Обложка Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах
Id: 161317

Собрание сочинений в девяти томах. Т.8

1994. 864 с.
  • Твердый переплет

Аннотация

Том 8:

Исторические наброски. Заметки о русском быте. Словари, записные книжки. Выписки из творений святых старцев


Об авторе
Гоголь Николай Васильевич
Великий русский писатель, драматург, критик, публицист. Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье помещика. Учился в Нежинской гимназии высших наук (1821–1828), где проявились его интерес к литературе и незаурядный актерский талант. В 1828 г. приехал в Петербург, где поменял несколько мест службы, пробовал преподавать историю (в 1834 г. был назначен на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете), но постепенно литературная деятельность вытеснила все другие его занятия. В 1831 г. состоялось его знакомство с А. С. Пушкиным, сыгравшим важную роль в формировании Гоголя как писателя. В 1836 г. уехал за границу; жил в основном в Риме, где работал над главным своим произведением — романом-поэмой «Мертвые души». В 1848 г. вернулся в Россию, пытался продолжать работу над «Мертвыми душами», но в ночь на 12 февраля 1852 г., находясь в болезненном состоянии, сжег рукопись 2-го тома романа.

Литературную известность Н. В. Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832). В 1835 г. вышли сборники рассказов «Арабески» и «Миргород»; в том же году В. Г. Белинский назвал Гоголя «главою литературы, главою поэтов». Вершиной творчества Гоголя-драматурга явилась пьеса «Ревизор», вышедшая в свет и одновременно поставленная на сцене в 1836 г. Сатирическая сила этого произведения была такова, что автор навлек на себя ожесточенные нападки реакционных кругов. Еще более сильный общественный резонанс, чем «Ревизор», вызвал 1-й том романа-поэмы «Мертвые души» (1842). Огромный интерес представляют работы Гоголя-критика — не было ни одного имени в русской литературе того времени, на которое он так или иначе не откликнулся, что нашло отражение как в его литературных произведениях, так и в письмах и статьях.