Эта книга продолжает серию "Relata Refero" (дословный перевод – рассказываю рассказанное). Под этим грифом издательство предоставляет трибуну авторам, чтобы высказать публично новые идеи в науке, обосновать новую точку зрения, донести до общества новую интерпретацию известных экспериментальных данных,. В споре разных точек зрения только вердикт Великого судьи – Времени – может стать решающим и окончательным. Сам же процесс поиска Истины хорошо характеризуется известным высказыванием Аристотеля, вынесенным на обложку настоящей серии: авторитет учителя не должен довлеть над учеником и препятствовать поиску новых путей. Мы надеемся, что публикуемые в этой серии тексты внесут, несмотря на свое отклонение от устоявшихся канонов, свой вклад в познание Истины. Штудируйте труды теоретиков, но не обращайте внимания на их
снобизм и насмешки. Помните, что тот, кто не способен предложить новые фундаментальные идеи, обычно маскирует свое бессилие зачислением в разряд "патологов" тех, кто выдвигает такие идеи. И не забывайте, что хорошо смеется тот, кто смеется последним. Правило Дайсона Настоящее издание – это завершающая часть критического анализа проблем современной физики. Первая часть вышла в свет в 2004 году [1]. В ней был заявлен общий план работы, включающий в себя, кроме изложения новых представлений о физической природе света, общефизический анализ основ теории относительности, электродинамики и эфира (физического вакуума). Планировалось также проанализировать причины кризиса фундаментальной физики с точки зрения методологии физической науки. За прошедшие годы изменились планы на содержание настоящего издания. Работа, посвященная анализу теории относительности, вышла в свет в 2006 году [2]. Запланированный вначале анализ проблем электродинамики и эфира из планов издания исключен. В последние годы появилось большое количество работ, посвященных современному состоянию электродинамики. В качестве примера можно указать на статьи, представленные в сборниках Санкт-Петербургских международных конференций и конгрессов. Характерный пример современного анализа – статья профессора Домины Спенсер (Domina Spencer) с соавторами [3] из университета штата Коннектикут (США), посвященная анализу экспериментов Грано 1980–1990 годов. Новые подходы к электродинамике представлены также в ряде монографий. В нашей стране изданы работы Николаева [4], Ацюковского [5], Клюшина [6], Берштейна [7] и ряда других авторов. Если суммировать представленную в этих изданиях библиографию, а также многочисленные публикации в сети интернет, то это дает достаточно полную картину состояния современной электродинамики. Сделано немало, заинтересованному специалисту есть с чем знакомиться и что анализировать, однако новой электродинамики в законченном виде сегодня еще нет. В этих условиях было бы преждевременным приступать к обобщенному изложению того, что продолжает активно развиваться. По поводу содержания запланированной части работы, связанной с эфиром (физическим вакуумом), ситуация несколько иная. По этой теме также существует большое количество публикаций, и также нет единой устоявшейся точки зрения. Но проблема изучения Среды, заполняющей мировое пространство, намного сложнее проблем электродинамики. ИзНза ряда причин, объективных и субъективных, эти исследования были заморожены практически на столетие. Современные теоретические наскоки на проблему оправданы, но, на наш взгляд, еще не настало время сводить результаты разных авторов в один монографический обзор. Самое существенное то, что в данном разделе физики нет основополагающих экспериментов, которые могли бы послужить центром кристаллизации разнообразных идей. Информация об экспериментах Мишина, представленная в ряде публикаций, например, в [8], свидетельствует лишь о том, что эти эксперименты не могут быть повторены, так как базируются на субъективных ощущениях автора, что не соответствует методологическим принципам современной науки. Таким образом, запланированный вначале раздел, связанный с эфиром, также исключен из планов издания, как преждевременный. Данная работа базируется на ряде статей автора по методологическим проблемам физической науки и методическим проблемам ее преподавания. Статьи разных лет сведены в единое множество и обработаны так, чтобы, по возможности, составить нечто целое. Первая и вторая главы содержат частично повторяющийся предмет обсуждения, но это не оплошность, а замысел автора. В теории и практике педагогической науки существует метод погружений, когда к одному и тому же вопросу учащиеся возвращаются неоднократно, с разной степенью подробности (разной глубиной погружения в проблему). Именно этот метод реализован в данной работе: некоторые из проблем, затронутых в первой главе, с другим акцентом анализируются во второй. За годы, прошедшие с момента издания первой части работы [1], физическое сообщество стало терпимее к новым идеям. На семинарах в институтах системы РАН, например, стала возможной критика теории относительности. В статьях, публикуемых в журнале "Успехи физических наук", появляются ссылки на материалы Санкт-Петербургских конференций и конгрессов, что еще лет 5 назад было в принципе невозможно. Но по-прежнему сильна консервативная составляющая в системе высшего образования. Не желая обидеть кого-либо из преподавателей вузов, тем не менее, можно констатировать: сегодня университетские преподаватели в целом – самое консервативное звено отечественной науки. По этой причине данная работа ориентирована в основном на преподавательский состав высшей школы, и в первую очередь – на тех, кто готовит кадры физиков. Автор руководствуется правилом Дайсона, вынесенным в эпиграф работы, и считает его основой истинно научной стратегии. ![]() Физик, кандидат технических наук, доцент кафедры общей и теоретической физики Костромского государственного университета. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Сфера научных интересов включает прежде всего специальную теорию относительности, с которой автор познакомился еще в студенческие годы. Ее математическая основа не вызывала затруднений, согласованность теории с экспериментом не подвергалась сомнению, но был непонятен исполнительный механизм второго постулата СТО. Именно желание понять явление на физическом уровне определило дальнейший образ жизни и характер научных и жизненных устремлений. Б. М. Моисеев — автор более 140 научных и научно-методических публикаций, в том числе 6 монографий, среди которых: «Теория относительности и физическая природа света» (М.: URSS), «Физическая модель светового кванта» (М.: URSS), «Кризис физики и проблемы методологии» (М.: URSS).
|