Эта книга адресована широкому кругу читателей – от музыкантов – профессионалов разных специальностей до любителей музыки, интересующихся жизнью и творчеством Вагнера. Автор счел целесообразным отделить главы, посвященные творческой биографии композитора, от глав аналитических, требующих от читателя известной подготовки в области музыковедения, и построить изложение по принципу чередования биографических и аналитических глав. Таким образом, можно проследить эволюцию творчества композитора в связи с эволюцией его мировоззрения одновременно в согласии и в противоречии с ним. В анализе опер и музыкальных драм Вагнера автор пользуется различными методами в зависимости от содержания и композиционной структуры каждого данного произведения. Иначе говоря, само произведение диктует принципы и мечом его анализа. Общим объектом анализов является вагнеровская лейтмотивная система и симфонизм музыкальной драматургии. Но в одних случаях в основе анализа – характеристики действующих лиц ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), в других – главные линии и пласты музыкально-сценического действия в их взаимосвязи ("Тангейзер", "Лоэнгрин", "Парсифаль"). Иногда же дается последовательный разбор по актам, картинам, сценам, – это особенно относится к "Кольцу Нибелунга", где постепенное возникновение лейтмотивов и их конструктивная роль в драматургии произведения, запутанность и сложность сюжета диктуют именно такой (отчасти описательный) тип анализа. Конечно, все эти виды анализа в той или иной степени присутствуют везде. Автор выражает глубокую благодарность коллективу кафедры истории музыки Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, несколько раз обсуждавшему на своих заседаниях профессору М.С.Пекелису и доценту Г.В.Крауклису, а также сотрудникам библиотеки Союза советских композиторов – за предоставление некоторых материалов, книг и нот, использованных в настоящей работе. Левик Борис Вениаминович Известный советский музыковед и педагог. Родился в Киеве. Учился в Киевской консерватории (1913–1922) по классам фортепиано у К. Н. Михайлова, композиции у Р. М. Глиэра и Б. Н. Лятошинского. В 1922–1924 гг. учился в Московской консерватории по классу композиции у Р. М. Глиэра. В 1928 г. окончил историко-теоретический факультет Московской консерватории; ученик М. В. Иванова-Борецкого. В 1930–1949 гг. преподаватель (с 1935 г. доцент) кафедры истории музыки этой консерватории. В 1936–1941 гг. преподавал в Заочном музыкально-педагогическом институте, в 1943–1946 гг. — в Высшем училище военных дирижеров. С 1946 г. преподаватель Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (в 1946–1948 и в 1953–1956 гг. заведовал кафедрой истории музыки). Кандидат искусствоведения (1941; диссертация «Основные вопросы немецкой музыкальной критики и публицистики XIX века и их отражение в литературных работах выдающихся музыкальных деятелей»).
Б. В. Левик — автор многочисленных работ о творчестве русских композиторов и зарубежных классиков, а также учебных пособий. Он был редактором и автором предисловий к книгам Э. Краузе «Рихард Штраус» (1961), К. Гейрингера «Иоганнес Брамс» (1965), вступительных статей к клавирам опер Р. Вагнера, партитурам симфоний Л. Бетховена, Г. Малера и др. Он также являлся автором отдельных томов в коллективных работах «Советская музыкальная литература» (вып. 1), «Музыкальная литература зарубежных стран» (вып. 5), «История зарубежной музыки» (вып. 2), каждый из которых неоднократно переиздавался. Книга «Рихард Вагнер» впервые вышла в 1978 г. уже после смерти автора. |