Моим горячо любимым детям Маше и Виктору и внуку Денису, которым предстоит
обустраивать Россию, посвящаю эту книгу
Автор За последние десять лет в России не только выросло число негосударственных некоммерческих организаций (ННКО), но резко увеличилось, по сравнению с организациями, имеющими государственную и муниципальную формы собственности, количество коммерческих организаций (с частной формой собственности). ННКО стали инициировать и воплощать в жизнь механизмы межсекторного взаимодействия. Развитие таких механизмов особенно быстро идет на региональном уровне. Изучение этих механизмов, создание научно-обоснованной базы для их грамотного конструирования и аккуратного вплетения в ткань реальной социальной политики, а также разработка концептуальной базы для формирования моделей и методов межсекторного взаимодействия стало острой необходимостью нынешнего момента социально-экономических преобразований в стране. В монографии излагается новое научно-практическое направление, созданное автором в течение 1996–2003 гг. В 2002 году им в Санкт-Петербургском университете на эту тему была защищена диссертация на соискание степени доктора социологических наук. Актуальность публикации характеризуется следующим образом: Цели и задачи монографииЦели работы в том, чтобы:Научная новизна исследования заключается в том, что созданы основы, разработаны принципы и очерчена проблематика нового научно-практического направления – межсекторное социальное партнерство, требующего для своего изучения междисциплинарного подхода, опирающегося на базисные теории и методы социологии и системного анализа. В основу этого направления положена введенная и обоснованная автором концепция межсекторного социального партнерства (МСП). МСП понимается как конструктивное (целенаправленное и "выгодное" каждому участнику и населению территории, где оно реализуется) взаимодействие (являющее собой тип социального взаимодействия) организаций двух или трех секторов (государство, бизнес и некоммерческое сообщество), при решении социально-значимых задач в рамках социального подпространства, образуемого в ходе сложного взаимовлияния ряда полей, возникающих из-за различия потенциалов и многообразия возможностей взаимодействующих организаций, отражающих специфику их структур, ресурсов, правил деятельности и норм поведения. Пространство МСП рассматривается как подпространство социального пространства, введенного в рамках парадигмы крупнейшего социолога современности П.Бурдье. Излагаются следующие новые результаты: 1. Введено понятие поля пространства МСП. Идентифицирована и обоснована базисная система семи основных полей пространства МСП а именно поле адаптации корпоративных идентичностей, поле взаимных потребностей, ожиданий и мотиваций, нормативное и правовое поле межсекторных взаимодействий, синергетическое ресурсное поле, финансово-экономическое поле; поле процедур, организационных структур и механизмов МСП и информационное поле МСП; 2. Выполнено исследование 4 полей пространства МСП: 3. Разработана оригинальная методика многопараметрической экспресс-диагностики для оценки степени институционального развития НКО. Она позволяет в ходе применения серии специальных технологических режимов работы консультанта по оргразвитию с группой (в рамках семинара-тренинга или в процессе оценки деятельности НКО) строить конфигурацию и палитру организации, выявлять слабые и сильные стороны организации, а также выстраивать стратегию развития в форме разработки аван-проектов. 4. Разработан инструментарий для выявления степени взаимодействий НКО с организациями из других секторов и для оценки потенциала взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с НКО. Проведены эмпирические исследования и приводятся результаты. 5. Выполнено исследование по обобщению вариантов экспертных процедур, используемых при разработке конкурсных механизмов МСП. 6. Изучены ошибки при построении шкал для получения экспертных оценок проектов МСП и выполнен анализ возможностей применения разных шкал. 7. Сформулированы операциональные принципы МСП (п. развития коммуникаций и доверия; п. оценки и развития партнеров; п. конструктивного учета интересов партнеров; п. диверсификации механизмов партнерства; п. востребованной институционализации механизмов; п. ресурсного синергетизма и п. осознанной взаимозависимости). 8. Систематизирована совокупность основных этапов процесса формирования МСП в практических ситуациях, а именно: описание базиса партнерства; строительство МСП; институционализация партнерства; регулирование создания МСП; оценка риска для партнеров; функционирование МСП; развитие и трансформация МСП, управление партнерством; измерение эффективности деятельности МСП. 9. Дано определение понятия механизма МСП. Предложена типология инновационных механизмов МСП, включающая конкурсные, социально-технологические, организационно-структурные, процедурные и комплексные механизмы. Даны определения, примеры и особенности реализации этих механизмов. 10. Описаны пути формирования социально-ответственного бизнеса, дано системное осмысление практики благотворительной деятельности современных бизнесменов РФ, ситуационный анализ благотворительности, предложена стратегия развития исследований в сфере благотворительности. Книга содержит результаты статистических исследований особенностей и характера взаимодействия ННКО и власти в десятках регионов. Материалы работы использовались при чтении учебных курсов "Межсекторное социальное партнерство", "Фандрайзинг" в Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова (2000–2002 гг.) и в Государственном университете управления (2001 г), спецкурсов "Разработка и оценка некоммерческих проектов в сфере высоких информационных технологий", "Поиск источников финансирования некоммерческих проектов" и "Принятие решений в условиях конфликта и неопределенности" в Бизнес-школе МФТИ (2001–2002 гг.). Методические разработки книги использованы при проведении групповых тренингов по тематике МСП для сотрудников региональных органов власти и ННКО в 47 регионах РФ, в Азербайджане, Армении, Беларуси и Украине. |