URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств Обложка Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств
Id: 15202
999 р.

Морфология искусства.
Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств.

1972. 440 с. Букинист. Состояние: 4+.
  • Твердый переплет

Аннотация

Это первая в советской эстетической науке монография, специально посвященная анализу внутреннего строения мира искусств. Книга состоит из трех частей. В первой части, историографической и методологической, рассматривается история изучения данной проблемы в мировой эстетической мысли, с древнейших времен и до наших дней. Во второй части, исторической, показывается, как в ходе развития художественной культуры выкристаллизовывались... (Подробнее)


Оглавление
top

От автора

Часть первая, историографическая и методологическая

Глава I. От мифологических представлений о системе искусств к ее философскому анализу

1. Морфологические идеи в античной эстетике

2. Средневековая догматика и ренессансная переоценка ценностей

3. Морфологическая проблематика в эстетике XVII и первой половины XVIIIв.

Глава II. Становление всеохватывающей «систематической энциклопедии» искусств

1. От Ш. Батте и М. Мендельсона к В. Кругу

2. От А. Шлегеля к Г. Гегелю

Глава III. Основные направления морфологического анализа искусства в буржуазной эстетике второй половины XIX и первой половины XX в.

1. Умозрительно-дедуктивное направление: от X. Вейссе к А. Белому

2. Психологическое направление: от М. Лазаруса к Ш. Лало

3. Функциональное направление: от Г. Земпера к П. Франкастелю

4. Структурное направление: от Л. Якоба к Э. Сурио

5. Историко-культурное направление: от И. Тэна к В. Вундту и от Ф. Ницше к О. Шпенглеру

6. Эмпирическое направление: от Алена к Т. Манро

7. Скептическое направление: от Г. Лотце к Г. Морпурго-Тальябуэ

Глава IV. Морфологический анализ искусства в истории советской и зарубежной марксистской эстетической мысли Глава V. Уроки истории эстетической мысли и методологические принципы морфологического изучения искусства в марксистской эстетике

Часть вторая, историческая От первобытного художественного синкретизма к современной системе искусств

Глава VI. Синкретизм первобытного искусства

1. Бифункциональный характер первобытного искусства

2. «Мусическая» и «техническая» формы первобытного искусства

3. Родовая и жанровая аморфность первобытного искусства

Глава VII. Исторический процесс дифференциации древнейшего художественного синкретизма

1. Фольклор как самостоятельная форма художественного творчества

2. Выделение и развитие художественного производства

3. Процесс художественного видообразования

Глава VIII. Расширение и сужение границ мира искусств

1. Интегрирующие силы историко-художественного процесса

2. Образование новых форм искусства благодаря расширению его технической базы

3. Отмирание устаревающих форм художественного творчества

Часть третья, теоретическая

Искусство как система классов, семейств, видов, разновидностей, родов и жанров

Глава IX. Классы и семейства искусств

1. Онтологический критерий классификации искусств

2. Семиотический критерий классификации искусств

3. Искусства бифункциональные и монофункциональные

Глава X. Виды искусства и их разновидности

1. Виды и разновидности изобразительного творчества

2. Виды актерского творчества

3. Виды и разновидности словесного творчества

4. Виды и разновидности музыкального творчества

5. Виды хореографического творчества

6. Виды и разновидности архитектонического творчества

7. Виды искусства синкретически-синтетического типа и их разновидности

Глава XI. Род как морфологическая категория

1. Проблема рода в литературе

2. Родовое деление в других видах искусства

Глава XII. Жанр как морфологическая категория

1. Дифференциация жанров в тематической плоскости

2. Дифференциация жанров по их познавательной емкости

3. Аксиологическая плоскость дифференциации жанров

4. Дифференциация жанров по типу создаваемых искусством образных моделей

Заключение

Список использованной литературы