URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Беляева М.А. Репродуктивное поведение человека Обложка Беляева М.А. Репродуктивное поведение человека
Id: 156755
338 р.

Репродуктивное поведение человека Изд. 2

2012. 264 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В учебном пособии с междисциплинарных позиций освещены различные вопросы, связанные с репродукцией человека в современном обществе: характерные черты современной модели репродуктивного поведения, возможные стратегии демографической политики, репродуктивные права граждан, пути профилактики абортов и бесплодия, условия безопасного материнства, направления социальной работы по решению проблем репродуктивного поведения и повышению репродуктивной... (Подробнее)


Оглавление
top
ВВЕДЕНИЕ
Тема I
РОЖДАЕМОСТЬ - ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА
 1.1 ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В МИРЕ. КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА
 1.2 ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАССОВОЙ МАЛОДЕТНОСТИ В РОССИИ
 1.3 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
 1.4 РАЗЛИЧНЫЕ СТРАТЕГИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
 Выводы
 Вопросы для обсуждения
 Литература и другие источники
 Приложение
Тема II
ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
 2.1 РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. ПРАВО НА ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ
 2.2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИДЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
 2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
 2.4 ЗНАЧЕНИЕ КОНТРАЦЕПЦИИ В СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
 Выводы
 Вопросы
 Литература и другие источники
 Приложения
Тема III
ИСКУССТВЕННЫЕ АБОРТЫ КАК ЭТИКО-ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА
 3.1 ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
 3.2 ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
 3.3 ПРОФИЛАКТИКА ИСКУССТВЕННЫХ АБОРТОВ
 Выводы
 Вопросы
 Литература и другие источники
 Рекомендуемые кинофильмы
 Приложение
Тема IV
БЕСПЛОДИЕ - КОВАРНЫЙ ВРАГ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
 4.1 МАСШТАБЫ И ПРИЧИНЫ БЕСПЛОДИЯ
 4.2 МЕДИЦИНСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕСПЛОДИЯ
 4.3 ПРОФИЛАКТИКА БЕСПЛОДИЯ
 4.4 ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕДАЮЩИЕСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
 Выводы
 Вопросы
 Литература
 Приложения
Тема V
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИИ
 5.1 ЗАЧАТИЕ, БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
 Зачатие
 Беременность
 Роды
 5.2 КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОГО МАТЕРИНСТВА
 5.3 МАТЕРИНСКАЯ И МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ ФАКТОРЫ РИСКА
 5.4 ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ: ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
 Выводы
 Вопросы
 Литература
 Приложения
Тема VI
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СФЕРЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
 6.1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
 6.2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
 6.3 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИТУАЦИИ ОТКАЗА ОТ НОВОРОЖДЕННЫХ
 6.4 ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ДЛЯ БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ
 Выводы
 Вопросы для обсуждения
 Литература
 Приложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СЛОВАРЬ

Введение
top

Проблема низкой рождаемости, осознанная наукой на излете XX в., по-видимому, на долгое время вошла в десятку сверхактуальных проблем развитых стран, угрожающих их существованию.

Российские власти последнее время активно проявляют озабоченность по этому поводу, и хочется надеяться, что в ближайшем будущем пропаганде и воспитанию соответствующих репродуктивных установок у молодежи будет уделено значительно больше внимания, чем раньше.

Пока что юношам и девушкам приходится самостоятельно и по большей части стихийно разбираться с вопросами собственного репродуктивного поведения, путем проб и ошибок выстраивая личную репродуктивную стратегию.

Репродуктивное поведение включает в себя не только усилия, направленные на рождение детей, но и все наши действия, связанные с нежеланием становиться родителем.

Процесс осмысления собственного репродуктивного поведения (репродуктивное самоопределение) предполагает отчетливое представление о том, сколько детей должно быть в семье, когда их родить, при каких условиях и с каким интервалом. Далее самый главный вопрос – как привести эти планы в действие. Для этого необходимо оценить меру своего здоровья, свои экономические и иные ресурсные возможности, выстроить свое отношение к существующим методам контрацепции, допустимости аборта как средства регулирования рождаемости и т.д. Таким образом, сознательное воплощение наших замыслов реализуется в рамках личной репродуктивной стратегии. Если первоначально эти замыслы идеалистичны, то со временем жизнь вносит свои коррективы. Степень профессиональной успешности, брачный статус, репродуктивное самоопределение брачного партнера, соматическое состояние организма, трансформация нравственных ориентиров – все это найдет отражение в личной репродуктивной стратегии.

Но прежде всего репродуктивное самоопределение и построение личной репродуктивной стратегии зависят от мировоззрения человека, общего уровня его культуры и уровня репродуктивной культуры, в частности.

Репродуктивная культура представляет собой систему знаний, умений, ценностей, регулирующих репродуктивное поведение человека, направленное на рождение детей или на избегание этого события.

Если юноша или девушка находятся под влиянием Православной церкви, то сознательное выстраивание репродуктивного поведения, вероятно, будет оценено как кощунственная

задача, так как рождение ребенка с позиций религиозного мировоззрения – это область божественного провидения, где человек не наделен властью и должен полагаться на высшие силы. В случае низкой общей культуры индивид просто не задумывается о последствиях своих сексуальных отношений и полагается на случай.

Возможный репродуктивный исход сексуальных отношений требует либо отказа от них до момента готовности к рождению детей, либо использование мер, как принято сейчас говорить, "безопасного секса". С этической точки зрения это очень скользкая формулировка, в ней дети из драгоценного дара превращены в серьезную опасность, угрожающую здоровью и личному благополучию (вкупе с заболеваниями, передающимися половым путем). Так ли это?

Для определенной части молодежи, разделяющей взгляды радикального молодежного движения "Child-free", характерно негативное восприятие рождения детей как бесконечного долга, заботы, несвободы, как крушение личных планов и надежд. Этот молодежный экстремизм вполне понятен: потребность в детях социально обусловлена и растет по мере личностной зрелости, которая выражается в потребности отдавать и заботиться о ком-то еще кроме себя. Для зрелой личности рождение и воспитание детей – важная, а может быть, и ключевая сфера самореализации: дети – это творчество, это обретение смысла жизни, это возможность вернуться в детство и прожить его еще раз, это неожиданные праздники, это фейерверк эмоций, это открытие в себе новых качеств и возможностей. Тот факт, что репродуктивная зрелость человеческого организма намного опережает его социальную, личностную зрелость, создает сложную дилемму вокруг репродуктивного поведения и превращает фертильность в проблему, поэтому в репродуктивном самоопределении, как, например, в самоопределении профессиональном, молодежи нужна помощь.

Никто не занят этим вопросом специально, процесс формирования репродуктивных установок и репродуктивной культуры идет стихийно под влиянием опыта родительской семьи, стереотипов массового сознания, деятельности СМИ, религиозных конфессий. Система общего среднего и профессионального образования пока вяло рефлексирует проблемы низкой рождаемости. Предлагаемое учебное пособие в какой-то мере поможет восполнить этот пробел в воспитании и образовании молодежи.

Содержание учебного пособия носит междисциплинарный характер, отражая социологические, демографические, психологические, педагогические, медико-биологические аспекты репродуктивного поведения. В приложении по каждой теме даны выдержки из интересных статей авторитетных периодических изданий и их Интернет-версий, которые следует рассматривать как дискуссионный материал, содержащий спорные точки зрения по рассматриваемым вопросам. Особое внимание уделено проработке понятий, отражающих весь комплекс проблем, связанных с репродуктивным поведением современного человека.

Данное учебное пособие не предполагает "активизации деторождения у молодежи" – это абсурдная задача! Она недостижима ни деньгами, ни проповедями. Участие системы образования в решении проблемы демографического кризиса заключается не в том, чтобы реализовать прямой социальный заказ – повышение рождаемости или ее понижение, а в том, чтобы помочь юношам и девушкам осмыслить свое биологическое предназначение, разобраться с мотивами: ради чего, собственно, рожают детей? Ради эмоциональных или материальных дивидендов, педагогического творчества, решения проблемы одиночества или сохранения семьи, а может быть, изНза патриотических чувств или глобального беспокойства за судьбы мира?

В любом случае продолжение рода – это испытание нас на прочность и содержательную начинку, это противостояние смерти, утверждение жизни, но для человека в отличие от животного оно должно проистекать из осознанного желания оставить что-то после себя, тем более что для большинства людей рождение детей является единственной возможностью сделать свой вклад в человеческую историю.

Автор видит свою задачу в том, чтобы помочь молодым покорителям океана жизни еще на берегу определиться в своих намерениях, чтобы потом не вошло в привычку "планировать" задним числом (аборты), чтобы каждая десятая пара мучительно не билась с природой, пытаясь преодолеть собственное бессилие на поприще продолжения рода (бесплодие), чтобы дети не прозябали отвергнутые и забытые в детских домах, чтобы мы не упрекали друг друга в несовершенстве мира, делая главное дело – рождение детей – "на скорую руку".


Об авторе
top
Беляева Мария Алексеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и теории социальной работы Института социального образования Уральского государственного педагогического университета; член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, автор более 80 научных и учебно-методических работ. Главные темы исследования: социальная работа с семьей; социокультурные проблемы репродуктивного поведения человека; воспитание репродуктивной культуры у молодежи.