URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Баныкина С.В., Степанов Е.И. Конфликты в современной школе: Изучение и управление Обложка Баныкина С.В., Степанов Е.И. Конфликты в современной школе: Изучение и управление
Id: 156501
999 р.

Конфликты в современной школе:
Изучение и управление. Изд. 2

2012. 184 с. Букинист. Состояние: 4+.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В книге представлены аналитические материалы социологического мониторинга, проведенного в 2001–2005 гг. в образовательных учреждениях Московской области, основной целью которого было выявление уровня конфликтогенности школьного социума, а также его зависимости от условий жизнедеятельности и состояния жизненных ориентаций участников учебно-воспитательного процесса. Полученные результаты позволили также оценить качество конфликтологического... (Подробнее)


Содержание
top
Введение
1.Общие концептуальные подходы к исследованию
2.Опыт и проблемы организации конфликтологического мониторинга и менеджмента в общеобразовательной школе
3.Современный подросток как субъект школьного социума
4.Толерантность как социальное явление в подростковой среде общеобразовательных школ
5.Ценности и интересы учителей средних общеобразовательных школ в современных условиях
Заключение

Введение
top

В нашей жизни, особенно в условиях происходящих сейчас существенных преобразований во всех основных общественных сферах, конфликты – обычное и довольно частое явление, избежать которого полностью невозможно. Однако, как показывает практика, попытки разрешать возникающие повсеместно конфликты на основе здравого смысла и жизненного опыта часто терпят неудачу. Необходима помощь конфликтологии – сравнительно недавно появившейся за рубежом (в середине 50-х гг. XX столетия), а затем и в России (на переломе 80-х – 90-х гг.) научной и учебной дисциплины.

Особая роль конфликтологического образования, как в современном мире вообще, так и в России в особенности, связана с тем, что построение любого цивилизованного, демократически организованного общества предполагает соответствующую культуру поведения личностей и социальных групп в возникающих в процессах социального взаимодействия и общения разного рода конфликтных ситуациях и напряжениях. Именно эта культура незаметно, но постоянно влияет на весь ход этих процессов в целом и на личность каждого из их участников. Наполненное положительными эмоциями, уважительное и доверительное общение и взаимодействие способствуют саморазвитию и самореализации человека. Когда же они исчезают, заменяются отчуждением, недоверием, враждебностью, конфронтацией, то это, напротив, часто приводит к тому, что не только расстраивается всякая совместная деятельность, но и происходит деградация необходимых для нормальной жизни человеческих качеств.

Под конфликтологическим образованием понимается освоение совокупности теоретических знаний, технологических умений и навыков, позволяющих людям цивилизованно выстраивать общение в любой сфере социума и находить достойные варианты преодоления возникающих между ними противоречий, рассогласований и напряжений.

Следовательно, конфликтологическое образование – это, с одной стороны, составная часть общеобразовательной подготовки человека, которая дает общее культурное развитие, обладая мощной гуманистической направленностью. С другой стороны, – это образование, дающее технологическую оснащенность. В его основе – базовые правила поведения человека в конфликтной ситуации, позволяя овладеть такими важными для совместной деятельности качествами, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, терпимость, стрессо-устойчивость.

Важность и значимость внедрения и распространения конфликтологического образования становятся особенно актуальными сейчас, когда вся современная мировая система образования (в том числе и в передовых западных странах) в идейном, содержательном отношении переживает серьезный кризис. Во многом он обусловлен диспропорцией между информирующей и воспитывающей функциями образования в ущерб последней. Это приводит к преобладанию технократической рациональности в ущерб гуманистическим ценностям. В этой ситуации остро встает вопрос не только об обеспечении инновационно-креативной функции образования, но и о восстановлении значимости его гуманистической сущности, формирующей устойчивые, демократически ориентированные нравственные и правовые диспозиции личности. Это особенно важно для обеспечения прогрессивного преобразования российского общества, где личностно-ориентированная и нравственно-гуманистическая составляющая образования в последние десятилетия деформировалась под влиянием общей направленности российских реформ – апологии крайнего индивидуализма, прагматизма и экономического рационализма, противоречащих традиционным ценностям российского общества.

Для устранения этих деформаций и придания отечественному образованию гуманизирующей демократической направленности необходимо пересмотреть не только содержание образования, но и его организационные формы с целью обеспечения полноценной социализации вступающих в жизнь поколений. Речь идет о преобразовании всех сторон деятельности образовательных учреждений, в том числе их отношений с государственными структурами и обществом. Это не выполнимо без освоения всеми участниками этого процесса процедуры диалога, компромисса и консенсуса, без которых невозможна демократизация принятия и реализации социально значимых решений, устраивающих всех его участников. Только при этих условиях система образования сможет помочь адаптации населения, в первую очередь молодого поколения, к изменившимся общественным условиям. Всемерное содействие решению этой насущной социальной проблемы – одна из важнейших задач отечественного конфликтологического образования.

Конфликтологические знания объективно востребованы во всех сферах социальной жизни. Поэтому конфликтологическое образование важно начинать со школы, где закладываются основы культуры конфликтологического мышления и поведения, и продолжать в системе непрерывного профессионального образования. Особое место в этом процессе занимает школа – образовательный этап, для которого в силу своей специфики, характерна суперконфликтность. Научиться "жить с конфликтом, гуманизируя его", – особенно значимо для учащихся, ибо их столкновения с окружающими людьми являются фактором формирования их социального опыта. Нынешний выпускник должен уметь достойно предъявлять личностное "Я", управлять своим уровнем тревожности, быть устойчивым к экстремальным ситуациям, социально и психологически мобильным в конфликте, перестраивать свое поведение, преодолевать неизбежные психологические потери, сопутствующие любому конфликту.

Однако не менее важно и учителю обладать всеми указанными качествами, поскольку именно от него в основном зависит морально-психологический климат в школе, усваиваемая учащимися культура поведения и система ценностей. Это обусловливает особое значение конфликтологического образования при подготовке педагогов и, в частности, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Особенностью преподавания конфликтологии как самостоятельной учебной дисциплины является его технологичность. Наряду с теоретическими знаниями, не меньшее значение в его эффективной организации имеет практика: диспуты, дискуссии, тренинги, ролевые и деловые игры и т.п. Современная система образования должна развивать в человеке такие необходимые черты, как толерантность, умение вести диалог, строить здоровые межличностные отношения, умение находить выходы из возникших напряжений и противостояний путем восстановления общения и грамотного поведения в сложных конфликтных ситуациях. Только в таком случае практика общеобразовательных учреждений будет отвечать вызовам времени.

Поскольку конфликтологическое образование находится у нас на начальном этапе своего становления, важно прежде всего подвести под него адекватную методологическую базу. В этом отношении следует обратить внимание на последовательную реализацию субъектно-деятельностного подхода при анализе конфликтов в сфере образования. Этот подход позволяет, с одной стороны, отделить понятие "конфликт" от более широкой категории "противоречие", поскольку обосновывает применимость данного понятия только к рассмотрению состояния определенной ограниченной сферы реальной действительности – субъектно-субъектных отношений. С другой стороны, данный подход позволяет представить конфликт как субъектную форму реально возникающих противоречий. Кроме того, такой подход к конфликту сосредоточивает исследовательское внимание на осмыслении содержания, форм и детерминации тех отношений, которые складываются между основными социальными субъектами, активно действующими в общественной системе и определяющими ее состояние и развитие. Конфликты, с этой точки зрения, предстают как такие противоборства между самоопределяющимися субъектами, которые складываются в ходе реализации ими своих потребностей, интересов, устремлений при определенных условиях и под действием определенных конфликтогенных факторов.

При рассмотрении конфликта важно также использовать принцип системного подхода, поскольку конфликт всегда встроен в систему общественных отношений и является элементом общего процесса развития. В то же время сам конфликт является сложной многофункциональной системой. Данный подход предполагает раскрытие целостности конфликта как явления, направленного на поиск в нем многообразных типов внутренних и внешних связей и сведение их в единую теоретическую картину, разносторонне и глубоко отражающую реальные конфликты.

Следует отметить, что, по мнению авторов, необходимым является соблюдение междисциплинарного подхода в конфликтологии, предполагающего осмысление, обобщение и использование элементов теории и эмпирических исследований в различных науках (философии, социологии, психологии, педагогики, политологии и др.) при разработке общей теории конфликта. Без этого познание столь сложного явления, как конфликт, не представляется возможным.

Наряду с обоснованием общего методологического подхода к конфликтам, важную задачу конфликтологического образования составляет освоение эвристически эффективного понятийного аппарата, который позволяет концептуально выразить генезис, природу, типологию, динамику, основные детерминанты, а также деструктивные и конструктивные последствия конфликтов, то есть все то, что наиболее адекватно характеризует как субъектов этих конфликтов (их основные жизненные потребности и интересы, ценности и цели, намерения и действия), так и особенности их протекания и завершения. Это дает возможность выявить как те условия и факторы, под влиянием которых данные взаимоотношения приобретают конфликтную, тем более конфронтационную, насильственную форму, так и те, которые содействуют ее нейтрализации, урегулированию и преодолению.

Теоретическая и прикладная действенность конфликтологического образования напрямую зависит от того, насколько успешно оно справляется с задачей научить участников учебно-воспитательного процесса тому, как собственными силами осмысливать и разрешать возникающие конфликты. Особенно важно закрепить их представление о том, что конфликтов в принципе нельзя избежать, а потому следует научиться их позитивно использовать, управлять ими в интересах снижения разрушительных последствий и усиления их конструктивной составляющей. При этом конструктивными составляющими конфликтов могут считаться только те, которые способствуют становлению и личностному развитию, творческой активности, гуманным отношениям и демократическим устремлениям их участников. А основными критериями этой конструктивности могут выступать: снижение напряженности во взаимоотношениях их участников; улучшение психологического климата; содействие взаимной диагностике; расширение их информированности друг о друге; стимулирование прогрессивных изменений в их духовном мире.

Такой подход должен сориентировать учителей, занятых конфликтологическим образованием своих подопечных, на приоритетность в их педагогических усилиях не узкопредметного информационного подхода, а воспитательных задач, связанных с овладением учащимися функциональными знаниями, умениями и навыками выживания и личностного развития в современных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных, опасных, сопряженных с конфронтациями и деструктивными конфликтными ситуациями. Речь идет прежде всего об их активном участии в формировании у своих подопечных личности "безопасного типа", ориентированной на бережное отношение к среде своего обитания, на обеспечение условий созидания и духовного развития для самой себя, для окружающих, для общества в целом. В современной действительности, где очень много реальных жизненных ситуаций, провоцирующих грубость, агрессию, импульсивность и деструктивность поведения граждан по отношению друг к другу, одной из основных задач является актуализация у учащихся положительных общекультурных тенденций, формирование у них ориентации на общечеловеческие ценности в отношениях с окружающими.

Но чтобы выполнить эту важную задачу, учитель должен в первую очередь перестраиваться сам, овладевая конфликтологическими знаниями.

Все это ставит и настоятельно требует от российского общества решения нескольких важных задач. Во-первых, необходимо помочь учителю овладеть конфликтологической грамотностью, поскольку именно от него, в первую очередь, зависит уровень конфликтогенности школьного социума.

Во-вторых, необходимо создать и ввести в школьные программы конфликтологические учебные курсы (используя региональный, школьный компонент, специализированные или элективные курсы и т.п.), призванные помочь всем учащимся научиться грамотно и корректно вести себя в возникающих конфликтных ситуациях, отдавая предпочтение использованию "мягких", компенсационных моделей их разрешения.

Овладение этими знаниями предполагает трансформацию имеющихся или полученных участниками учебно-воспитательного процесса знаний в устойчивые жизненные принципы и поступки, гарантирующие уважение прав и свобод другого человека, уважение закона. "Конфликтологический стандарт" в их поведении может быть обеспечен при соблюдении ряда принципов. Первый из них предусматривает исключение насилия (физического, психического и др.) как возможного способа разрешения конфликтов. Второй принцип заключается в том, что разрешение конфликтов должно способствовать саморазвитию личности, ее самоактуализации.

Следует также отметить, что "конфликтологический стандарт" не исключает своеобразия, индивидуальной гибкости поведения человека. Однако этот "стандарт" должен предусматривать определенные ограничения для неприемлемых форм общения в конфликтных ситуациях с целью обеспечения сохранности чести и достоинства каждой личности.

В-третьих, конфликтологическое образование должно помочь в создании школьной конфликтологической службы, которая бы профессионально занималась изучением и разрешением возникающих в школе конфликтных ситуаций. Ее основная задача – добиться нормализации и гуманизации отношений между учителями, учащимися, администрацией, родителями на основе толерантности, диалогового режима, стремления всех конфликтующих сторон к консенсусу и компромиссу. В соответствии с этим основной целью конфликтологической службы следует считать освоение каждым участником учебно-воспитательного процесса данной технологии для самостоятельного ее использования, выработку отношения к конфликту как к форме проявления противоречий, конструктивное разрешение которых будет способствовать их личностному росту.

В этом плане особенно нетерпимыми становятся элементы насилия вообще, структурного насилия в частности, все еще составляющие характерную черту всей отечественной системы образования, и в особенности средней школы. Они проявляют себя прежде всего в том, что учителя, свыкшись с традициями структурного насилия, характерными для нашего общества в целом, часто в своих взаимоотношениях с учащимися проявляют авторитаризм, подавляют их личность, навязывая им свое мнение, отношение, оценку и тем ущемляя их права. Для преодоления этих деструктивных стереотипов и снижения вызываемого ими напряжения во взаимоотношениях основных субъектов педагогического процесса, конфликтология должна помочь учителям, в интересах демократизации этого процесса и воспитания гражданственности, освоить технику ненасильственного общения со своими подопечными, основанную на уважении личности ученика, его интересов и потребностей, на установлении творческого взаимодействия с ними в конфликтных ситуациях, на стремлении к диалогу и компромиссу, взаимной требовательности и заботе.

Практическая задача педагогической конфликтологии – добиться нормализации и гуманизации отношений между основными субъектами школьного социума – не только учителями и учащимися, но также администрацией, родителями – на основе толерантности, диалогового режима, стремления всех конфликтующих сторон по крайней мере к компромиссу, а по возможности – и к полному согласию, делающему их сотрудничество максимально эффективным.

В этой связи особо пристального внимания заслуживают учащиеся подросткового возраста, которые, как известно, отличаются активным формированием основных ценностных, "смысложизненных" ориентаций. Поэтому выявление и учет восприятия подростками, как активными субъектами школьного социума, ситуации, складывающейся в реальном педагогическом процессе в их школе, присущих ей напряжений и конфликтных ситуаций, а также – тех ценностных ориентаций и социокультурных стереотипов, которые в этом восприятии проявляются, – составляют важную и неотложную задачу отечественной педагогической конфликтологии.

На решение этих основных задач и было нацелено предлагаемое исследование, предпринятое Кафедрой человековедческих технологий Педагогической академии последипломного образования (бывшего Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области (ИПК и ПРНО МО) при участии Центра конфликтологии Института социологии РАН на протяжении пяти лет – с 2001 по 2005 гг. Полученные с его помощью результаты, как представляется его авторам и организаторам, носят не только информативный, но и рекомендательный характер, а потому способны послужить дальнейшему развитию педагогической конфликтологии как одного из важных и перспективных направлений конфликтологической теории и практики.

Прежде, чем перейти к рассмотрению этих результатов, авторы считают необходимым выразить особую благодарность старшему научному сотруднику Кафедры человековедческих технологий, проф. С.П.Свистуну за его активное участие в подготовке анкет для опросов основных субъектов школьных учреждений Московской области, проведении самих опросов, а также – в первичной обработке выявленных в них данных, без чего и сами предъявляемые в нашей работе аналитические результаты исследования не могли бы получиться.


Об авторах
top
Светлана Викторовна Баныкина

Заведующая кафедрой человековедческих технологий Педагогической академии последипломного образования, кандидат педагогических наук, доцент. Автор концепции создания конфликтологической службы в школе и многочисленных публикаций, важнейшими среди которых являются: "Конфликтологическая компетентность педагога" (1997), "Культура общения в конфликте" (1999), "Российская модель конфликтологического образования" (2000), "Педагогическая конфликтология: Состояние, проблемы исследования и перспективы развития" (2001), "Культура толерантности как фактор перехода к цивилизованной конфликтогенности" (2002), "Конфликтология в школе" (учебно-методическое пособие в 3-х частях; 2002–2004).

Евгений Иванович Степанов

Директор Центра конфликтологии Института социологии РАН, доктор философских наук, профессор. Главный редактор серии "Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения" и научно-практического журнала "Конфликтология", а также автор множества публикаций по различным направлениям конфликтологического анализа, основные среди которых, относящиеся к тематике данной книги: "Духовные факторы социального обновления" (1990), "Конфликтология переходного периода: Методологические, теоретические, технологические проблемы" (1996), "Введение в конфликтологию образования" (1997), "Становление конфликтологического образования в России: Современные тенденции и перспективы" (1999), "Отечественная конфликтология: Современное состояние и задачи" (2001), "Конфликтология (учебное пособие)" (2005).