Введение |
I. Состояние обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации и за рубежом |
| 1.1.Дорожно-транспортный травматизм за рубежом и в России |
| 1.2.Состояние дорожно-транспортной инфраструктуры |
| 1.3.Проблемы управления в области обеспечения БДД |
| 1.4.Анализ осуществления контрольно-надзорных функций в области обеспечения БДД |
II. Развитие системы обеспечения безопасности дорожного движения в советский и в постсоветский период |
| 2.1.Историческая справка |
| 2.2.Развитие теории обеспечения БДД в советский период |
| 2.3.Развитие теории обеспечения БДД в постсоветский период |
| 2.4.Комплексный подход при решении проблемы повышения БДД |
III. Особенности функционального подхода при анализе системы обеспечения безопасности дорожного движения |
| 3.1.Общие вопросы функционального подхода при изучении систем управления |
| 3.2.Классические функции системы управления БДД |
IV. Теоретические предпосылки формирования системы обеспечения безопасности дорожного движения |
| 4.1.ОБДД как категория науки управления |
| 4.2.Дорожное движение как объект управления. Система дорожного движения |
| 4.3.Основополагающие условия функционирования и развития системы "дорожное движение" |
| 4.4.Обратные связи в системе управления БДД |
| 4.5.Модель обеспечения безопасности дорожного движения на кратко- и среднесрочном горизонтах планирования |
V. Применение методов комплексного оценивания к задачам обеспечения безопасности дорожного движения |
| 5.1.Механизмы комплексного оценивания уровня безопасности дорожного движения |
| 5.2.Методика расчета комплексной оценки деятельности аппаратов и подразделений ГИБДД МВД РФ |
| 5.3.Оценивание проектов правовых актов в сфере безопасности дорожного движения |
| 5.4. | Определение последовательности реализации законов с учетом их стоимости |
VI. Методы разработки программ повышения уровня безопасности дорожного движения |
| 6.1.Использование комплексной оценки для построения программ |
| 6.2.Максимизация надежности программы |
| 6.3.Задача выбора мероприятий программы |
| 6.4.Выбор мероприятий программы с заданной величиной надежности |
| 6.5.Задача оптимизации размещения сети станций и пунктов государственного технического осмотра |
| 6.6.Методы решения задач размещения объектов обслуживания |
| 6.7.Методы решения задачи |
| 6.8.Ограничения на близость пунктов размещения объектов |
VII. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" |
| 7.1.Предпосылки принятия третьей Федеральной целевой программы по повышению БДД |
| 7.2.Концептуальные аспекты новой Федеральной целевой программы |
| 7.3.Содержание Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" |
| 7.4.Предварительные результаты реализации мероприятий ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" по итогам работы в 2006-2009 годах |
Концепция устойчивого развития России предусматривает создание
комфортных условий для жизни россиян, что включает безопасное
существование как общества в целом, так и каждого отдельного его
члена. В этом смысле безопасность дорожного движения (БДД)
является составной частью общей системы безопасности страны.
Более того, это одна из наиболее важных ее составных частей,
поскольку процесс перемещения людей и грузов с помощью
транспортных средств или без таковых охватывает практически все
население нашей страны.
В обращении Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к
Генеральной ассамблее ООН по случаю проведения "Декады борьбы
за безопасность на дорогах в течение 2011--2020 годов"
говорится: "В мире в результате дорожно-транспортных
происшествий (ДТП) погибают 1,3 млн. человек, из них 90% или 1
млн. -- в государствах с низким и средним уровнем развития, 50
млн. человек получают ранения или увечья в ДТП. Экономический
ущерб от ДТП составляет более 500 млрд. долларов США".
По прогнозам ВОЗ к 2030 г. дорожно-транспортный травматизм
(ДТТ), если не будут приняты соответствующие меры, может стать
пятой среди основных причин гибели и увечий людей. В Российской
Федерации негативные последствия автомобилизации приобрели
крайне острый характер. Уровень ДТТ остается чрезвычайно
высоким. За последние 10 лет в ДТП погибли более 300 тыс.
человек, что эквивалентно населению среднего областного центра.
Практически 1/3 погибших в ДТП составляют люди наиболее
активного трудоспособного возраста 26-40 лет.
По сравнению с европейскими странами аварийность в Российской
Федерации характеризуется самым высоким уровнем риска гибели,
очень высокой тяжестью последствий.
Дорожно-транспортная аварийность (ДТА) наносит экономике России
колоссальный ущерб, который в последние годы составляет 2,2-2,6%
внутреннего валового продукта страны (ВВП). Такой ущерб
сопоставим со вкладом в ВВП отдельных отраслей национальной
экономики.
Масштаб и характер проблемы безопасности БДД в стране,
социальные, экономические и демографические последствия
оказывают заметное влияние на национальную безопасность страны,
и задача обеспечения БДД фактически представляет самостоятельную
государственную проблему.
В монографии рассматриваются проблемы управления в области
обеспечения БДД, развивается системный подход к решению этих
проблем на основе программно-целевого управления (главы I-IV).
Дается описание математических моделей и методов обеспечения
БДД. Это, в первую очередь, методы комплексного оценивания
применительно к оценке деятельности органов ГИБДД МВД РФ (глава
V), методы разработки программ повышения уровня безопасности
дорожного движения с учетом фактора надежности (вероятности
реализации программы). Рассматривается также задача размещения
станций и пунктов государственного технического осмотра (глава
VI). В главе stocktickerVII проводится анализ предварительных
результатов реализации третьей ФЦП по повышению БДД.
Авторы книги, известные специалисты в области управления в
социальных и экономических системах, участвовали в разработке
программы и в ее реализации, в том числе и в разработке
механизмов оценки деятельности органов МВД в области БДД.
Книга предназначена для специалистов в области БДД, а также для
преподавателей, студентов и аспирантов соответствующих
специальностей.
Авторы выражают благодарность к.т.н. Диновой Наталье Ивановне за
большую помощь при подготовке рукописи.
Владимир Николаевич БУРКОВ (род. в 1939 г.)
Доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией активных систем
Института проблем управления им.В.А.Трапезникова РАН, действительный член РАЕН,
Вице-президент Российской ассоциации по управлению проектами,
лауреат государственной премии СССР и премии Дж.яФон--Неймана.
Более 30 лет работает в области управления большими системами. Основатель теории активных систем,
один из ведущих специалистов по управлению социально-экономическими системами.
Виктор Дмитриевич КОНДРАТЬЕВ (род. в 1947 г.)
Доктор технических наук, профессор, начальник Научно-исследовательского центра
проблем безопасности дорожного движения МВД России.
Известный специалист в области обеспечения безопасности дорожного движения,
автор более 100 научных работ по различным аспектам дорожной безопасности.
Александр Васильевич ЩЕПКИН (род. в 1949 г.)
Доктор технических наук, профессор Московского физико-технического института,
главный научный сотрудник Института проблем управления им.В.А.Трапезникова РАН,
действительный член РАЕН.
Автор более 100 научных работ по управлению социально-экономическими системами,
игровому имитационному моделированию, экономическим механизмам обеспечения безопасности
при природных и техногенных катастрофах.