История (греч. – рассказ о прошлом) – наука, изучающая прошлое и настоящее развитие человечества, ставящая своей целью выбрать из многообразия исторических событий, дошедших до нас, те, которые имеют определяющее значение, вскрыть существующие между событиями связи (закономерности исторического развития). История обеспечивает тесную взаимосвязь с другими гуманитарными социальными науками (философией, социологией, психологией, экономикой, политологией, правоведением и др.), а также позволяет решить задачу взаимодействия социально-гуманитарных дисциплин с биологией, экологией и другими дисциплинами естественнонаучного профиля. Цель и задачи учебного пособия состоят к том, чтобы дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней. На примерах из различных эпох выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе. Показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии. Раскрыть место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий. Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке. Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие. Повышению уровня знаний по истории России способствуют: "История объективна по факту, а субъективна по отражению" Интервью с автором – кандидатом исторических наук, доцентом Зинченко Александром Викторовичем. Вопрос. Как Вы обоснуете формулировку на обложке "идеально для подготовки к экзаменам"? Ответ. Данная книга позволяет: Во-первых, быстро восстановить в памяти наиболее существенные факты в логической последовательности, отражающей основные проблемы истории Отечества – внешнюю или внутреннюю политику государства, особенности социально-экономической жизни страны и ее культуры. Во-вторых, ознакомиться с перечнем научной и художественной литературы, кинофильмов, спектаклей, отражающим тот или иной период истории России. При этом обучаемый наверняка найдет что-то ранее прочитанное или увиденное, а следовательно, вспомнит образ или сюжет, который теперь закрепится с историческими датами. В-третьих, быстро пополнить знания, изучив структурно-логические схемы, биографии исторических личностей, статистические данные таблиц, которые не вступают в противоречие с ранее полученными знаниями, так как они не носят оценочный характер, а только систематизируют ранее полученные. Вопрос. Значит, достаточно одной книги, чтобы знать историю России? Ответ. Конечно, нет!!! Однако не советую в последние недели экзамена стремиться прочитать как можно больше. Надо заставить работать память, пытаясь систематизировать наиболее существенные исторические события. Большое количество книг по истории России обусловлено тем, что, опираясь практически на одни и те же исторические факты, историки более подробно или кратко излагают концепцию авторского видения исторического процесса. Если в ходе подготовки к экзамену попробовать прочитать несколько книг, то можно встретить довольно различные оценки и характеристики персоналий, событий и даже исторических периодов, которые не всегда совпадают с уже имеющимися знаниями обучаемого. В итоге – в голове сумбур, а как следствие – неуверенность на экзамене. Вопрос. На чем, по Вашему мнению, надо сконцентрировать внимание при подготовке к экзамену? Ответ. Личный опыт учебы (успешно закончил два высших образовательных учреждения и аспирантуру), а также десятилетнее преподавание в ВУЗах (академии, университетах, институтах) позволили мне прийти к выводу, что, отвечая на вопрос, обучаемый должен изложить на экзамене ряд фактов, раскрывающих сущность исторического процесса. Следовательно, необходимо систематизировать знания основных исторических событий и тренировать ответы, опираясь на весь комплекс представлений рассматриваемой эпохи, который сложился из ранее прочитанной научной и художественной литературы, кинофильмов, спектаклей. Вопрос. Что бы Вы пожелали Вашему читателю? Ответ. Главного - успешной сдачи экзамена!!! А значит, уверенных ответов. Хочу обратить внимание, что содержание книги позволяет не только подготовиться к выпускным экзаменам в школе или вступительным экзаменам в ВУЗ, но и очень пригодится в ходе обучения. Ведь программа обучения в школе отличается от программы института или университета тем, что история России изучается не в факто-логическом, а в проблемно-хронологическом аспекте. Вопрос. А как ответить на отлично при посредственных знаниях? Ответ. Вопрос провокационный. Тем не менее, скажу, что ответ имеется в книге. Если, купив книгу, читатель не найдет ответа, пусть обращается по электронной почте (ZAV59@mail.ru), указав в теме письма одну из фамилий, указанных на странице 136. Ленивых и скупых прошу не беспокоиться. Ищущих проконсультирую, ведь многие схемы и таблицы родились в процессе обучения и преподавания курса истории в университете. |