9710-0475-2.
Серия: О каббале
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Эта книга, предлагающая новый взгляд на закономерности исторического развития, открывает серию изданий, которые будут посвящены наиболее актуальным проблемам нашего времени и возможностям их решения на основе синтеза каббалистического учения и достижений современной науки. В следующих книгах предполагается дать обстоятельный анализ глобального кризиса цивилизации, который переживает человечество в начале III тысячелетия, и его истоков, а... (Подробнее)


Анонс
top

Человек – это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом. Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача – освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии. Никто не сможет выполнить такую задачу до конца, но уже сами попытки достичь эту цель являются частью освобождения и основанием для внутренней уверенности.

Альберт Эйнштейн

Оглавление
top
ОТ ИСЧИСЛЕНИЯ К СВЕТУ (Аршинов В.И., Свирский Я.И.)
ПРЕДИСЛОВИЕ (М. Лайтман)
ВСТУПЛЕНИЕ. ВРЕМЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
ГЛАВА I. ГОЛОГРАФИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ КАББАЛЫ
 1. Пути к постижению единства мироздания
 2. Две силы
 3. Альтруизм в природе и обществе?
 4. Древо сфирот – матрица мироздания
ГЛАВА II. НАШ МИР В СИСТЕМЕ МИРОЗДАНИЯ
 1. Космогенез и структура мира
 2. Есть ли цель у глобальной эволюции?
 3. Эволюция и прогресс
ГЛАВА III. ПЕРЕСМАТРИВАЯ ВСЕМИРНУЮ ИСТОРИЮ: ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕЛАНИЙ И ДИНАМИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
 1. Изменчивый облик всемирной истории
 2. Особенности нашего эгоизма
 3. Возможна ли "всемирная история желаний"?
 4. Когда возникает желание духовного?
ГЛАВА IV. МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И КУЛЬТУРОЙ: "КОСМОС ЖИЗНИ" ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА
 1. Пределы "животного" эгоизма
 2. В унисон с Природой: космос и ритуал
 3. Аграрная революция и "закат" первобытного общества
ГЛАВА V. ЭПОХА ЦИВИЛИЗАЦИИ: PИTMЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
 1. Цивилизация как искусственная среда
 2. Экономические кризисы и циклы Кондратьева
 3. Социальные кризисы: фактор солидарности
ГЛАВА VI. КРИЗИС МИФОРИТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: В ПРЕДДВЕРИИ ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ
 1. Ранняя древность: между архаикой и цивилизацией
 2. Время империй
 3. Страдания осиротевшей души
ГЛАВА VII. ПPOPbIBbI ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ
 1. "Духовная революция": религии спасения
 2. Человек в борьбе с желаниями
 3. "Возвращение" каббалы
 4. Религии спасения в эпоху "желания власти"
ГЛАВА VIII. ЕВРОПА В НОВОЕ ВРЕМЯ: РОЖДЕНИЕ "ЦИВИЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ"
 1. Этапы перехода
 2. Почему научная революция произошла в Европе?
 3. От "живой Вселенной" к механистической картине мира
 4. "Расколдованный мир". Диктат разума
ГЛАВА IX. БЛЕСК И НИЩЕТА ИНДУСТРИАЛИЗМА
 1. Технологический универсум: ловушки для эгоизма
 2. "Человек индустриальный"
 3. Предвестия перемен
 4. Апокалипсис на любой вкус
ГЛАВА Х. НАУКА О ГЛОБАЛЬНОМ КРИЗИСЕ
 1. Тупики глобальной экономики
 2. Национальное государство в глобализирующемся мире
 3. Индивидуалистическое общество – "толпа одиноких"
ГЛАВА XI. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
 1. Итоги "борьбы" с природой
 2. Успехи и неудачи "защиты окружающей среды"
 3. В чем же причины?
 4. Уроки глобального кризиса
ГЛАВА ХII. ВСТУПАЯ В XXI ВЕК: ЧТО ВПЕРЕДИ?
 1. Единое человечество: утопия или реальность?
 2. Еще один взгляд на глобальную эволюцию и историю человечества
 3. Интегральность – новая парадигма исторического развития
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Выступление проф. M Лайтмана на Третьем Всемирном Духовном форуме и Аросе
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛОССАРИЙ

От исчисления к свету. (Размышления о пути к интегральному обществу)
top
Аршинов В.И., доктор философских наук, заведующий сектором Института философии РАН.
Свирский Я.И., доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

Сначала люди являются друг для друга
более или менее отталкивающими,
более или менее притягательными чужаками;
именно так они и должныучиться,
что не подразумевается само собой.
Эрнст Симон Блох

Книга М.Лайтмана и В.Хачатурян является, по сути дела, началом развития грандиозного междисциплинарного проекта, ориентированного на синтез современной антропологии, постнеклассической науки, философии и каббалы. Необходимость в таком синтезе вызвана, прежде всего, тем глобальным кризисным состоянием, в котором сегодня находится наша земная цивилизация. Этот кризис имеет много граней и проявлений, перечень которых можно сделать весьма обширным и по-разному сформулировать. Но ограничимся указанием лишь одной из его существенных характеристик – это кризис духовный, мировоззренческий, кризис человеческого сознания и самосознания, кризис смысла существования человеческого общества на планете Земля. Подчеркнем: мы сталкиваемся с качественно новой ситуацией в истории человечества.

Как пишет Э.Ласло, "это нечто новое и неожиданное в истории человеческого рода – вести такой образ жизни, который не позволят нам жить. Напрашивается неизбежный вывод: мы должны измениться. Боюсь, что речь уже идет не о том, следует ли нам меняться, а о том как быстро и как качественно мы изменимся... Для того, что бы выжить и продолжать свое развитие, не обрекая себя на вымирание, мы должны пересмотреть свои представления о вселенной, о человеке и об идеях прогресса и развития".

На пересмотр этих представлений и нацелен междисциплинарный или, точнее, трансдисциплинарный проект М.Лайтмана.

Что особенно привлекает в книге, так это утверждение необходимости междисциплинарного диалога и сотворчества, утверждение необходимости конвергенции изначальных социокультурных интуиций проникновения в законы мироздания. Ибо только при человекомерном, междисциплинарном подходе к освоению мироздания духовное богатство, которое содержится в еще не освоенных пластах каббалистического учения, обретает особую форму жизни, особую форму востребованности здесь и сейчас. В книге ясно показывается, что в своих ключевых мировоззренческих пунктах способы получения, хранения и передачи знаний, принятые в институциональной науке, резонируют с каббалистическим видением мира. И такая резонирующая конвергенция касается не только внешних сходств, но и содержательных аспектов, высвечивающих проблемные узлы, связанные как с переосмыслением теоретико-методологических установок научного творчества, так и с выявлением изменений в онтологических представлениях.

Из подобного резонанса вырастает особый тип синтетической онтологии, подразумевающей своеобразный сдвиг в самой онтологической проблематике, делающей акцент не только на экспликации некоего предсуществующего бытия, но и на введении динамической составляющей в фундаментальные структуры последнего. И в этом аспекте обращение к каббалистическому освоению мира предполагает не столько описание или реконструкцию подобных структур, не столько поиск в них "конструктивных аналогий" с теми сюжетами, которые имеют место в современной истории, антропологии, социологии и т.д., сколько выявление далеко не всегда явных связей и проблемных полей, позволяющих говорить о некоем виртуальном (ментально-физическом) пространстве, где может быть развернута тема динамически-многообразного бытия.

При этом особый акцент (при сопоставлении сюжетов, связанных с современным пониманием глобальных процессов, происходящих в природе и социуме, и каббалистической традицией, где познающий субъект сущностным образом включается в познаваемую реальность) делается на том обстоятельстве, что самому историческому процессу имманентны ценностно-этические измерения. Связано это, прежде всего, с тем, что этнографические изыскания предполагают духовно-ценностные измерения, сопряженные напрямую с эволюцией желаний, охватывающих как отдельного человека, так и те или иные сообщества. И хотя тема, связанная с потоками желаний (Ж.Делез), часто заслоняется изучением причинно-следственных и структурных отношений, современная (постнеклассическая) исследовательская практика все чаще наделяется особым качеством, именуемым "человекомерность". Именно "человекомерность" современной постнеклассической науки открывает возможность ее диалога с каббалистической традицией, где подчеркивается, что динамическое представление становящегося мира обязано учитывать такие характеристики включенного в него познающего субъекта, как влечения, желания, удовольствие и неудовольствие, причем последние перестают быть только родовыми признаками определенного типа существ, но и наделяются статусом особых онтологических инстанций. То есть стратегии познания должны быть лишены ограничений, наложенных в свое время Кантом и остающихся регулятивами научной деятельности по сей день.

Как разобраться в указанной тематике? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно иметь в виду, что каббала уже демонстрирует динамическую, пронизанную обратными связями, иерархизированную картину мира, сотканную из сложным образом взаимодействующих энергетических потоков (предполагающих, если пользоваться синергетической терминологией, объемные источники и стоки энергии, распределенные в сплошной среде исходящего от Творца света), на основе которых "нелинейным образом" самоорганизуются устойчивые и одновременно эволюционирующие образования, чей статус, в зависимости от точки зрения (и дисциплинарных пристрастий), может быть отнесен либо к духовной, либо к физической сферам. Более того, все каббалистическое мировидение пронизано духом "человекомерности" и "динамикой неоднозначности" – неоднозначности в смысле приписывания характеристик тех процессов, кои происходят здесь и теперь, какому-либо концептуально оформленному региону познавательной деятельности, будь то философия, психология, этнология, биология, космология и т.д. Последнее обстоятельство подчеркивает принципиально междисциплинарный характер тем и способов их изложения, которые присутствуют в каббале. Еще раз подчеркнем, что речь не идет только о внешних аналогиях между достижениями современной науки и каббалистическими сюжетами. Речь, скорее, может идти о поиске плодотворных взаимовлияний именно на уровне стратегий мышления, ориентированных на выявление онтологических оснований неустойчивого нелинейного мироздания. Речь идет о создании зон взаимной (альтруистической) открытости внешне радикально разнесенных в культурном пространстве способов переживания мира, о коммуникативном взаимопересечении когнитивных потенциалов этих областей.

И тут выступает одна из главных интенций книги: сопряжение каббалистического видения мира с теми самоорганизующимися процессами, которые в нем происходят. Вся совокупность каббалистического мировидения подразумевает личностную вовлеченность конкретного человека в то круговращение, которое задается "всеобщими законами". Подобные настроения можно обнаружить у видного немецкого философа Эрнста Блоха. Согласно Блоху, мир несовершенен, но он совершенствуется. И совершенствуется через обратную связь, каковую человек может получить лишь через продумывание, прочувствование чего-то, что подобно ему самому. И такое прочувствование движется по двум путям: одно "вниз" по цепочке от Творца до "нашего мира", и другое – "вверх" к источнику света. Двигаясь по этим двум направлениям, образующим цикл, человеку следует, привлекая все внутренние усилия, пройти своего рода петлю обратной связи: обрести (эгоистическое) знание о мире, а затем направить свое движение (альтруистическое) в сторону Творца, но уже с обретенным знанием. Данный сюжет блестяще исполнен в предлагаемой читателю книге, особенно в сюжетах, связанных с тем, как проходило становление современной цивилизации. Именно такого рода внутреннее, чувственно-интеллектуальное движение обеспечивает возможность выстроить то, что в каббале именуется термином "экран", позволяющий восходить от одного уровня бытия к другому (от сфиры к сфире).

Еще раз подчеркнем, что такой мотив созвучен одному из наиболее современных направлений науки – синергетике, – когда речь идет о том, что сама способность к познанию порождает реальность, конгруэнтную тому, чем является сам человек. И здесь, если так можно выразиться, возникает некий кибернетический мотив: человек творит мир через осознание собственной причастности к последнему, а познает себя через постижение мира. То есть, здесь мы имеем дело с циклическим движением гештальтов, образующих онтологическое пространство света Творца. И каббала тогда выступает в качестве особого, глубоко и фундаментально разработанного инструмента, дающего возможность вступить в подобные петли положительной обратной связи, не замыкающие систему саму на себя, а раскрывающие ее во внешнее пространство (альтруизм). И не случайно, что сам термин "сфира" – соединение "цифры" и "сапфира" – отсылает к сочленению "духовного" и "материального". Не будет большой натяжкой предположить, что емкий образ "сфирот" конгениален мотивациям творческого ума физика и математика, пытающегося соединить в одно целое, с одной стороны, свет, а с другой – исчисление (Декарт). Тем самым каббала может рассматриваться как генератор становления, самоорганизации мира и человека как его составной части, претерпевающего "фазовый переход" от эгоистического потребительского состояния сознания, мышления и чувствования к альтруистическому сознанию дарения и самоотдачи.

И тут встает вопрос: можем ли мы управлять такого рода самоорганизацией? При ответе на него исходным положением является установка на то, чтобы не противопоставлять социальные и естественные процессы. И когда такие процессы не противопоставляются, каббала предстает как набор парадигм коммуникаций, она реанимирует древние коммуникативные стратегии и показывает, как они разворачиваются на современном этапе. В этом пункте каббала опять же резонирует с философскими стратегиями Эрнста Блоха, трактующего мир как нечто незавершенное и несовершенное. Каждый из нас удерживает в себе подобную незавершенность и, одновременно, обязан завершить последнюю в себе. Мир предстает в качестве некоего проекта, который должен быть продолжен людьми, поскольку Творец уже выполнил то, что предназначил для человека. Отсюда и возникают мотивы, связанные с грехом, виной, утратой и поиском смысла существования. Человек, будучи несовершенным, должен доделать мир, оставленный ему Творцом, но доделать в согласии с планом Творца (петля положительной обратной связи). Но если мир представлен как незавершенный процессуальный гештальт, тогда в нем должна присутствовать особого рода целевая причинность высшего порядка, обусловливающая существование формосозидающих сил, направленных на завершение такого гештальта, то есть присутствует некий сверхпорядок (и, соответственно, иерархия порядков, кои могут согласовываться, а могут порождать хаос). Но именно каббала, как живая духовная традиция в диалоге с современной постнеклассической наукой и синергийной антропологией, вооружая нас инструментом когерентного согласования порядков бытия, выступает одновременно и инструментом преодоления хаоса, а тем самым обретения и нового сознания, самоотдачи, и нового смысла человеческого бытия, идущего на смену эгоистической предыстории человечества.


Об авторах
top

Михаэль Лайтман – профессор онтологии и теории познания (философия Ph.D, биокибернетика MSc), основатель и президент Международной академии каббалы и Ashlag Research Institute (ARl), некоммерческой организации, цель которой – реализация инновационных идей в образовательной политике для разрешения системных проблем современного образования и воспитания. Система образования, построенная на концепции изучения законов интегрального и взаимозависимого мира, является необходимым условием привнесения положительных изменений в жизнь человечества. Им написано более 40 книг переведенных на 17 языков.

Валерия Хачатурян – кандидат филологических наук, с 2004 по 2011 гг. ведущий научный сотрудник, зав. Центром теории и сравнительной истории цивилизаций Института всеобщей истории РАН, старший научный сотрудник сектора социокультурных процессов и систем Российского института культурологии. Автор монографий "Теория цивилизаций от античности до конца XIX века" (в соавторстве) и "Вторая жизнь" архаики: архаизующие тенденции в цивилизационном процессе", учебника для старших классов общеобразовательной школы "История мировых цивилизаций", а также более 70 статей.