URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Протоиерей Дмитрий Разумовский Обозрение растений, упоминаемых в Священном Писании Обложка Протоиерей Дмитрий Разумовский Обозрение растений, упоминаемых в Священном Писании
Id: 161148
479 р.

Обозрение растений, упоминаемых в Священном Писании Изд. 2

URSS. 2012. 184 с. ISBN 978-5-397-02888-2. СОСТОЯНИЕ: Блок текста: 5. Обложка: 4+. Все последующие издания — стереотипные.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания)

Аннотация

Предлагаемая читателю книга богослова, историка музыки и педагога Д.В.Разумовского (1818–1889) содержит обзор растений, упоминаемых в Священном Писании. В работе описываются травы, кустарники и деревья, произраставшие в Палестине и ближайших к ней странах, а также иноземные деревья, известные евреям, в том числе сирийские, финикийские, вавилонские, египетские и аравийские. По мнению автора, знакомство с естественной... (Подробнее)


Оглавление
top
Введенiе
I. Общее обозренiе растенiй Палестины и ближайшихь къ ней странъ. Роскошь палестинской растительности въ древности. Леса. Сады. Моисеевы законы, относящiеся до садоводства. Нынешняя растительность въ Палестине. Древняя и нынешняя растительность въ Египте. Флора Аравiи. Разделенiе растенiй
II. Травы, упоминаемыя вг Св.Писанiи Ветхаго и Новаго Завета. Свойства и виды травъ. Растенiя нивяныя: пшеница, ячмень, полба, просо, чечевица, ленъ. Растенiя огородныя: описанiе вертограда,-горчица, рута, тыквенныя растенiя, тминъ, кишнецъ, лукъ, мята, чернуха, бобы. Сорныя травы: терны и волчцы, репейникъ, крапива, куколь, плевелы. Болотныя травы: тростникъ, лучица, ситникъ, рогозъ (папиръ). Луговыя травы: кринъ. нардъ, шафранъ, нарциссъ, мандрагоръ, халванъ, иссопъ, лебеда, дивiя яблока, зелiя дивiя, горькое зелiе, травы борифовы, полынь, кониза, драчiе, троскотъ
III. Кустарники, упоминаемыя въ Св. Писанiи Обилiе кустарниковъ въ Палестине. Манноносный тамариксъ: местообитанiе и наружный видъ его; образованiе, сборъ и количество синайской манны; употребленiе синайской манны; исторiя израильской манны; сходство израильской манны съ синайскою манною; отличiе последней отъ первой. Кипръ(хэннэ); употребленiе хэнне на Востоке. Фимiамъ. Ритина. Стакти. Тернистые кустарники. Виноградъ содомскiй. Iерихонскiя розы. Каперсы. Хврастiе дивiе. Смерчiе. Рамнъ. Аспалафъ. Плющъ
IV. Деревья, упоминаемыя въ Св. писанiи Ветхаго и Новаго Завета. Обилiе деревъ въ Палестине; листья и плоды древесные. Древо жизни. Древо познанiя добра и зла. Употребленiе дерева у Израильтянъ. Древо крестное. Разделенiе всего описанiя деревъ
V. Туземным палестинскiя деревья. (Туземныя деревья, самыя обыкновенныя въ Палестине) Виноградъ: устройство виноградника,-цена виноградника, сорты виноградныхъ лозъ,- ростъ лозъ. -величина виноградныхъ кистей,-сборъ винограда,-употребленiе винограда,-выделка вина - сохраненiе и улучшенiе вина,- нынешнее употребленiе винограда въ Палестине,-виноградъ въ Египте. Гранатина: Физическiя свойства ея,-значенiе ея у Евреевъ,-нынешнее употребленiе гранатины. Масличное дерево: описанiе его,-нынешнiй Гефсиманскiй садъ,-уходъ за садовыми маслинами,-употребленiе масличнаго дерева,-добывавiе елея изъ маслинъ,-употребленiе елея у древшiхъ Еврсевъ. Дикая маслина, или смерчiе. Шелковица. Смоковница: плоды ея,-употребленiе смоквъ; смоковницы въ Египте. Дикая смоковница (ягодичина черничiе). Пальма: стволъ, листья, цветы и плоды ея,-разведенiе пальмъ.-пальма въ Египте,- употребленiе пальмы на Востоке
VI. Туземныя палестинскiя деревья (Туземныя деревья, менее обыкновенныя въ Палестине . Палестинскiя двусемянодольвыя, раздельно-лепестныя деревья; семейство терревипфовыхъфисташникъ, ботаническое описанiе и плоды его; теревипфъ, ботаническое описанiе, употребленiе у Евреевъ, нынешнее местообитанiе; дерево, доставлявшее ливанъ, унотребленiе Ливана у Евреевъ. Семейство кассiйныхъ: рожковое дерево, ботаническое описанiе и плоды его. Семейство мипдальныхъ: персеа, историческое онисанiе его; мипдальное дерево, ботаническое описанiе, плоды и употребленiе у евреевъ. Семейство яблочныхъ: заруръ; груша; сирiйская яблонь. Семейство миртовыхъ: миртъ или мирсина, ботаническое описанiе, употребленiе у Евреевъ.- Палестинския двусемянодольныя однопокровныя деревья. Семейство лаеровыхъ-общее ботаническое описанiе ихъ; лавровое дерево; коричневое дерево; киннамонъ; кассiя. Семейство платаповыхъ: яворъ, пли восточный чинаръ. Семейство плюсконосныхъ: тизра; палестинскiй дубъ; Мамврiйскiй дубъ; нынешнее обилiе дубовъ въ Палестине и Ёгипте
VII. Иноземмыя деревья, известныя Евреямъ. Деревья сирiйскiя и финикiйскiя: общее обозренiе ихъ и главные родьi Кедръ: ботаническiя свойства его; местообитанiе его. Кедръ ливанскiй; описанiе его; древнее обилiе на Ливане; истребленiе ливанскаго кедра во времена Соломона; истребленiе лнванскаго леса въ последующiя времена; ныненiше остатки ливанскаго кедра; причины къ сохраненiю ихъ. Пихта. Сосна. Певгъ. Кипарисъ. Древо фiино. Красное дерево. Грецкiй орехъ. Вавилонскiя деревья: плакучiя ивы, -тернъ,-чресмина. Деревья аравiйскiя, египетскiя и друрихъ стран; древо Мерры; египетская акацiя; аравiйская акацiя; стиракса; смирна;древнее употребленiе смирны; алое; черное дерево

Введение
top

Жизнь народа Божiя, какъ и другихъ народовъ, проходила не безъ влiянiя местныхъ условiй страны его обитанiя. Ея естественныя бо гатства служили однимъ изъ источниковъ ея силы и могущества и однимъ изъ ближайшихъ средствъ къ воспиганiю народа Божiя. Посему для удовлетворительнаго знанiя священной исторiи нужно знакомство съ естественною исторiею Палестины, съ упоминаемыми въ Св.Писанiи произведенiями царства ископаемаго, растительнаго и животнаго. Изученiе этихъ произведенiй служить, кроме того, немалымъ пособiемъ къ уразуменiю Слова Божiя въ техъ его местахъ, где они упоминаются, и особенно въ техъ, где на нихъ делается указанiе съ одною духовнопоучительною целiю. Такихъ местъ очень много, Въ однихъ изъ нихъ объ ископаемыхъ, растенiяхъ и животныхъ говорится для того, чтобы показать въ нихъ следы всемогущества, благости и премудрости Творца и чрезъ то возбудить благоговенiе къ Нему; въ другихъ изъ области этихъ естественныхъ предметовъ берутся подобiя и сравненiя для нагляднаго объясненiя истинъ веры и нравственности. Въ семъ последнемъ отношенiи высокую важность представляютъ те притчи Христа Спасителя, въ которыхъ Его ученiе изложено подъ образами, взятыми изъ окружающей природы. При такомъ поучительномъ значенiи естественныхъ предметовъ, упоминаемыхъ въ Св.Писанiи, ближайшее изученiе и обозренiе ихъ делается еще более поучительнымъ.

Наше обозренiе начнемъ съ упоминаемыхъ въ Библiи произведенiй царства растительнаго, потомъ перейдемъ къ произведенiямъ остальныхъ двухъ царствъ, и при этомъ будемъ иметь въ виду не одну только Палестину, но и ближайшiя къ ней страны, съ которыми народъ Божiй входилъ въ соприкосновенiе.


Об авторе
top
Дмитрий Васильевич РАЗУМОВСКИЙ (1818–1889)

Выдающийся российский историк музыки, богослов, археограф, педагог; протоиерей, профессор Московской консерватории. Основоположник русской музыкальной медиевистики. Родился в Киеве; происходил из духовного звания. В 1843 г. окончил Киевскую духовную академию, где впоследствии преподавал математику и естественную историю. В конце 1850Нх гг. участвовал в работе Комиссии по рассмотрению и исправлению нотного текста церковных певчих книг. В 1866–1889 гг. был законоучителем и преподавателем кафедры истории и теории русского церковного пения Московской консерватории; с 1871 г. профессор истории церковного пения. Участвовал в работе четырех Археологических съездов (1869–1877), сотрудничал в Обществе древнерусского искусства.

Основной работой Д.В.Разумовского в области церковного пения стал капитальный труд "Церковное пение в России: Опыт историко-технического изложения" (1867–1869; в 3 вып.), объединяющий все сделанное в этой области, главным образом в археологическом и историческом отношениях. Благодаря общедоступному изложению и большому количеству примеров книга во многом способствовала как возникновению движения в пользу восстановления древнего пения, так и распространению знакомства с его техникой. Он создал первый в России курс истории русского церковного пения, положив начало систематическому изучению древних периодов русской музыки. Им также были написаны труды: "О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения" (1863), "Об основных началах богослужебного пения православной греко-российской церкви" (1866), "Церковное русское пение" (1869), "Чтения из псалтыри и пророческих книг Ветхого завета" (1870), "Обозрение растений, упоминаемых в Священном Писании" (1871), "Исследование о знаменном пении" (1884), "О пении в церковно-приходских школах" (1888) и другие.