URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Беляева И.С. Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма Обложка Беляева И.С. Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма
Id: 159370
388 р.

Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма

URSS. 2012. 128 с. ISBN 978-5-397-02740-3.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Настоящая монография представляет собой первое специальное исследование постмодернистского фикционального комментария как особого типа текста. В книге дается суммирующее определение традиционного текстологического комментария и выделяется категория комментария фикционального ("игрового", вымышленного). На основе анализа трех романов В.Набокова, а также произведений Д.Галковского, Е.Попова и П.Корнеля раскрываются различные стороны постмодернистского... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава 1
Проблема фикционального комментария в литературоведении
 1.1.Комментарий
  Филологический комментарий. Словарные определения
  Комментарий в строгом смысле слова
  Комментарий как тип текста
  Комментарий и другие научные метатексты
 1.2.Фикциональный комментарий
  Понятие фикциональности
  Комментарий: фикциональный и не-фикциональный
 1.3.Постмодернизм и комментарий
  "Критическая ситуация"
  Игра
  Комментарий как элемент художественного метатекста
  Интерпретация постмодернистского текста
Глава 2
Фикциональное предисловие в "Лолите" владимира Набокова
 2.1.Жанр предисловия: история и функции. Тип фикциональности "Предисловия" "Лолиты"
  Форма и содержание предисловия "Лолиты"
 2.2."Лолита": аспекты композиции
  Вертикальная норма романа
  Композиционная рамка
  Организация внутритекстовых дискурсов
 2.3."Предисловие" Рэя: колебания фикциональности
Глава 3
Фикциональный комментарий в "Бледном пламени" Владимира Набокова
 3.1.Структура "Бледного пламени"
  Комментарий Кинбота: колебания фикциональности
  Колебания фикциональности как фактор, определяющий жанр романа
 3.2.Детектив как жанр
  Детектив как вертикальная норма "Бледного пламени"
 3.3.Отблески "Бледного пламени": фикциональный комментарий после Набокова
  "Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского…
  «Подлинная история „Зеленых музыкантов“« Евгения Попова…
  "Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи" Петера Корнеля…
  …и "Бледное пламя"
Глава 4
Поздний фикциональный комментарий в романе Владимира Набокова "Ада, или Радости страсти"
 4.1.Поздний комментарий
 4.2."Ада" как пародия
 4.3.Комментарий "Ады"
  адресант примечаний: Вивиан Дамор-Блок
  "Примечания" Вивиан Дамор-Блок как пародия
Заключение

Введение
top

Во второй половине ХХ века, в эпоху постмодернизма, значительно возросло количество "игровых" художественных текстов с инкорпорированными в них паратекстуальными элементами. Введение этих элементов в текст делает объектом эстетической рефлексии сам процесс создания художественных текстов, раскрывает "отношение автора к тем структурным и нарративным принципам, которые в них применены". Наше исследование о комментарии находится в русле работ, посвященных изучению проблем существования паратекста (поскольку комментарий является его частью), и рассматривает комментарий в его особой метатекстуальной функции. Однако комментарий, с которым мы имеем дело в данной книге, – не обычный комментарий: он не столько проясняет смысл происходящего, сколько запутывает читателя. Все дело в том, что в роли комментатора здесь выступает не традиционная фигура – не автор – не литературовед и не критик, а фиктивное лицо – персонаж и / или повествователь. Такой комментарий способен изменить наше представление о событиях и степени их достоверности, поскольку сам является частью художественного мира. Французский теоретик межтекстуальных отношений Жерар Женетт называет подобный комментарий "фикциональным". Появление фикционального комментария в тексте удовлетворяет базовым художественным принципам постмодернизма. В известном смысле проанализировать онтологию и функции фикционального комментария в постмодернизме – значит заглянуть в самую суть последнего.

Мы обратились к трем текстам Владимира Набокова: романам "Лолита", "Бледное пламя" и "Ада, или Радости страсти", в каждом из которых присутствует фикциональный комментарий (в "Лолите" – еще и фикциональное предисловие, выполняющее "комментирующие" функции). Набоковские тексты в качестве материала выбраны не случайно. Набоков является одним из "отцов-основателей" постмодернизма, писателем, совершившим "не только в своем творчестве, но и в русской, как, впрочем, и в американской, литературе, волшебное превращение модернизма в постмодернизм". Набоков сыграл важнейшую роль в формировании новых жанров и тенденций развития постмодернистской литературы, в том числе и жанра комментария как художественного текста. Англоязычные романы Набокова "Лолита", "Бледное пламя" и "Ада, или Радости страсти", будучи "натуральным постмодернизмом", позволяют выстроить типологию фикционального комментария.

Рассмотренные в книге три фикциональных комментария в более поздних текстах, таких как "Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского, "Подлинная история "Зеленых музыкантов"" Евгения Попова и "Пути к раю. Комментарий к потерянной рукописи" Петера Корнеля, не только дополняют типологию фикционального комментария, но и демонстрируют жанровую зависимость более поздней прозы постмодернизма от художественных опытов Набокова.


Об авторе
top
Ирина Сергеевна БЕЛЯЕВА

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Тверского государственного технического университета. Выпускница Вильнюсского университета: окончила бакалавриат по специальности "Английская филология" и магистратуру по специальности "Всемирная литература". Продолжила образование в аспирантуре Тверского государственного университета при кафедре теории литературы и в 2009 г. защитила в РГГУ кандидатскую диссертацию на тему "Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма (на материале произведений Владимира Набокова)". Автор ряда статей о творчестве В.Набокова и Дж.Барта. Научные интересы: вторичные тексты постмодернизма, фикциональный паратекст, проза В.Набокова.