Русская общественно-политическая мысль во всем ее богатстве представлена в многочисленных исследованиях и в учебных пособиях по отечественной истории, философии, политологии и социологии. Данные очерки, не претендуя на академическую полноту, стоят ближе к спецкурсу по истории политических учений. Русский народ вправе гордиться своим местом в мировой цивилизации. Если некоторые могут сказать, что все народы одинаковы и различаются только по языку (немцы, французы, англичане, американцы, испанцы, итальянцы), то они упускают из виду, что перечисленные выше народы относятся к одной цивилизации. Русский же народ относится к другой цивилизации или стыку двух цивилизаций. Рассмотрение истории возникновения и развития общественно-политической мысли в России представляет собой благодатное поле деятельности для политиков, философов, культурологов, социологов и историков. Эта отрасль знания – лишь небольшая частица истории, в которой, по словам выдающегося отечественного историка С.М.Соловьева (1820–1879), "выражается народное самосознание". Наша страна представляет собой уникальную этническую общность, в которой объединены многие нации и народности, сплоченные общей судьбой и культурой, – общность, связывающей основой которой выступает славянское ядро, включающее великороссов, малороссов и белорусов. Русская общественно-политическая мысль отнюдь не представляла "единого потока", лишенного противоречий и независимого от борьбы классов, как ее когда-то хотели представить славянофилы и либералы. Она отражала борьбу передовых, просветительных и революционных идей с консервативными и реакционїными идеями, борьбу материализма с идеализмом. Россия как многонациональное государство принципиально отличалось от иных империй – английской, французской, испанской, германской. Она не имела колоний. За всю ее историю ни один народ не исчез с ее территории. Как известно, в царской России командные посты в государственной администрации получили многие представители входивших в ее состав национальностей. Не кровїноїродственные связи, а язык и культура – главные показатели принадлежности к нации. В формировании многонационального общества, каким является Россия, культура русского народа, наряду с экономическими и политическими интересами, была мощным цементирующим фактором. Исследователь русской философской мысли Р.К.Баландин проницательно отметил: "Русский народ вряд ли можно выделить по каким-то биологическим, расовым признакам. Русские – многонациональны. Но в России культура сохраняет своеобразные черты народа, именем которого называется. Поэтому немцы Фонвизин и Ферсман, эстонец Бэр, армянин Айвазовский, евреи Левитан и Мандельштам, поляк Черский и многие другие остаются представителями русской культуры (хотя при этом никто не лишает их конкретной национальной принадлежности, которая, сказать по правде, не имеет существенного значения). А среди "чистокровных" русских немало, увы, таких, кому чужды культура, традиции и даже национальный характер". Основными ценностями в русской культурно-исторической традиции были соборность, коллективизм, державность (принадлежность к великому народу и государству), приоритет духовного – идеалов истины, добра и справедливости – над материальным, над практицизмом и утилитаризмом. Традиции коллективизма укоренились в нашей стране задолго до Октябрьской социалистической революции. Л.Н.Толстой справедливо отметил, что одного русского человека почти никогда нет, русские всегда – мы, семья, артель, бригада. Отечество, поселок, село, город – тоже мы. Это – особенность уклада жизни. История и география сыграли тут не последнюю роль. По словам профессора МГУ Б.С.Хорева, "природные условия вопреки укоренившимся политэкономическим воззрениям, что все это "географический детерминизм", "фетишизм" и т.п., оказали большое влияние, а может быть решающее влияние на естественно-исторические формы хозяйствования в России (более 60 % территории нашей страны приходится на Северный регион. - В. К.). В постоянной борьбе за выживание, затрачивая в суровых условиях гораздо больше энергии для обеспечения элементарных условий существования, русский народ стихийно прибегнул к коллективистским формам ведения хозяйства, создав общину и артель, естественными наследниками которых по сути стали Советы и колхозы". Традиция авторитаризма и централизма государственного управления была продиктована исключительно громадными размерами территории и национальным многообразием России. Какое значение для нашего современника имеет знание истории русской общественно-политической мысли? Доктор социологических наук А.И.Шендрик справедливо отметил, что "отечественная культура остается ориентированной на классические ценности, на ценности, которые воспевали Достоевский, Толстой, Чехов, Булгаков, Гоголь, Чернышевский, Белинский, Радищев, Герцен, Пушкин и многие другие российские гении". Валентин Федорович КОЛОМИЙЦЕВ Доктор исторических наук, профессор кафедры социологии, политологии и экономики Московского городского педагогического университета. Автор книг "Рабочий класс и профсоюзы Франции в борьбе против монополий (1968–1981) " (1981), "Монополии и рабочий класс: Миф о социальном мире и действительность" (1985), "Методология истории: От источника к исследованию" (2001), "Социология и политика" (URSS, 2009), "Россия: Реформы, трансформация, модернизация. Заметки политолога" (URSS, 2011), а также 6 брошюр и около 200 публикаций в журналах и сборниках. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||