Насилие расползается по миру, захлестывает его. Двадцать первый век начался под знаком насилия (11 сентября 2001 г.) и – будем надеяться – под знаком мощного противостояния ему. Но чтобы обуздать насилие, надо научиться распознавать его и предупреждать. Семья, отношения родителей и детей, отношения мужчины и женщины – те клеточки общества, в которых, как ни абсурдно это звучит, тоже рождаются жестокость и ненависть, а это значит, что насилие имеет глубокие и разветвленные корни. Об этом книга. Она открывается обращением известной писательницы "Насилие и мы" и завершается "Открытым письмом ко всем ответственным политическим деятелям", написанным выдающимся психологом. Большинство авторов сборника были участниками международной конференции "Человек и семья: преодоление насилия", организованной "Клубом Раисы Максимовны" и состоявшейся в Горбачев-Фонде в 2000 г. Этот сборник подготовлен "Клубом Раисы Максимовны", Горбачев-Фонд. В первой части сборника представлены статьи, которые могут быть отнесены к разным жанрам, но, по сути дела, развивают одну тему – культурно-психологические корни насилия и возможности его преодоления. Л.Улицкая эмоционально пишет об отравленном неуважением к личности обществе, в котором насилие находит для себя благодатную почву. Э.Миллер на материале гитлеровской Германии обосновывает тезис: "только мужчины и женщины, сами подвергавшиеся моральной и физической жестокости в первые недели и месяцы жизни и не видевшие ничьей любви, могли позволить превратить себя в ревностных исполнителей воли Гитлера". Она утверждает, что суровое воспитание, полученное в детстве, не только деформирует личность взрослого, но имеет и вполне определенные политические последствия, формируя людей, легко управляемых и даже испытывающих потребность в диктаторском режиме. К.Бейкер и Ю.Гиппенрейтер анализируют результаты исследования, предметом которого стало влияние системы государственного насилия (сталинских репрессий) на судьбу нескольких поколений. М.Колтыпина ставит вопрос о "противоядии" насилию, выработанном культурой, и обращается к истории идеи ненасилия. Во второй части сборника – результаты эмпирических исследований феномена насилия. Они достаточно разнообразны. В статьях К.Циммер и И.Фучек, написанных в жанре научной публицистики, излагаются результаты известных психологических работ о последствиях насилия над детьми: эмоциональной депривации и эмоциональных травмах. Лейтмотив статей – люди обязаны отдавать себе отчет в том, что дети нуждаются в особой защите, потому что они особенно уязвимы и зависимы от взрослых. А.Синельников размышляет над выводами современных исследований насилия в семье с точки зрения его воздействия на подростков. Статьи О.Здравомысловой и С.Ениколопова представляют собой анализ конкретных исследований феномена насилия, проведенных авторами. Шведский социолог У.Бьернберг рассматривает драматические изменения семьи и приходит к выводу, что одним из результатов этих глубинных изменений в культуре может быть проникновение насилия в ткань интимных отношений, его эскалация в обществе. Публикация осуществлена при поддержке Женской сетевой программы Института Открытое общество. Ольга Здравомыслова,
редактор-составитель сборника
Элис Миллер
Согласно газетным сообщениям, правительство Великобритании намерено принять закон, запрещающий родителям наносить детям удары по голове или удары при помощи вспомогательных объектов, но оставляющий за ними право на шлепки и оплеухи, независимо от возраста ребенка. Я считаю необходимым обратиться с открытым письмом ко всем вам, потому что применение физических мер воздействия в воспитании детей имеет серьезные политические последствия, хотя немногим пока очевидна эта связь между причиной и следствием. Сегодня, на заре нового тысячелетия, вряд ли кто-нибудь станет утверждать, что нам следует унижать детей, дурно с ними обращаться. Тем не менее, большинство родителей все еще считает, что шлепок – эффективная и безвредная мера воздействия. Широко распространенное убеждение, будто ребенку можно объяснить, "что такое хорошо и что такое плохо" при помощи шлепка, старо как сама культура. И все же новейшие исследования показывают, насколько оно ошибочно. Наносимый ребенку удар – всегда унижение, воспроизведение практики рабства. С воспитательной точки зрения, это неэффективная мера воздействия, поскольку вызывает в ребенке страх, а ни одно существо не может обучиться подобающему поведению в состоянии испуга. Дети, и это важно, хорошо обучаются на примере взрослых. Шлепая их, мы учим их не тому, что имеем в виду, а насилию, невежеству и лицемерию. Ребенок быстро научается поступать так, как когда-то научились поступать мы сами: сначала подчиниться более сильному, проявить послушание из-за страха, подавить в себе болезненное чувство унижения; затем, примерно через двадцать лет, прикрыть собственную слабость насилием, оказаться неспособным к миролюбивому поведению, прийти к убеждению, что детей нужно шлепать для их собственного блага. Они отвергнут все логические доводы, называя их "излишними нежностями", начнут бить собственных детей (или наносить вред самим себе) без сомнения, без сожаления. Внутреннее усилие, предпринимаемое ими с тем, чтобы заглушить испытанные в детстве страдания, станет основным препятствием на пути к пониманию: избиение является унижением для ребенка в любом возрасте. Исправить подобное положение дел может только закон, запрещающий родителям применять какие бы то ни было формы физического воздействия к детям. Только это может открыть им глаза. Если спросить взрослого человека, почему его били в детстве, он не найдет убедительного ответа, разве что скажет: "Я был противным мальчишкой (девчонкой), выводил родителей из себя, они были сыты по горло моим плохим поведением". Ему редко придет на память конкретный инцидент, какой-либо поучительный момент, потому что он был слишком напуган, чтобы запоминать. Однако теперь он старается, вопреки всякой логике, заставить своего трехлетнего ребенка запомнить урок, преподаваемый в виде шлепков. К несчастью, многие политические деятели совершают ту же самую ошибку. На уровне теории они отвергают идею рабства, однако все еще не могут до конца понять, что каждый ребенок должен находиться под абсолютной защитой закона. Мы не можем винить поколения наших отцов и дедов за то, что они завещали нам неверную педагогическую идею, поскольку в их время не существовало такой информации, которая могла бы показать ошибочность этой идеи. Но у нас сегодня такая информация имеется. Мы не сможем сделать невинное лицо, когда последующие поколения станут обвинять нас в том, что мы отвернулись от информации, которая была доступна нам и проста для понимания. Сегодня родители не могут более настаивать на своем безграничном праве ничего не знать, не может этого делать и отвечающее за свои действия правительство. Последние научные данные должны быть приняты ими во внимание. Изменения в мозге подвергавшегося избиениям ребенка сегодня можно продемонстрировать на экране компьютера. Насилие в отношении ребенка рождает в итоге склонное к насилию, больное общество. Настоящая власть отказывается от унижения как средства воздействия. Ее средства управления обществом – обсуждение и понимание, доверие, уважение, защита слабых. Она даст ребенку защиту и помощь, и когда он вырастет, то превратится в ответственного взрослого, которому будут чужды месть, война и диктатура, который захочет вернуть другим то, что сам когда-то получил от своих воспитателей: защиту и уважение. Перевод Н.Кигай
Бейкер Катарина Г. – доктор психологии (США) Бьернберг Улла – профессор социологии Гетеборгского Университета (Швеция) Гиппенрейтер Юлия – профессор психологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, докт. псих. наук Ениколопов Сергей – психолог, канд. псих. наук, заведующий отделом клинической психологии Научного Центра психического здоровья РАМН, член "Клуба Раисы Максимовны" Здравомыслова Ольга – социолог, канд. филос. наук, руководитель Общественно-политического центра Горбачев-Фонда, вице-президент "Клуба Раисы Максимовны" Кигай Наталья – психолог, научный сотрудник Института США и Канады, член "Клуба Раисы Максимовны" Колтыпина Марина – канд. филос. наук, доцент, заместитель руководителя Общественно-политического цента Горбачев-Фонда, член "Клуба Раисы Максимовны" Миллер Элис – психоаналитик (Швейцария) Синельников Андрей – заместитель директора Национального центра по предотвращению насилия "Анна", главный редактор альманаха "Насилие и социальные изменения", член международной редакции журнала "Мужчины и маскулинность" (США) Улицкая Людмила – писательница Фучек Инга – психолог, психотерапевт (Германия) Циммер Катарина – писательница (Германия) |