Теории и практике педагогического исследования посвящают сегодня свои книги известные в отечественном педагогическом мире авторы: А.М.Новиков, В.В.Краевский, Е.В.Бережнова, В.И.Загвязинский, В.И.Михеев и ряд других. Однако в этой, кажущейся логически и содержательно завершенной, проблеме есть свои "белые пятна". Пока ещё недостаточно проявлены все функции и ракурсы процесса педагогического исследования и получаемых результатов, нет четкого представления о том, что такое методологическая культура исследователя в области педагогики, не вполне ясны "механизмы" выдвижения педагогической гипотезы, логические "переходы" между отдельными этапами педагогического поиска, не разработана теория педагогического текста (педагогическая текстология) и не выявлены особенности работы с ним педагога-исследователя. Обсуждению этих и других важных с нашей точки зрения аспектов методологии педагогики посвящается данная книга, содержащая две главы -- в первой процесс педагогического исследования рассмотрен крупным планом, во второй предпринята попытка поэтапного, поэлементного его представления, которое, как очень надеются авторы, может помочь всем, кто так или иначе связан с процессом педагогического поиска -- как чисто теоретического, так и прикладного. В частности, это относится к соискателям ученых степеней по педагогике и участникам образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования преподавателей вузов по программе "Преподаватель высшей школы" (1080 часов очно-заочного обучения) -- специально для них в Приложении размещен материал о том, как подготовить и защитить выпускную квалификационную работу. Излагая материал, мы пытались сделать это так, чтобы заинтересовать содержанием книги как можно более широкий круг читателей, и с этой целью включили в основной текст в качестве примеров такие фрагменты общей педагогики, которые могли бы помимо основного назначения расширить педагогический и общенаучный кругозор пользователя. В заключение считаем необходимым отметить, что содержание книги прошло серьезную апробацию в реальном образовательном процессе -- оно многократно представлялось авторами студентам, аспирантам и слушателям программы "Преподаватель высшей школы". ![]() Доктор педагогических наук, профессор кафедры физики Первого Московского государственного медицинского университета им.И.М.Сеченова. Автор более 180 научных и учебно-методических работ по теории и практике высшего профессионального образования, методологии педагогического исследования, теории и методике обучения физике в высшей школе. В последнее десятилетие занимается системным изучением общенаучных и гносеологических аспектов педагогического знания,
детализацией процесса научного поиска в области педагогики и образования.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Московского гуманитарного педагогического института. В 1995 г. закончила Московский педагогический государственный университет им.В.И.Ленина. Автор ряда научных и учебно-методических работ по вопросам профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, различным аспектам преподавательской деятельности в средней и высшей школе. В последнее время уделяет особое внимание профессиональному становлению будущих педагогов, в том числе педагогов-исследователей. |