URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гусейн-Заде М.Г. Талышские легенды Обложка Гусейн-Заде М.Г. Талышские легенды
Id: 159353
799 р.

Талышские легенды Кн. V

URSS. 2012. 120 с. ISBN 978-5-9710-0450-9. Букинист. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В книге собраны предания, легенды, мифы и другие компоненты культуры, отражающие развитие этнического сознания талышского народа на различных этапах его развития. В созданных в далекой старине и дошедших до нас из глубины веков произведениях народного фольклора запечатлены основные нравственные заповеди талышского народа, которые, имея наднациональный, надэпохальный характер, несут человечеству крайне востребованные сегодня идеи гуманизма,... (Подробнее)


Анонс
top

Красота не дает человеку счастья, ибо она временная и скоропреходящая. Счастлив тот, кто доволен своим положением, кто помогает бедным, страждущим людям, облегчая и улучшая их незавидную участь, исполняя свой святой долг; кто трудится на благо и пользу народа, ибо добрая и славная память о нем обессмертит его имя навсегда.


Оглавление
top
Предисловие (А. А. Мамедов)
Талыши (В. А. Салаев, М. Г. Гусейнзаде)
Общая информация
Территория проживания талышей (северный и южный Талыш)
Антропология талышей
Археологические исследования и талыш-муганская культура
Религия талышей
Талышский язык и литература
Теймурбек Байрам-Алибеков
Багрий Александр Васильевич
Легенда первая
Легенда о спящей царевне
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 2 августа 1892 года, в селении Джангамиране Зувандского приставства, Ленкоранского уезда, со слов жителя Агабалы Алифи.
Легенда вторая
Легенда о том, как Шах Аббас Великий безуспешно пытался обогатить бедного ткача
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 18 ноября 1895 года со слов Мансум-Ханум Мамедбек кызы, жительницы селения Хыл Ленкоранского уезда
Легенда третья
Легенда о казни шахом Аббасом о казни шахом Великом жены Ахмед-Бегема
 Эта легенда записаны Т. Байрам-Алибековым в Ленкорани со слов моей жены Ширин-Ханум Мир Абдулла-хан-Кызы 15 апреля 1895 года
Легенда четвертая
Легенда о женитьбе шаха Аббаса Великого
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым со слов помещицы селения Осакужа Шахрабани ханум Талышинской, 15 июля 1897 года
Легенда пятая
Легенда о том, как шах Аббас "Джаннатмякан" помог армянину продать свой товар
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 22 марта 1892 года со слов жителя поселка Марушлы Кирдянинского общества Ленкоранского уезда Кулама Кербалаи Гусейн-оглы
Легенда шестая
Легенда о том, как шах Аббас Великий намеревался установить налог на сады, и как он отменил его
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 2 марта 1892 года со слов жителя поселка Марушлы Кирдянинского общества Ленкоранского уезда Кулама Кербалаи Гусейн-оглы
Легенда седьмая
Легенда о рождении шаха Аббаса Великого, именуемого "Джаннатмяканом"
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 18-го марта 1892 года со слов жителя поселка Марушлы Кирдянинского общества Ленкоранского уезда Кулама Кербалаи Гусейн-оглы
Легенда восьмая
Легенда об Александре Македонском
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 25-го августа 1893 года со слов Сулеймана Азим-оглы, жителя селения Едды Оймага Ленкоранского уезда
Легенда девятая
Персидская легенда об Александре Великом
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым со слов Мирза Азиза Гаджи Новруз Али оглы 28 марта 1893года в г. Ленкорани
Легенда десятая
Персидская легенда о царе Ездегерде Третьем (основана на исторических событиях)
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 25 октября 1897года со слов известного знатока персидской истории в городе Ленкорани Мирзы Гаджи Новруз-Али оглы, жителя городской части "Сутамырдов"
Глоссарий
Литература

Предисловие
top

В настоящем выпуске серии "Талышские исследования" редакция дарит нашим читателям венок древних и средневековых сказаний талышского народа. Эти предания, сложенные в весьма отдаленные времена, в продолжение долгих столетий сохранялись в устной форме, бережно передавались народом из поколения в поколение, обрастали новыми подробностями и деталями, наполнялись яркими красками, художественной выразительностью, прекрасными узорами, вышитыми последующими сказителями по изначальной канве повествования. Одну из этих позднейших версификаций мы предлагаем вниманию читателей в этом номере сборника.

Древний и мудрый талышский народ ещё в эпохи Мидийских царей, Ахеменидов, Селевкидов, Аршакидов и Сасанидов сложил свои замечательные предания, поэмы, повести, легенды и сказки. Каждый из этих видов народного творчества имеет свое особое, неповторимое, специфическое значение и звучание для десятков и сотен поколений благодарных потомков, черпающих в них духовную мощь и силу в решении новых эпохальных задач, в борьбе за сохранение своей идентичности, за дальнейшее всестороннее и прогрессивное развитие своего народа.

Следует напомнить, что сказание – это общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди сказаний различают предания, легенды и др. В древних литературах сказанием именуют прозаические произведения с историческим и вымышленным содержанием.

Предание – в народно-поэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, предание при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации. Предание сближается со сказкой и легендой, хотя вымысел в нём отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес.

Все эти феномены народного творчества являются элементами фольклора, поскольку в расширенном значении фольклор представляет собой совокупность духовной культуры и народного творчества. Созданные в далекой старине и дошедшие до нас из глубины веков талышские народные сказки и легенды запечатлели основные нравственные заповеди их творца – талышского народа. Все заповеди из народных преданий и сказаний перенеслись в тысячи поучительных книг и священных текстов, вошли в Коран, Авесту, Ветхий и Новый заветы Библии, Сунну. Они носят надэпохальный и наднациональный, общечеловеческий характер, принадлежат не только известной эпохе и конкретному народу, но Вечности и Человечеству.

В этом смысле памятники талышского фольклора служат ярким и вдохновляющим примером глобальной человеческой нравственности, устремленности в светлое будущее.

Кандидат философских наук, доцент А. А. Мамедов