|
|
| Предисловiе |
| Вступленiе |
Часть I: Культъ фетишей |
| Глава I | : Сущность фетишизма и его происхожденiе |
| | Определенiе понятiя "фетишизмъ"; отличiе фетишей отъ амулетовъ и талисмановъ; фетишизмъ, анимизмъ и аниматизмъ. Элементы фетишизма въ религiяхъ древняго Востока, въ Риме, у другихъ племенъ Европы; борьба средневековаго духовенства съ пережитками фетишизма; происхожденiе фетишизма; необходимость классификации фетишей |
| Глава II : Обзоръ и классификацiя главнейшихъ типовъ древне-греческихъ фетишей |
| | Способы классификации фетишей; пять главныхъ классовъ древне-греческихъ фетишей; отдельные типы фетишей <...>; деревянные безформенные фетиши; священныя колонны и пирамиды; дельфiйскiй <...>; аниконическiй характеръ критско-микенской религiи; бэтилы: этимологiя и значенiе слова; абаддиръ; корни культа камней въ Грецiи; этимологiя слова <..>; деревянные фетиши, обработанные рукою человека; органы
человеческаго и животнаго тела: фаллъ, рога, яйцо и др.; оружiе:
громовыя стрелки, топоръ и секира, смыслъ минойскаго культа <..>,
копье, щитъ; антропоморфные фетиши или идолы: <..>, этимологiя и значенiе термина; гермы; трофеи и палладiумы; вопросъ о роли этихъ объектовъ въ развитiи греческой пластики; исторiя постепеннаго перехода антропопорфнаго фетиша въ статую |
| Глава III : Основныя формы культа фетишей въ древней Грецiи |
| | Адорацiя; возлiянiе и сходные съ нимъ акты (умащенiе, омовенiе, погруженiе въ воду и т. д.); облаченiе въ одежды, возложенiе венковъ и священныхъ повязокъ и сходные съ ними прiемы убранства; воздвиженiе алтарей и совершенiе жертвоприношенiй;
помещенiе фетиша въ капище, установленiе института убежища и спецiаiьныхъ празднествъ; клятва, оракулъ, ордалiи; чудодейственная сила фетишей; наказыванiе фетиша; родственныя
съ фетишизмомъ явленiя греческой религiи: <..>; амулеты и талисманы: этимологiя этихъ названiй, классификация амулетовъ, генезисъ верованiя въ дурной глазъ, талисманы, какъ орудiя примитивной магiи |
Часть II: Культъ растенiй |
| Глава IV : Происхожденiе культа растенiй
Роль растительнаго мiра въ религiяхъ различныхъ племенъ; гипотезы о возникновенiи растительныхъ культовъ; современное положенiе вопроса |
| Глава V | : Обзоръ главнейшихъ видовъ растенiй, имевшихъ религiозное значенiе въ древней Грецiи |
| | Дубъ; тополь; ива; илимъ; ольха; ясень; платанъ; прутнякъ; лавровое дерево; пальма; миртовый кустъ; оливковое
дерево; смоковница; грецкiй орехъ; миндаль; роза; виноградъ; гранатовое дерево;
яблоня и другiя плодовыя деревья; плющъ омела; хвойныя деревья и кустарники (кипарисъ, можжевельникъ); травянистыя растенiя ; выводы |
| Глава VI : Основныя фрмы культа растенiй въ античной Грецiи |
| | Адорацiя; возлiянiе; украшенiе дерева венками, повязками, священными изображенiями и т. д.; воздвиженiе алтарей и совершенiе жертвоприношенiй передъ священными деревьями; окруженiе священнаго дерева стеною или храмомъ и установленiе института
табу; пляска вокругъ священнаго дерева; ритуальная рубка
дерева и дендрофорiя; оракулы деревьевъ; сакральное
значенiе отдельныхъ частей растенiй; переживанiя культа
растенiй (и табл. на стр. 191); значенiе культа растенiй въ греч.
религiи |
Часть III: Культъ животныхъ |
| Глава VII : Обзоръ теорiй проиехожденiя культа животныхъ и современное положенiе вопроса въ науке |
| | Роль животнаго мiра въ религiяхъ различныхъ народовъ; вопросъ о происхожденiи египетской зоолатрiи; гипотезы о возникновенiи культа животныхъ: Туlог; Lubbock и Spencer, Wundt,
В. П. Елингеръ; проблема тотемизма: происхожденiе термина; M'Lennan; Robertson Smith; определенiе понятiя "тотемъ"; внешнiя формы тотемизма; вопросъ о происхожденiи тотемизма: теорiи Spencer'a и Lubbock'a; Wilken'a; Jevons'a; американскихъ этнографовъ; Pikler'a и Somlo ;
Andrew Lang'a; A. C. Haddon'a; Ed. Reuterskiold'a; H. H. Харузина J. (т. Frazer'a; выводы; многообразiе факторовъ теротеизма |
| Глава VIII : Обзоръ главнейшихъ видовъ животныхъ, имевшихъ религiозное значенiе въ античной Грецiи |
| | А. Млекопитающiя, 1. Хищныя: Левъ; пантера, тигръ; волкъ; лисица ; собака; медведица; ласка; кошка; 2. Грызуны: мышь; заяцъ; 3. Однокопытныя: лошадь; оселъ и мулъ; 4. Жвачныя: быкъ (корова); овца (баранъ); коза; олень (лань,антилопа); 5: Многокопытныя: свинья (вепрь). Летучая мышь и дельфинъ. Б. Птицы: орелъ; коршунъ ; ястребъ; воронъ (галка, сорока, грачъ); сова, сычъ,филинъ; петухъ и курица; гусь; утка; голубь; лебедь. В. Пресмыкающiяся и земноводныя. Морскiя животныя. Рыбы: змея; ящерица; лягушка и жаба; черепаха, полипъ, ракъ; рыбы. Г. Насекомыя: му-
равей; муха; пчела; саранча; паукъ; бабочка; выводы |
| Глава IX. Основныя формы культа животныхъ въ древней Грецiи |
| | Оказыванiе внешнихъ знаковъ почитанiя; ритуальныя пляски; закланiе и яденiе священнаго животнаго; вопросъ о существованiи въ Грецiи тотемизма; переживанiя античнаго культа
животныхъ |
| Заключенiе |
| Дополненiя |
| Указатель собственныхъ именъ |
| Предметный указатель |
Евгений Георгиевич КАГАРОВ (1882--1942)
Видный отечественный филолог-классик, этнограф, историк. Научную и преподавательскую деятельность
начал в 1912 г. на историко-филологическом факультете Харьковского университета, где работал до 1925 г.
В декабре 1912 г. успешно защитил в Московском университете магистерскую диссертацию. В 1925 г. был
приглашен в Ленинградский университет, где стал заведовать кафедрой этнографии; несколько позднее
также стал научным сотрудником Музея антропологии и этнографии (МАЭ). В дальнейшем работал в Институте
этнографии АН СССР, где руководил кабинетом Европы и Кавказа.
Е.Г.Кагаров внес большой вклад в разработку многих проблем древнегреческой религии. Владея древними
языками (как классическими -- латинским и древнегреческим, так и семитическими), он был в состоянии
проводить сравнения и аналогии из различных религий, что позволило ему сделать целый ряд интересных
наблюдений и оригинальных выводов и объяснить некоторые непонятные элементы в греческой религии.
Известность получила его магистерская диссертация "Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции",
в которой он стремился доказать, что в религии древних греков существовали фетишизм, культы растений
и животных, то есть ей были присущи элементы верований, характерные для первобытной эпохи.
|
|
|
|