URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Моисеев Б.М. Кризис физики и проблемы методологии Обложка Моисеев Б.М. Кризис физики и проблемы методологии
Id: 161648
306 р.

Кризис физики и проблемы методологии

URSS. 2012. 80 с. ISBN 978-5-397-02986-5.
Серия: Relata Refero
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящей книге представлен методологический анализ основополагающих понятий физической науки. С материалистических позиций рассмотрены релятивистская, квантовая и космологическая концепции. Проанализировано понятие времени в физике. Показано несовершенство визуальной модели электромагнитной волны в виде поперечных векторов напряженностей электрического и магнитного полей. Доказывается важность применения материалистической методологии... (Подробнее)


Оглавление
top
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
ВВЕДЕНИЕ
1. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ФИЗИКА В КОНЦЕ ХХ ВЕКА
 1.1. Наука и техногенные мифы
 1.2. Роль математики в современной физике
 1.3. Философия и современная физика
 1.4. Консерватизм и его роль в науке и образовании:
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ
 2.1. Мировоззренческая составляющая курса общей физики
 2.2. Можно ли преодолеть принципы квантовой теории?
 2.3. Время как категория мышления и как физическая величина
 2.4. Скорость света в учебном процессе
 2.5. Специальная теория относительности
 2.6. Современная космология
 2.7. Что такое электромагнитная волна?
 2.8. Нерешенные проблемы фундаментальной науки и их место в системе образования
ИТОГИ ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

От издательства
top

Эта книга продолжает серию "Relata Refero" (дословный перевод – рассказываю рассказанное).

Под этим грифом издательство предоставляет трибуну авторам, чтобы высказать публично новые идеи в науке, обосновать новую точку зрения, донести до общества новую интерпретацию известных экспериментальных данных,.

В споре разных точек зрения только вердикт Великого судьи – Времени – может стать решающим и окончательным. Сам же процесс поиска Истины хорошо характеризуется известным высказыванием Аристотеля, вынесенным на обложку настоящей серии: авторитет учителя не должен довлеть над учеником и препятствовать поиску новых путей.

Мы надеемся, что публикуемые в этой серии тексты внесут, несмотря на свое отклонение от устоявшихся канонов, свой вклад в познание Истины.


Предисловие автора
top
Штудируйте труды теоретиков, но не обращайте внимания на их
снобизм и насмешки. Помните, что тот, кто не способен предложить
новые фундаментальные идеи, обычно маскирует свое бессилие
зачислением в разряд "патологов" тех, кто выдвигает такие идеи.
И не забывайте, что хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Правило Дайсона

Настоящее издание – это завершающая часть критического анализа проблем современной физики. Первая часть вышла в свет в 2004 году [1]. В ней был заявлен общий план работы, включающий в себя, кроме изложения новых представлений о физической природе света, общефизический анализ основ теории относительности, электродинамики и эфира (физического вакуума). Планировалось также проанализировать причины кризиса фундаментальной физики с точки зрения методологии физической науки.

За прошедшие годы изменились планы на содержание настоящего издания. Работа, посвященная анализу теории относительности, вышла в свет в 2006 году [2]. Запланированный вначале анализ проблем электродинамики и эфира из планов издания исключен.

В последние годы появилось большое количество работ, посвященных современному состоянию электродинамики. В качестве примера можно указать на статьи, представленные в сборниках Санкт-Петербургских международных конференций и конгрессов. Характерный пример современного анализа – статья профессора Домины Спенсер (Domina Spencer) с соавторами [3] из университета штата Коннектикут (США), посвященная анализу экспериментов Грано 1980–1990 годов. Новые подходы к электродинамике представлены также в ряде монографий. В нашей стране изданы работы Николаева [4], Ацюковского [5], Клюшина [6], Берштейна [7] и ряда других авторов. Если суммировать представленную в этих изданиях библиографию, а также многочисленные публикации в сети интернет, то это дает достаточно полную картину состояния современной электродинамики. Сделано немало, заинтересованному специалисту есть с чем знакомиться и что анализировать, однако новой электродинамики в законченном виде сегодня еще нет. В этих условиях было бы преждевременным приступать к обобщенному изложению того, что продолжает активно развиваться.

По поводу содержания запланированной части работы, связанной с эфиром (физическим вакуумом), ситуация несколько иная. По этой теме также существует большое количество публикаций, и также нет единой устоявшейся точки зрения. Но проблема изучения Среды, заполняющей мировое пространство, намного сложнее проблем электродинамики. ИзНза ряда причин, объективных и субъективных, эти исследования были заморожены практически на столетие. Современные теоретические наскоки на проблему оправданы, но, на наш взгляд, еще не настало время сводить результаты разных авторов в один монографический обзор. Самое существенное то, что в данном разделе физики нет основополагающих экспериментов, которые могли бы послужить центром кристаллизации разнообразных идей. Информация об экспериментах Мишина, представленная в ряде публикаций, например, в [8], свидетельствует лишь о том, что эти эксперименты не могут быть повторены, так как базируются на субъективных ощущениях автора, что не соответствует методологическим принципам современной науки. Таким образом, запланированный вначале раздел, связанный с эфиром, также исключен из планов издания, как преждевременный.

Данная работа базируется на ряде статей автора по методологическим проблемам физической науки и методическим проблемам ее преподавания. Статьи разных лет сведены в единое множество и обработаны так, чтобы, по возможности, составить нечто целое. Первая и вторая главы содержат частично повторяющийся предмет обсуждения, но это не оплошность, а замысел автора. В теории и практике педагогической науки существует метод погружений, когда к одному и тому же вопросу учащиеся возвращаются неоднократно, с разной степенью подробности (разной глубиной погружения в проблему). Именно этот метод реализован в данной работе: некоторые из проблем, затронутых в первой главе, с другим акцентом анализируются во второй.

За годы, прошедшие с момента издания первой части работы [1], физическое сообщество стало терпимее к новым идеям. На семинарах в институтах системы РАН, например, стала возможной критика теории относительности. В статьях, публикуемых в журнале "Успехи физических наук", появляются ссылки на материалы Санкт-Петербургских конференций и конгрессов, что еще лет 5 назад было в принципе невозможно. Но по-прежнему сильна консервативная составляющая в системе высшего образования. Не желая обидеть кого-либо из преподавателей вузов, тем не менее, можно констатировать: сегодня университетские преподаватели в целом – самое консервативное звено отечественной науки. По этой причине данная работа ориентирована в основном на преподавательский состав высшей школы, и в первую очередь – на тех, кто готовит кадры физиков. Автор руководствуется правилом Дайсона, вынесенным в эпиграф работы, и считает его основой истинно научной стратегии.


Об авторе
top
photoМоисеев Борис Михайлович
Физик, кандидат технических наук, доцент кафедры общей и теоретической физики Костромского государственного университета. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Сфера научных интересов включает прежде всего специальную теорию относительности, с которой автор познакомился еще в студенческие годы. Ее математическая основа не вызывала затруднений, согласованность теории с экспериментом не подвергалась сомнению, но был непонятен исполнительный механизм второго постулата СТО. Именно желание понять явление на физическом уровне определило дальнейший образ жизни и характер научных и жизненных устремлений. Б. М. Моисеев — автор более 140 научных и научно-методических публикаций, в том числе 6 монографий, среди которых: «Теория относительности и физическая природа света» (М.: URSS), «Физическая модель светового кванта» (М.: URSS), «Кризис физики и проблемы методологии» (М.: URSS).