Значение социальной философии Маркса и ЭнгельсаНастоящая книга посвящена исследованию социальной философии великих немецких мыслителей Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Социальная философия есть наука об обществе в целом. Другое ее название – теоретическая социология. Социальная философия Маркса и Энгельса со второй половины XIX века и по сию пору является важнейшим и влиятельнейшим направлением науки об обществе. Она вот уже полтора века активно воздействует на мировое общественное сознание и всемирно-историческое развитие человечества, причем степень этого воздействия возрастает. Самым объективным и беспристрастным свидетельством этому являются не только каталоги научных библиотек всего мира, но и Интернет, уже превратившийся в основную форму развития общественного сознания глобального человечества и ставший средством производства, хранения и трансляции идеальных эквивалентов действительности (мыслей, образов, чувств и т. д.), важнейшим средством коммуникации. Любая поисковая система (Google, Yahoo и др.) показывает, что Карл Маркс по числу упоминаний в Интернете уверенно опережает всех других классиков социальных наук. В глобальном электронном пространстве, использующем латинскую графику, Маркс по своему влиянию превосходит социальных мыслителей мира всех времен и народов, оставляя далеко позади себя занимающего второе место Макса Вебера, не говоря уже о других ученых. О том, что Маркс является самым важным и влиятельным социальным философом (социальным теоретиком) из всех за всю историю человечества, говорит и изучение общественного мнения. Как сообщила 14 июля 2005 г. авторитетная английская газета "Guardian", опрос, проведенный в 2005 г. среди слушателей британской радиостанции "Radio 4" в рамках программы М. Брэгга "In Our Time" и охвативший 30 тысяч человек, назвал Маркса величайшим философом в истории человечества. Радиослушателям был предложен список из 20 философов, и 27,93% человек назвали Маркса самым великим из них. Британский профессор Э. Читти из университета Сассекса объяснил результаты этого опроса так: "Я думаю, вероятнее всего, это объясняется тем, что люди осознают, что Маркс дает нам лучшее понимание этого мира, который становится все более и более капиталистическим. Маркс говорит о капитале как философ, и в этом заключается его уникальность". Влияние Маркса доминирует и среди профессиональных обществоведов. В современной мировой социальной науке интерес к Марксу велик и он беспрестанно растет. Как сообщил в июне 1997 г. американский журнал "American Enterprise", в 1991-1997 гг. Маркс занял первое место в индексе цитируемости Arts and Humanities Citation Index, который составляется на основе данных о содержании статей 1100 журналов мира, посвященных гуманитарным наукам. В порядке убывания список авторов и источников, цитируемыми учеными-обществоведами всего мира, выглядел следующим образом: 1) Маркс, 2) Ленин, 3) Аристотель, 4) Платон, 5) Шекспир и 6) Библия. Американский ученый Р. Гамильтон указывает, что анализ содержания четырех наиболее популярных университетских учебных пособий по социологии (в том числе и наиболее популярного из них – "Социологии" Дж. Масиониса) показывает, что их авторы чаще всего упоминают Маркса: автор "Капитала" в этом отношении намного превосходит других известных социальных теоретиков. Экономический кризис, сотрясающий мировую капиталистическую систему с 2008 г. и превосходящий все предшествующие кризисы своей глубиной и глобальностью, резко усилил интерес к произведениям Маркса во всем мире, в том числе, и в России. Еще раз стали очевидными как острота противоречий позднего капитализма, так и то, что Маркс является наиболее глубоким исследователем буржуазного общества и всемирно-исторического процесса в целом. Вполне логично, что становящееся глобальное многонациональное человечество первой половины XXI века будет вновь и вновь обращаться к произведениям Маркса и Энгельса для того, чтобы понять закономерности общественного развития, для того, чтобы осознать корни проблем, стоящих перед человечеством, для того, чтобы ускорить социальный прогресс, для того, чтобы идти к обществу без эксплуатации, для того, чтобы создавать более высокие общественные формы. Маркс занимался в первую очередь политэкономией, и теория прибавочной стоимости была его главным творением. Социальная философия была второй по значимости составной частью марксизма, и ей было уделено Марксом заметно меньше времени и в силу этого материалистическое понимание истории Маркса и Энгельса обладает чертами незавершенности и недоразвернутости. Кроме того, социальная философия Маркса и Энгельса была создана и разрабатывалась с начала 1840-х по 1883/1895. Время с конца XIX по начало XXI века было наполнено интенсивными всемирно-историческими изменениями, к которым необходимо отнести и прогресс естественных, социальных и технических наук, обогативших человечество значительными открытиями. Это значит, что, обращаясь к идеям Маркса и Энгельса и опираясь на них при решении теоретических и практических задач современности, социальная философия должна идти дальше – к более глубокой и всеобъемлющей теории, служащей прогрессу и освобождению от всех форм социального угнетения. Следовательно, перед социальной философией XXI века стоит задача осуществить снятие материалистического понимания истории Маркса и Энгельса. Но снять марксизм может только тот, кто овладел его идейно-теоретическим богатством, и, напротив, овладеть этим богатством может лишь тот, кто действительно нацелен на снятие марксизма. Это противоречие можно преодолеть, в свою очередь, только опираясь на диалектическую логику Гегеля-Маркса. Несмотря на повсеместное признание, социальная философия Маркса и Энгельса до сих пор и сейчас, в начале XXI века, понята преимущественно односторонне, фрагментарно и поверхностно. К ней более чем применимо знаменитое суждение Гегеля из "Феноменологии духа": "Известное вообще – от того, что оно известно, еще не познано. Обыкновеннейший самообман и обман других – предполагать при познавании нечто известным и довольствоваться этим; при всем разглагольствовании такое знание, не зная, что с ним делается, не двигается с места". Это объясняется тем, что материалистическое понимание истории Маркса и Энгельса представляет собой крайне сложное и многостороннее беспрестанно развивавшееся научное образование. Литература, посвященная социальной философии Маркса и Энгельса, марксизму в целом, безбрежна, но их имена и взгляды зачастую окружены океаном непонимания, искажений и заведомой неправды. Очень удачно написал в 1885 г. в одном из писем Энгельс: "О Марксе нагромождено неимоверное количество лжи, и он не считал нужным на нее отвечать". Марксизм является с момента своего вступления на мировую идейно-теоретическую арену не только самым популярным и цитируемым, но и самым непонятым научным течением. Его нередко почитали и курили ему фимиам, но, тем не менее, все же толком не читали и не знали. Энгельс очень точно характеризовал своего друга, сказав, что "Маркс был тем человеком, которого больше всего ненавидели и на которого больше всего клеветали. Правительства – и самодержавные и республиканские – высылали его, буржуа наперебой осыпали его клеветой и проклятиями. Он сметал все это, как паутину, со своего пути, не уделяя этому внимания, отвечая лишь при крайней необходимости". Маркс иронически высказывался о некоторых своих последователях, например, о французских марксистах, которые упрощали его теорию и допускали ошибки догматического и сектантского характера. Энгельс в письме к П. Лафаргу от 27 августа 1890 г. высказался по поводу притока в социал-демократическую партию "студентов, литераторов и прочих деклассированных молодых буржуа". Энгельс писал: "Эти господа – все марксисты, но того сорта, который был вам известен во Франции десять лет назад и о котором Маркс говорил: "Я знаю только одно, что я не марксист. И весьма вероятно, что об этих господах он сказал бы то же, что Гейне говорил о своих подражателях: "Я сеял драконов, а пожал блох". Это высказывание Маркса иногда искажают, вырывая его из контекста, и преподносят его так, как будто бы он высказывался против марксистов вообще, т. е., по сути дела, против марксизма, что, разумеется, является нелепостью. В мировой науке в целом до сих пор господствовали и ныне господствуют ограниченные, а именно рассудочные, представления о социальной философии марксизма. Перед наукой стоит задача разумного, диалектического исследования материалистического понимания истории (социальной философии) Маркса и Энгельса. В чем же заключается суть такого исследования? Во-первых, разумно, диалектически исследовать социальную философию Маркса и Энгельса означает познать ее сущность. А познать сущность, как стало ясно в первую очередь после "Феноменологии духа" и "Науки логики" Гегеля – это значит познать противоречия сущности исследуемого предмета. Сущность социально-философской концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, как и любой концепции вообще, – это ее внутренние (глубокие) противоречия, которые детерминируют ее воспроизводство, ее развитие. Понять любую концепцию – это значит открыть ее внутренние противоречия. Без обнаружения таких противоречий концепция известна, но не познана. Ф. Энгельс близко подошел к исследованию противоречий социальной философии марксизма. Он, например, в письме Й. Блоху от 21-22 сентября 1890 г. и в письме Ф. Мерингу от 14 июля 1893 г. указал фактически на характерное для нее противоречие между сведением государства и общественного сознания к способу производства, с одной стороны, и выведения первых из последнего, с другой. При этом Энгельс понимал это противоречие все же поверхностно, преподнося его как досадное недоразумение, являвшееся следствием неудачной расстановки акцентов Марксом и самим Энгельсом при защите своих идей в спорах с идеалистами. Последующие мыслители наталкивались на противоречия марксизма, но часто отражали их неадекватно, стремясь преодолеть не диалектически, а рассудочно – посредством отбрасывания одной из сторон противоречий. Упомяну только о некоторых позициях. Немецкий теоретик реформизма Э. Бернштейн в труде "Проблемы социализма и задачи социал-демократии" (1899) противопоставил объективизм материалистического понимания истории и субъективистский активизм революционного учения Маркса. Последнее, по мысли Бернштейна, испытало влияние гегельянства и бланкизма и постольку должно быть изгнано из науки. Итальянский ученый В. Парето в "Социалистических системах" (1902) противопоставил материалистическое понимание истории и теорию прибавочной стоимости как научный и ненаучный компоненты марксизма соответственно. Парето высоко ценил материалистическое понимание истории К. Маркса и Ф. Энгельса, критикуя его при этом, правда, за преувеличение значения экономических факторов и классовой борьбы, но резко отрицательно относился к "Капиталу", считая его всего лишь идеологическим довеском к "Манифесту Коммунистической партии". Русский религиозный мыслитель Н. А. Бердяев в работе "Царство духа и царство Кесаря" (1947) противопоставил в марксизме научный экономический детерминизм (материализм, объективизм) и волюнтаристский революционный мессианизм (субъективизм, идеализм). Первый выделенный им компонент марксизма Бердяев признавал с оговорками относящимся к науке, а последний компонент он вслед за Бернштейном связывал с диалектикой Гегеля и рассматривал как заблуждение. Французский философ Л. Альтюссер в работе "За Маркса" (1965) противопоставил в развитии Маркса раннюю, "идеологическую" ("гуманистическую") стадию, к которой он отнес работы Маркса до 1844 г. включительно, и "научную" стадию, к которой он причислил работы Маркса, начиная с "Немецкой идеологии" и до конца его жизни. Американский социальный теоретик Э. Гоулднер писал о противоречии во взглядах Маркса и Энгельса, противопоставив научный марксизм и критический марксизм. Американский ученый Дж. Александер в труде "Антиномии классической мысли: Маркс и Дюркгейм" (1982) увидел в марксизме противопоставление исследования социального порядка и исследования действия. Все эти подходы восходили, очевидно, к позиции Бернштейна, и все они отражали действительные противоречия социальной философии марксизма неточно, односторонне и неглубоко. Эти подходы воспринимали противоречия материалистического понимания истории Маркса и Энгельса рассудочно, антидиалектически и в силу этого не могли послужить основой для его снятия. Несколько поколений критиков социальной философии марксизма лишь поверхностно касались некоторых из его противоречий и были не в состоянии предложить более глубокую и масштабную концепцию. В силу этого вполне закономерно кампании критики марксизма до сих пор непременно завершались небезуспешными контрнаступлениями критикуемого. Вместе с тем, необходимость снятия марксистской социальной философии созрела. Во-вторых, разумно, диалектически исследовать социальную философию Маркса и Энгельса означает познать ее в развитии, исследовать ее как развивающееся мыслительное образование. Исследование противоречий марксистской социальной философии создает необходимые предпосылки для познания закономерностей ее развития. В-третьих, разумно, диалектически исследовать социальную философию Маркса и Энгельса означает познать ее в качестве определенного этапа развития социальной философии в целом. Материалистическое понимание истории Маркса и Энгельса решало задачи, поставленные предшествующей историей социальной философии, и, вместе с тем, оно решающим образом повлияло на ее последующее развитие. И здесь возникает проблема противоречий социальной философии, поскольку противоречия материалистического понимания истории Маркса и Энгельса являются их проявлением. В-четвертых, разумно, диалектически исследовать социальную философию Маркса и Энгельса означает познать ее как обусловленную объективными общественно-историческими процессами. Развитие материалистического понимания истории Маркса и Энгельса являлось не чисто научным явлением, а постоянно испытывало воздействие важнейших процессов и событий их эпохи – развития капитализма, роста классовой борьбы, формирования мировой капиталистической системы, войн и революций и т. д. Эти процессы могущественным образом влияли на то, как Маркс и Энгельс стремились снять противоречия своей социально-философской мысли. Настоящая книга является попыткой осуществить разумное, диалектическое исследование социальной философии К. Маркса и Ф. Энгельса. Азат Борисович РАХМАНОВ Выпускник философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, кандидат философских наук.
Доцент кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ. Область
научных интересов – социальная философия, теоретическая социология, теоретическая
политология, гносеология, история философской, социологической и общественно-политической
мысли, всемирная история, история и теория войны и военной мысли, этнология.
|
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) 2022. 1656 с. Твердый переплет. Предварительный заказ!
Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее) 2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее) URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати
В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее) 2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) |