URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шеппинг Д.О. Русская народность в ее поверьях, обрядах и сказках Обложка Шеппинг Д.О. Русская народность в ее поверьях, обрядах и сказках
Id: 162306
399 р.

Русская народность в ее поверьях, обрядах и сказках Изд. 2

URSS. 2012. 216 с. ISBN 978-5-397-03003-8. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга российского историка, археолога, этнографа Д.О.Шеппинга (1823–1895), посвященная исследованию поверий, обрядов и сказок русского народа. В работе рассматривается славянская языческая мифология и устное народное творчество, их отношение к народному быту, исследуется космогоническое значение русских сказок и былин. Представлен очерк первоначальной истории земледелия в отношении его к быту... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловiе
Краткiй очеркъ Русской мифологiи
Купало и Коляда въ ихъ отношенiи къ народному быту Русскихъ Славянь
Родъ и Рожаница
Космогоническое значенiе Русскихъ сказокъ и былинъ
Иванъ царевичъ могучiй Русскiй богатырь
Несколько заметокъ о народныхъ Русскихъ былинахъ, изданныхъ въ Известiяхъ Императорской Академiи Наукъ по Отделенiю Русскаго языка и словесности
О древнихъ навязахъ и наузахъ и влiянiи ихъ на языкъ, жизнь и отвлечённыя понятiя человека
Очеркъ первоначальной исторiи земледелiя въ отношенiи его къ быту и языку Русскаго народа
Значенiе Перуна и Волоса въ договорахъ Олега и Игоря съ Царьградомъ

Предисловие
top

Съ каждымъ днемъ более и более чувствуется въ нашемъ образованномъ обществе необходимость сближенiя его съ простымъ народомъ: это уже не отвлеченный тезисъ отдельнаго кружка, но потребность, чувствуемая всеми и испытанная каждымъ изъ насъ на деле въ борьбе съ действительностiю. Только полное сочувствiе народу, только гармоническое, единодушное соединенiе съ нимъ, можетъ придать намъ те новыя силы, которыя такъ необходимы, чтобы двинуться впередъ по открывающемуся предъ нами новому пути самобытнаго просвещенiя. Но чтобы вполне сойтись съ народомъ, ему сочувствовать и слиться съ нимъ въ одно общее духовное стремленiе, необходимо познакомиться съ народною жизнiю не только въ матерiальномъ столкновенiи съ ней въ избе и на улице, но и вглядываясь по-глубже въ исторiю, не удельныхъ князей Варяжскихъ, но Русскаго простаго народа, и въ его нравственныя и религiозныя воззренiя на мiръ и жизнь вообще. Намъ нельзя съ верностiю определить характеръ и наклонности одинокаго человека если не знаемъ его прошедшаго, незнакомы съ первыми впечатленiями его детства, сь первыми порывами его юношескихъ страстей. Темъ более невозможно намъ понять и народъ, если незнакомы съ его прошедшимъ, если не знаемъ той исторической обстановки, подъ которой развились его понятiя и воззренiя. Народность-это почва, на которой каждое посеянное зерно пршшмаетъ свои частныя, почве присвоенныя, особенности. Одинъ общiй светъ Христовъ просвещаетъ всехъ, а между темъ какъ многоразличны проявленiя спасительнаго ученiя у разныхъ народностей. Протестантизмъ, напримеръ, чистое созданiе Германскаго племени, когда наше православiе, напротивъ, преимущественная принадлежность Славянскаго. Первая основа этихъ различныхъ направленiй развитiя одноii общей веры едва ли не кроется уже въ до-христiанскомъ веросознанiи каждаго народа и въ самобытномъ воззренiи на окружающую его жизнь природы, и едва ли не въ этомъ вопросе лежитъ и важнейшая цель изученiя той науки, которую, по схоластической привычке, мы означаемъ обычнымъ именемъ мифологiи.

До сихъ поръ у насъ на Руси эта наука остается принадлежыостiю однихъ ученыхъ спецiалистовъ; одно названiе мифологiи страшитъ неученую массу читающей публики, потому что действительно все изследованiя по этому предмету, съ первыхъ страницъ своихъ, запугиваютъ своими чисто спецiальными сведенiями, учеными выписками древнихъ текстовъ, и целымъ рядомъ филологическихъ сближенiй словъ и звуковъ всехъ возможныхъ, живыхъ и мертвыхъ, языковъ и наречiй. Вотъ почему, въ предложенныхъ здесь статьяхъ, мы старались, по возможности, избегать этихъ ученыхъ прiемовъ, запугивающихъ публику своимъ классическимъ педантизмомъ Мы писали не для ученыхъ спецiалистовъ, знающихъ гораздо более насъ по этимъ предметамъ, но для той части нашей читающей публики, которая, сочувствуя возрожденiю Русской народности, начинаетъ сознавать потребность изученiя нашей самобытной жизни во всехъ ея бытовыхъ проявленiяхъ. Этой публике нуженъ не полный сводъ всехъ историческихъ фактовъ и ученыхъ данныхъ, – нужно сознанiе скрытаго въ нихъ народнаго духа.

Предлагаемый нами здесь изследованiя не составляютъ одного общаго целаго, по внешней форме и предметамъ нашихъ изысканiй; но между темъ все эти отдельные отрывки соединены между собою одной невидимой нитью общаго духовнаго мiросозерцанiя древней до-исторической Руси. Вглядимся ли мы въ значенiе обрядныхъ праздниковъ Купалы и Коляды, или станемъ отыскивать подъ баснословной оболочкой чудесныхъ приключенiй нашихъ сказочныхъ героевъ, древнейшiй сокровенный смыслъ этихъ сказанiй, везде мы встретимъ глубокую наблюдательность и твердое познанiе вечныхъ истинъ и неизменныхъ законовъ природы, везде отыщемъ торжество человека и его духовнаго мiра надъ случайностями жизни, и освященiе этихъ случайностей ежедневнаго житья-бытья высокимъ сознанiемъ нравственнаго значенiя человека.

Этимъ разрозненнымъ изследованiямъ (появлявшимся въ печати отчасти и прежде) мы предпосылаемъ ныне еще несколько словъ собственно о Славяно–Русской мифологiи, ея ученой литературе, и важнейшихъ коренныхъ началахъ веросознанiя нашего язычества. Конечно, и здесь мы далеки отъ мысли обнять этимъ беглымъ обзоромъ всю научную полноту фактическихъ сведенiй о Русской мифологiи, и единственная цель наша въ этомъ изложении-осмыслить имъ внутреннюю связь различныхъ вопросовъ, не имевшихъ, по первому взгляду, ничего общаго между собою, но близкихъ другъ къ другу въ духовномъ мiросозерцанiи Русскаго народа.


Об авторе
top
Шеппинг Дмитрий Оттович
Российский историк, археолог, этнограф и краевед. Сын генерал-майора Отто Шеппинга. Служил в Главном архиве Министерства иностранных дел. Член Московского археологического общества. Автор многочисленных работ по мифологии и этнографии. По отзыву академика Петербургской академии наук А. Н. Пыпина, труды Шеппинга были в числе первых проб нового мифологического исследования; они были ступенью между старой этнографической школой и новыми исследованиями Ф. И. Буслаева и А. Н. Афанасьева.