Смысл и текст данной книги является естественным продолжением книги "ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЭВОЛЮЦИИ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ", в которой рассматривается механизм спонтанности энергетических процессов природы с позиций закона сохранения энергии-массы и количества движения. В органической земной природе эволюция определяется спонтанной способностью углеродных соединений образовывать слабые вторичные связи на фоне прочных двойных связей между атомами углерода. Это определяет быстрое совершенствование и развитие различие форм органических соединений, что приводит к образованию живых организмов. Дальнейшее совершенствование живых организмов связано с преодолением "внешних условий" и подчинением их своим потребностям. На этом фоне "борьба за существование" является стимулирующим фактором. Высшей формой эволюции органической природы является человечество, которое также эволюционирует в процессе своего существования. Этот процесс получил название "исторического". Эволюцию высших форм человечества описал в своих трудах Л.Н.Гумилев (1993, 1994), которую он определил как "этногенез". Человечество является высшим и уникальным явлением земной жизни, как результат эволюции органической материи в пределах данной галактики. Описание эволюции человечества, на высших стадиях развития, в предлагаемой книге, ограничивается европейской цивилизацией, как одной из самых передовых. В целом, эволюция человека, как представителя животного мира, определяется трансформацией центральной нервной системы и образованием "социального человечества". Согласно В.И.Вернадскому (1988, с.20) "Человек, как и все живое, не является самодовлеющим независимым от окружающей среды, природным объектом" и поэтому как на отдельного человека, так и на все человеческое общество распространяются те же физические принципы и законы развития, что и для природы в целом. Эволюция человеческого общества, на различных этапах своего развития, осуществляется в соответствии с теми же физическими принципами, что и эволюция природы в целом. Отличием являются только темпы эволюционного развития человеческого общества, которые значительно превосходят темпы эволюционного развития элементарной органической природы и, тем более, – неорганической природы. В неорганической и элементарной органической природе структурные энергетические процессы осуществляются на уровне физико-химических взаимодействий. Механизм энергетических процессов взаимодействий человека и его социумов в процессе биологической эволюции значительно сложнее, хотя общая направленность процессов на преодоление внешних воздействий полностью сохраняется. Совершенствующаяся, в процессе биологической эволюции, способность преодолевать внешнее воздействие среды превращается в коренное преобразование этой среды. "Жизнь создает в окружающей ее среде условия, благоприятные для своего существования" (Вернадский, 1965, с.54). В математической форме совокупность созидательной деятельности человека и его социумов может быть выражена в виде произведения мыслительной способности, которую условно предлагается определять символом i (от лат. – intellektus), на способность производства механической работы w (от англ. – work). Продукция, получаемая в результате функционального совмещения этих факторов, может быть выражена как: f(iw). Выражение iw может рассматриваться как внутренняя энергия человека или его социумов, которая определяет созидательную деятельность, т.е.iw = E, т.е. внутренняя энергия человека, которую предлагается обозначать символом "ViV", в честь Владимира Ивановича Вернадского. Интеллектуальная деятельность человека (i) определяется "интенсивностью энергетического метаболизма" головного мозга, которая в отличие от остальных представителей животного царства выделяется наиболее высокой интенсивностью, благодаря хорошо развитой второй сигнальной системы – членораздельной речи. На основе высокой интенсивности энергетического метаболизма головного мозга человека предлагается ввести физическую единицу интеллектуальной деятельности – eMe (enerqeia – Metabole – enkephalos) как мкмоль мин–1. r–1. Физическую единицу механической работы человека составляет – эрг. Таким образом, iw = 1 мкмоль мин–1. 1 эрг = 1ViV. Рост производства полезной продукции (f (iw)), в процессе биологической эволюции человеческих социумов, имеет поступательный характер, определяемый ростом интеллектуального потенциала (i) и объемов механической работы (w). (рис.1). В этногенезе (рис.3) максимум производства полезной продукции приходится на "пассионарную" и "акматическую" фазы по Гумилеву, а в последующих фазах нарастает падение общественного сознания и общий спад производства общественно полезной продукции. Приводимое изображение этногенеза человеческих этносов позволяет представить графически эволюцию человеческих этносов в процессе их исторического развития. Изучение этих процессов с физических позиций (см. книгу "Физическая реальность эволюции неорганической и органической природы") позволяет осветить их наиболее объективно, что очень важно в современных условиях, когда человечество в стихийном процессе потребления необратимо и слепо приближается к своему энергетическому порогу – "стремление к получению прибыли любой ценой может обернуться немалым вредом для всего человечества" ![]() Главным в своей научной биографии автор считает не служебную карьеру и получение различных степеней, а, говоря словами Карла Поппера, "критическое стремление к истине", неразрывно связанное с общением с высоконравственными и глубоко мыслящими людьми. "Пожизненно заразил" автора физикой в довоенные годы школьный учитель – Борис Сергеевич Сафонов, который привил способность физически мыслить. После окончания войны автор экстерном окончил 10 классов в 1947 г., а в 1953 г. окончил биолого-почвенный факультет МГУ им.М.В.Ломоносова. Освоение физики началось в 1961 г., когда автор поступил в аспирантуру к Глебу Всеволодовичу Добровольскому, который поощрял его инициативу – овладеть основными разделами физики экстерном. Электродинамику автор сдавал М.А.Леонтовичу, теорию ядра – Л.А.Арцимовичу. Особенно автор обязан Михаилу Александровичу Леонтовичу, который убедил его в необходимости критического осмысления существующих постулатов физики. Идея о "принципе концентрации внутренней энергии" возникла в 1961 г. при написании реферата по философии на тему "Роль физических и химических методов в биологии", который вызвал одобрение М.А.Леонтовича и Н.Н.Семенова, отметившего, что соображения автора могут быть очень полезны для атомной физики. Кандидатскую диссертацию С.В.Бойко защитил в 1968 г. Годом раньше в "Бюллетене МОИПА" была опубликована статья "Законы термодинамики и вопросы эволюции природы", в которой формулировался "принцип концентрации внутренней энергии". Тогда же судьба свела автора с Павлом Кондратьевичем Ощепковым – основателем отечественной радиолокации и создателем прибора ночного видения. Первая книга С.В.Бойко "Физика и эволюция" была опубликована в 1997 г., а через год вышла книга "Образование этносов – высшая стадия биологической эволюции" – результат увлечения трудами Л.Н.Гумилева и стремления рассмотреть историю с физических позиций. В дальнейшем судьба сводила автора со многими замечательными людьми, в частности с Виктором Владимировичем Кушиным – заведующим лабораторией Института теоретической и экспериментальной физики, с которым была подготовлена совместная статья. |