Въ чемъ и где школа драматичеckaro ucкyccmвa – вотъ мучumeльнейшie вопросы для каждаго, положившаго всю душу свою на алтарь вдохновеннаго ucкyccmвa, поглотившаго стольko истерзанныхъ жертвъ, напрасно жаждавшихъ своей благоговейной, девственно- трепетной молитвой nрuсоединиться къ славному хору гордыхъ жрецовъ, стоящихъ предъ священнымъ алтаремъ съ сознанiемъ своей силы и права совершать обрядъ и таинство служенiя. Какъ те, такъ и другiе, все они иckaлu истиннаго Бога, одни его нашли, другiе въ тяжелыхъ мукахъ и надрывахъ напрасно старались его отыcкamь, uбo не знали, где онъ или искали его не тaмъ, где онъ есть... А ведь Бor для всякаго, кmo его пожeлaemъ познать, и если не всякiй познаетъ его съ равной силой и пониманiемъ, то за то каждый-пo cвoему разуменiю, по своей силе, по своему таланту. Скoлькo въ самомъ деле погибло жертвъ, мучительно желавшихъ принять великiй постригъ ucкyccтва, тщетно стучавшихся въ священныя его двери и не попавшихъ въ храме единственно nomoму, что не знали и не умели въ достаточной мере проявить себя въ своей пламенной молитве, несмотря на всю силу и мощь своего духа... Kaкъ это ужасно и вместе съ темъ трагично... А между темъ ро кoвая ошибка этого ужаса заключается въ коренномъ заблужденiи, въ непониманiи и неуменiи отличить божественное отъ человеческаго, и если Поссартъ, выражаясь о рyccкuxъ aкmeрахъ, говорилъ: "viel, Talenten, aber sie haben keine Schule – "много талановъ, но у нихъ отсутствуетъ шкoла", то этимъ онъ сказалъ, что у русскaro aкmepa, если и нетъ pyтuны запада, mo, съ другой стороны, въ немъ нетъ и ви pmyoзa, въ ero игре от сутствуетъ искyc ство, есть тaлантъ, есть божеское, но нетъ человеческаго. И действительно, рyccкiй художникъ, мучительно любя ucкyccтвo и нося въ себе идею подвига и жажду "спасаться", искалъ въ немъ религiозной истины, искаль въ немъ Бога и всегда пренебрегалъ способомъ и формой, что, наоборот, так пленяло западного художника... |