Показать ещё...
Если у вузовского преподавателя спросить, что он считает в своей работе главным, наверное, услышишь такой ответ: знание предмета, любовь к нему, должный идейный и научный уровень. Все это, конечно, верно. Но как часто мы испытываем чувство досады, слушая лекцию или выступление коллеги, человека дельного и эрудированного. Для того, чтобы донести до слушателей свои мысли и чувства, ему не хватает многого, над чем он даже не задумывается. У него короткое дыхание, монотонное звучание голоса, невнятное произношение, т.е. не отработана техника речи. Он допускает ошибки в произношении, ударении, грамматике, словоупотреблении, т.е. нарушает нормативность речи. Речь может быть правильной, но говорящий не заботится о ее выразительности, не имеет представление о практической стилистике языка. Иной лектор при всей содержательности и научности лекций – всерьез не думает о мобилизации и поддержании внимания, о доходчивости информации и ее анализа, не проявляет выдержки и такта при неблагоприятных условиях, допускает небрежность в манере держаться и в одежде, т.е. игнорирует проблемы психологического возiействия на аудиторию. Если лекция вызвала вопросы, возражения, не всякий лектор оказывается во всеоружии искусства полемики, основным стержнем которого является логика.
Итак, мы наметили круг проблем, определяющих форму выступления. Иными словами, акцент будет не на том что говорить, а на том, как это целесообразно делать. Совершенно сознательно мы не будем касаться подбора материала, работы с источниками и специальной литературой, плана построения лекции, иллюстративного материала, применения технических средств обучения (ТСО). Все это определяется конкретной тематикой лекции и ее адресатом. Рекомендации в этой области свелись бы к банальным общим рассуждениям. Задача данного пособия – обратить внимание лектора на то, что он в своей многотрудной работе, возможно, упускает из виду. Мы далеки от того, чтобы давать рецепты, годные на все случаи жизни, и просто хотим поделиться личным опытом, наблюдениями над выступлениями коллег, обобщениями и советами, которые содержатся в книгах и статьях о речевом мастерстве. Столь краткое пособие не претендует на всестороннее освещение поставленных проблем и имеет практическую направленность.
Поскольку мастерство речи понятие комплексное, то неизбежны экскурсы не только в лингвистику и стилистику, но и в логику, психологию, педагогику, социологию, этику, эстетику и даже в анатомию и физиологию, коль скоро затрагивается техническая сторона речи.
В известной мере мы касаемся проблем ораторского искусства. А коли это так, то придется лишний раз задуматься над извечным вопросом: что именно делает человека оратором: природный дар или специальная подготовка, и как нужно понимать знаменитое Цицероново изречение: "Поэтами рождаются, ораторами становятся"? Вряд ли красноречие сводится к усвоению некоей суммы знаний, навыков и умений. Существуют, скажем, музыкальный, математический и другие таланты. С той же основательностью можно говорить и о природном даре устного слова, о внутреннем потребности активной передачи своих знаний, и идей, о положительном жизненном тонусе, столь важном в человеческом общении. Странно было бы предполагать, что каждый человек, приложив усилия, смажет стать вровень с тем же Цицероном и другими великими ораторами. Вузовский лектор и не ставит перед собой такой задачи, хотя многие ораторские приемы в зависимости от темы и цели лекции, а также ситуации использует в своей практике. Важно, чтобы обращение к этим приемам не превращалось в нарочитую красивость и аффектированноеть. Встречается и другая крайность – принципиальное неприятие какой бы то ни было речевой образности, так как она якобы несовместима с научностью.
У одних научных работников легкость слога проявляется в устной речи, у других – в письменной (у редких счастливцев – в той и другой области). Некоторые тяготятся лекционной работой и предпочитают труд письменный. Однако вузовская специфика такова, что преподавателю приходится быть одновременно и лектором, и руководителем семииара, и автором научных монографий, учебников и учебных пособий. Он непосредственно сталкивается с тем, что письменная речь отличается больней продуманностью и отделанностью, что она дает возможность читателю в случае необходимости возвратиться к уже прочитанному н что речь, устная, напротив, исключает возврат к уже сказанному, но зато обладает силой непосредственного воздействия на служа тел ей, являясь, по меткому выражению И.Андроникова, "публичным мышлением".
Мастерство устной речи пригодится преподавателю не только в учебной работе, но и в выступлениях на научных конференциях, на заседаниях ученого совета, на производственных совещаниях, на партийных и комсомольских собраниях, в агитационной и пропагандистской деятельности.
Конечно, было бы весьма интересно обратиться к истории ораторского искусства и, в частности, академического красноречия. Однако делать краткий экскурс в область, требующую специального изучения, в столь небольшом по объему пособии вряд ли целесообразно, но мы будем постоянно обращаться к практически ценным для современного лекторского обихода приемам и рекомендациям выдающихся мастеров слова.
Козаржевский Андрей Чеславович Известный отечественный филолог-классик. Родился в Москве. В 1941 г. окончил с отличием отделение классической филологии Московского института философии, литературы и истории. С 1946 г. преподавал древние языки и античную литературу в Московском городском педагогическом институте. В 1953 г. перешел в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, где с 1967 г. стал заведовать кафедрой древних языков исторического факультета. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1961 г. получил ученое звание доцента, а в 1985 г. — профессора.
А. Ч. Козаржевский — автор десятков работ по классической филологии, истории раннего христианства, истории Русской православной церкви. Им была создана рациональная методика преподавания латинского и древнегреческого языков, разработаны лекционные курсы «Мастерство устной речи», «Ораторское искусство», «Памятники мировой истории и культуры», специальные курсы по источниковедению новозаветного библейского канона и греческому диалекту койне. Ему принадлежат статьи по античной литературе в Большой советской энциклопедии и в Советской исторической энциклопедии, а также пользующиеся широкой популярностью «Учебник древнегреческого языка» и «Учебник латинского языка» (переиздававшиеся в URSS) для студентов гуманитарных вузов. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |