Академик Бонифатий Михайлович Кедров – выдающийся советский философ, историк и методолог науки, психолог, химик родился в г.Ярославле 10 декабря 1903 года в семье профессиональных революционеров-большевиков. В юношеские годы Бонифатий Михайлович безусловно испытал романтическое влияние революционной эпохи, стремился по мере своих сил способствовать успеху Октябрьской революции, будучи еще совсем мальчиком, работал техническим помощником секретаря редакции газеты "Правда" и т.п., но возмужав и получив образование, выбрал для себя путь научного работника, а не партийно–советского функционера. В 1922 г. Б.М.Кедров поступил на химический факультет Московского государственного университета, где специализировался по химической термодинамике и органической химии. В 1930–1931 он – и.о. директора Химического института (бывшего химфака 1-го МГУ); в 1931–1932 – слушатель Института красной профессуры философии и естествознания. Обучался в аспирантуре Института общей и неорганической химии АН СССР (1932–1935), защитил в 1935 г. диссертацию "О парадоксе Гиббса" на соискание ученой степени кандидата химических наук. В 1935–1937 гг. Б.М.Кедров– инструктор отдела науки ЦК КПСС. Преподавал историю химии на химическом факультете МГУ (1936–1938), работал химиком Ярославского шинного завода (1938–1939), старшим научным сотрудником Института философии АН СССР (1939–1941). Участник Великой Отечественной войны – пошел добровольцем в народное ополчение, был ранен под Калугой. В 1945–1949 гг. Б.М.Кедров – старший научный сотрудник, заведующий сектором философских вопросов естествознания, заместитель директора Института философии АН СССР. В 1946 г. ему присуждена ученая степень доктора философских наук за диссертацию "Атомистика Дальтона и ее философское значение". В 1946–1958 гг. Бонифатий Михайлович работал профессором кафедры диалектического и исторического материализма Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1947 г. Б.М.Кедров был назначен главным редактором только что созданного нового советского философского журнала "Вопросы философии", однако после резкой официальной партийной и философской критики статей М.А.Маркова, З.А.Каменского, И.И.Шмальгаузена и других, опубликованных в номере 2 журнала за 1947 год, он был снят с этого поста в 1949 году и в это же время был объявлен главным космополитом в области философии. У Бонифатия Михайловича возникли серьезные трудности с работой – философская деятельность для него была по существу закрытой, и это изменилось только после смерти И.В.Сталина. В 1955–1958 гг. Бонифатий Михайлович – старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники АН СССР, в 1958–1962 – заведующий сектором диалектического материализма, с 1960 г. – старший научный сотрудник Института философии АН СССР. Избран член-корреспондентом АН СССР в 1960 г. В 1962–1974 – директор Института истории естествознания и техники АН СССР. В 1966 избран действительным членом АН СССР. Директор Института философии АН СССР (1973–1974). В последние годы жизни Б.М.Кедров возглавлял сектор "История науки и логика" Института истории естествознания и техники АН СССР и являлся профессором МГУ. Б.М.Кедров был избран членом многих иностранных академий и научных обществ, был активным участником издания пятитомной "Философской энциклопедии" (1960–1970), членом редколлегии журнала "Вопросы философии" (1947–1985). Бонифатий Михайлович Кедров скончался после продолжительной болезни 10 сентября 1985 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В ноябре 1993 года в связи с девяностолетием Б.М.Кедрова в редакции журнала "Вопросы философии" был проведен круглый стол "Б.М.Кедров: путь жизни и вектор мысли", на котором в выступлениях В.А.Лекторского, И.Т.Фролова, В. А.Смирнова, В. С.Степина, Н. Ф.Овчинникова, А. И.Уемова, Б.Г.Юдина, В.И.Корюкина и В.Н.Садовского был дан подробный анализ различных сторон научной и организационной деятельности Бонифатия Михайловича Кедрова. * * * Бонифатий Михайлович Кедров был ученым широкого профиля. В "Хронологическом указателе трудов Б.М.Кедрова", опубликованных до 1984 года включительно, содержится около тысячи его работ, причем многие из них – солидные книги и монографии. К тому же эти публикации охватывают не одну какую-либо науку, а целый спектр научных дисциплин. Во время учебы в Московском университете Б.М.Кедров специализировался по химической термодинамике и органической химии, однако из-за болезни вынужден был прекратить экспериментальные работы и занялся сначала теоретическими исследованиями в области химии, а затем ее историей. В это же время его внимание привлекали философские вопросы естествознания, особенно химии; с 1931 г. он приступил к разработке проблем диалектического материализма. В 1938 г. Бонифатий Михайлович сделал попытку вернуться к экспериментальной химии, занявшись исследованием вязкости у растворов каучука. Однако возобновившееся заболевание легких вынудило его и на этот раз остановить ее. Научные интересы Б.М. постоянно расширялись. С середины 30-х до 40-х годов наибольшее внимание он уделял разработке научного наследия Ф.Энгельса, с середины 40-х до 60-х историю и логику открытия периодического закона. С середины 50-х годов Б.М.Кедров годов исследовал вклад в мировую науку Д.И.Менделеева, изучал его научный архив, занимался исследованием философских работ В.И.Ленина. Внимание ученого привлекали общие проблемы марксистской истории естествознания в ее связи с техникой. Б.М. исследовал также вопросы, касающиеся психологии научного, технического и художественного творчества. Б.М.Кедров постоянно интересовался проблемами классификации и синтеза научного знания. В 1945 г. он начал работать над классификацией современных наук и историей науки, создав на протяжении нескольких десятилетий фундаментальные труды, посвященные этим проблемам. Большое внимание Б.М.Кедров уделял популяризации марксистской философии и истории науки, преподаванию и подготовке научных кадров. Среди его многочисленных учеников – академики и члены-корреспонденты Академии наук СССР (ныне РАН) и других академий, доктора и кандидаты наук. На протяжении всей своей творческой деятельностиБ.М.Кедров уделял основное внимание исследованию реальных научных проблем философии, философских вопросов естествознания, логики, психологии научного открытия, теории и истории химии. Именно в этой области находятся полученные им важнейшие научные результаты. Вместе с тем, как человек, сознательная жизнь которого практически идеально "вложилась" в советский период российской истории, он, конечно, не мог избежать влияния идеологических штампов, господствующих в Советском Союзе в 20–80-е годы. В результате в сферу его научных интересов попали такие проблемы, как разработка идей Ленина о диалектике, анализ ленинского наследия, исследование общих проблем диалектики и т.п., которые сегодня – естественно, мы выражаем свое мнение, могут быть и другие позиции – не следует рассматривать как серьезные научные задачи. Мы хотим, однако, подчеркнуть следующее: и к этим проблемам, как и к вопросам сугубо научным, таким, например, как вопросы теории и истории химии, философско-методологические проблемы современного естествознания, вопросы классификации наук, проблемы психологии научного творчества и т.п., Б.М.Кедров всегда подходил не с идеологических, а со строго научных позиций. И поэтому, стремясь рассказать далее об основных научных интересах Бонифатия Михайловича, мы не имеем никакого права игнорировать то, что он сделал и в разработке таких, возможно, в настоящее время уже утративших актуальность философских проблем. Исследование теоретического наследия Гиббса и Дальтона Как это нередко бывает у научных работников, первая идея, зародившаяся еще в студенческие годы, на много лет вперед определила научные интересы Б.М.Кедрова и сферу его научной деятельности. Увлекательные лекции проф. А.В.Раковского по химической термодинамике вызвали интерес к парадоксу Гиббса, касающемуся энтропии смешанных газов. При переходе от газовой смеси к однородному газу происходит необъяснимый скачок. Кроме самого Гиббса, этим явлением безуспешно занимались такие выдающиеся ученые, как Планк, Лоренц, Ван-дер-Ваальс, Шредингер, Дюгем, Эйнштейн и др. Однако объяснить парадокс не удавалось. Трудность заключалась в том, что энтропия в термодинамике выступает как некоторая математическая функция, не имеющая, казалось бы, своего физического выражения. Это последнее обстоятельство и заставило Б.М.Кедрова взглянуть на данное явление с точки зрения философского анализа кризиса современной физики. Б.М. предположил, что возможный подход к решению парадокса Гиббса заключается в восстановлении якобы "исчезнувшей материи", иначе говоря, в обнаружении не учтенной до сих пор физической основы парадоксального энтропийного скачка. Действительно, скачок при переходе от газовой смеси к однородному газу, как показал Б.М.Кедров, был прямо и непосредственно связан с "исчезновением" в результате этого перехода закона Дальтона о парциальных давлениях отдельных компонентов в газовой смеси. Для частей одного и того же газа, как известно, такого закона не существует. Конкретный способ решения возникшей задачи Б.М.Кедрову подсказала критика Ф.Энгельсом механистической концепции сводимости качества к количеству. В данном случае Б.М. исходил из признания неаддитивности газового давления и несводимости его к простой сумме механических ударов газовых молекул. Первая научная статья Б.М.Кедрова называлась "Парадокс Гиббса как результат "свед\'ения" закона Дальтона" и была опубликована в 1929 г. После исследования Кедровым парадокса Гиббса в рамках термодинамики необходимо было дать его объяснение с точки зрения физической статистики. Работа велась около трех лет. Ее результаты нашли отражение в диссертации Б.М. на соискание ученой степени кандидата химических наук. Продолжая изучение этого вопроса, Б.М. заинтересовался учением Дальтона, в котором главным является химическая атомистика с ее понятием атомного веса (ныне именуемого относительной атомной массой). Работа над научным наследием Дальтона велась в течение нескольких лет. В 1940 г. Б.М. была опубликована монография "Джон Дальтон – отец современной химии", посвященная атомистике Дальтона, в виде приложения к избранным трудам Дальтона по атомистике. Атомистика Дальтона явилась темой докторской диссертации по философии (а по сути дела – по истории химии), которая была защищена Бонифатием Михайловичем, как мы уже отмечали, в 1946 г. и издана в виде монографии под названием "Атомистика Дальтона" в 1949 г. Развивая эту линию исследований, Б.М.Кедров приступил к анализу научного наследия Д.И.Менделеева, так как изучение меры (атомного веса элемента) логически приводит к изучению узловой линии отношений меры (периодической системе элементов). Интерес Б.М. к разработке научного наследия Менделеева, возникший в 1938–1939 гг., получил полное развитие лишь десять лет спустя, когда Б.М.Кедров в начале 1949 г. приступил к работе над архивными материалами в Музее-архиве Д.И.Менделеева при Ленинградском государственном университета. В творчестве Д.И.Менделеева Б.М. исследовал прежде всего учение о периодичности элементов, а в связи с этим – центральное понятие этого учения (как и всей химии) – "химический элемент". Б.М.Кедров показал, что суть менделеевского определения этого понятия состоит в указании признака места элемента в общей периодической системе всех элементов. По этому признаку Д.И.Менделеев смог предугадать новые элементы с их свойствами и исправить атомные веса многих известных элементов. Этот признак составляет основу позднейших определений элемента вплоть до ныне принятых. Итогом многолетней разработки методологических и историко-химических проблем явилась трилогия Б.М.Кедрова "Три аспекта атомистики" (1969). Первая часть трилогии "Парадокс Гиббса. Логический аспект" включает первые работы Б.М.Кедрова, посвященные решению парадокса Гиббса. Расширяя исследования теоретических и методологических проблем термодинамики, Б.М. в 1939–1941 гг. дал анализ рассуждений Гиббса в области общих понятий термодинамики и показал возможность вывода "правила фаз" Гиббса как общего закона вариантности термодинамической системы. Большое исследование на тему "Парадоксальный скачок энтропии", начатое во второй половине 30-х годов, он завершил позднее, после Отечественной войны. Вторая часть трилогии "Учение Дальтона. Исторический аспект" включает не только отдельные статьи об атомистике Дальтона, в том числе и тезисы докторской диссертации Б.М., но и исследования трудов и воззрений предшественников Дальтона: Ломоносова, Лавуазье, Пруста и Бертолле, а также Шорлеммера, использовавшего идеи атомистики в органической химии. Наконец, третья часть трилогии "Закон Менделеева. Логико-исторический аспект" содержит, главным образом, анализ понятия "химический элемент" в менделеевской трактовке и в его последующем развитии до настоящего времени. В третью часть вошли работы, начатые в 1939–1941 гг., продолженные и законченные уже после Отечественной войны. В них освещался вопрос об отношении к менделеевскому наследию и критиковались высказывания некоторых ученых о том, что идеи Д.И.Менделеева устарели. Разработка методологических аспектов "Диалектики природы" Ф.Энгельса Начиная с 30-х годов, большое место в творчестве Б. М. Кедрова занимают философские вопросы естествознания и его истории. Особое внимание Б.М. уделял анализу "Диалектики природы" Ф.Энгельса. Он показал, что Энгельс рассматривал свою работу не как сумму примеров, а как систематическое изложение (в порядке восхождения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному) диалектического содержания отдельных областей естествознания, включая математику. В 1940 г., когда готовилось новое издание "Диалектики природы", Б.М.Кедров разработал схему этого издания, которая, однако, в то время не была поддержана, и издание труда Энгельса по данной схеме было осуществлено (после ее уточнения) лишь 33 года спустя. Изданию "Диалектики природы" Ф.Энгельса по схеме Б.М.Кедрова предшествовала большая работа. Б.М. предложил расположить рукописные материалы "Диалектики природы" в соответствии с общим планом Энгельса, сосредоточить фрагменты и заметки не в вводных разделах книги, а в основных, посвященных диалектике применительно к отдельным естественным наукам и математике. Тем самым все изложение строилось путем восхождения от абстрактного к конкретному. Кроме того предполагалось выделить специальный критический раздел, предусмотренный планом Энгельса. Брошюра Б.М.Кедрова "О произведении Ф.Энгельса "Диалектика природы"", содержавшая обоснование предложенной схемы, была издана в 1952 г. и переиздана в 1954 г. Позднее, вновь обращаясь к этой схеме, Б.М. в книге "О "Диалектике природы" Энгельса" (1973 г.) писал также о необходимости подготовки коллективного труда "Диалектика природы XX века". Наконец, в 1973 г. вышла в свет книга "Фридрих Энгельс о диалектике естествознания. Хрестоматийное издание" (редактор-составитель Б.М.Кедров). Для подготовки этого издания от Бонифатия Михайловича потребовалась многолетняя очень сложная, филигранная работа: отдельные разрозненные заметки и фрагменты текстов Ф.Энгельса необходимо было органически связать в цельное произведение. Иначе говоря, из двухсот отдельных кусочков надлежало буквально "слепить" нечто единое, внутреннее цельное. Сложность заключалась в том, что сохранился лишь черновой, составленный Энгельсом, общий план всего произведения, которым и руководствовался Б.М.Кедров. При этом соединительные слова, вставленные редактором-составителем, необходимо было свести к минимуму. Изданию этой работы предшествовал выход в свет многих статей, брошюр и монографий Б.М.Кедрова. Разработка тематики "Диалектики природы" Ф.Энгельса, начатая перед Отечественной войной, была продолжена Б.М. сразу же после ее окончания. В монографии "Энгельс и естествознание" (1947) освещались философские вопросы естествознания, физики, химии, а также классификации наук. Итогом разработки естественнонаучного и философского наследия Энгельса явились две монографии. Книга "Предмет и взаимосвязь естественных наук" (1-е изд. – 1962, 2-е изд. – 1967) открывала серию "Диалектический материализм и современное естествознание". В этой работе, в частности, критиковалась ложная "агробиологическая" концепция "нового учения о виде" Т.Д.Лысенко. Монография "Энгельс и диалектика естествознания" (1970), посвященная 150-летию со дня рождения Ф.Энгельса, освещала с точки зрения современного естествознания два круга вопросов: естествознание и философия, движение и материя. Юбилею Энгельса был посвящен также доклад Бонифатия Михайловича Кедрова "Энгельс и естествознание", сделанный им на Общем собрании АН СССР в ноябре 1970 г., в котором рассматривались идеи Энгельса применительно к вопросам классификации современных наук. К юбилею был приурочен и написанный Б.М. научно-биографический очерк "Фридрих Энгельс. Развитие его взглядов на диалектику естествознания" (1970). Взглядам Энгельса на химию и ее историю Б.М. посвятил монографию "Энгельс о химии" (1971), существенно расширенную во втором издании (1979). Проблема классификации наук Параллельно с работой над наследием Ф.Энгельса Бонифатий Михайлович разрабатывал и новое направление своей научной деятельности, связанное с общей проблемой классификации наук, прежде всего естественных. Первоначально эти вопросы (как составная часть) входили в план разработки философского и естественно–научного наследия Ф.Энгельса, но вскоре Б.М. поставил проблему классификации наук в широком историческом аспекте: им была выдвинута новая схема построения всего современного научного знания в виде "треугольника наук", составленного из естественных, общественных и философских наук. Эта классификация опирается на исходную формулировку диалектики как науки о наиболее общих законах развития в природе, обществе и мышлении. В 1954 г. Б.М.Кедров сделал доклад на эту тему на заседании II Международного конгресса по философии науки в Цюрихе, вызвавший оживленную дискуссию участников конгресса. Разрабатывая вопросы классификации наук, Б.М.Кедров вновь обратился к изучению в трудах Ф.Энгельса двух проблем: 1) предмет материалистической диалектики как общей науки и ее соотношение с частными науками; 2) структура марксистского учения, три его составные части. При разработке этого вопроса Б.М.Кедров показал, что Энгельс видел в структуре марксистского учения отражение структуры самого человеческого общества с ее членением на экономический базис, государственно-политическую и идеологическую надстройки. Большим вкладом в разработку этих вопросов явилась трилогия "Классификация наук", первые две части которой были закончены и вышли в свет в 60-х годах: "Энгельс и его предшественники" (1961) и "От Ленина до наших дней" (1965). Третья часть "Прогноз Маркса о науке будущего" была завершена в рукописи к 1980 г. Изучение вопросов классификации наук вызвало необходимость более глубокого и всестороннего рассмотрения соотношения диалектико–логического и формально–логического методов исследования, а также методов диалектики и метафизики в их общем виде. Применительно же к данной проблеме необходимо было прежде всего рассмотреть вопросы о дифференциации и интеграции наук, анализе и синтезе научного знания, чему и были посвящены статьи Б.М., написанные в 60–70 годы. В 1973 г. на XV Международном философском конгрессе в Варне был зачитан доклад Б.М.Кедрова "О синтезе наук". Статья на эту же тему – "Диалектический путь теоретического синтеза современного естественнонаучного знания: (О типологии синтетических процессов в науке)" – вошла в коллективную монографию "Синтез современного научного знания" (1973). С этим же кругом вопросов связаны работы Б.М., касающиеся системного анализа. Исследование общих вопросов научной методологии велось Б.М.Кедровым на основе конкретного материала. Так, совместно с сотрудниками Государственной библиотеки СССР им.В.И.Ленина (в настоящее время – Российской государственной библиотеки) он разработал новую библиотечно-библиографическую классификацию. Разработка идей Ленина о диалектике В предвоенные годы, продолжая расширять тематику своих исследований, Б.М.Кедров обратился к систематическому изучению категорий и законов материалистической диалектики, опираясь на хорошо известное ленинское утверждение о том, что продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники. Еще в 1934 г. Б.М.Кедров начал вести семинарские занятия по истории и методологии химии с аспирантами-химиками АН СССР, а позднее – со студентами химического факультета МГУ, Московского химико-технологического института им.Д.И.Менделеева и слушателями Института красной профессуры. На историко-химическом материале он конкретизировал идею Ленина о том, что в ходе развития научного познания сначала мелькали впечатления, затем выделилось "нечто", затем формировались определения качества и количества, после чего совершился переход к сущности и т.д. В более полном виде эти положения нашли отражение в лекциях Б.М.Кедрова и проводимых им семинарских занятиях (1940/41 г.) с докторантами-химиками АН СССР. В ряде предвоенных статей, посвященных категориям качества, количества и меры, история научного познания прослеживается в последовательности формирования соответствующих категорий диалектики. Однако Великая Отечественная война прервала начатые работы. По возвращении из армии в Институт философии АН СССР Б.М.Кедров, несмотря на большую научно-организационную работу, завершил исследования в области диалектики. В 1946 г. вышла его монография "О количественных и качественных изменениях в природе". Ее содержанием была история познания как история развития категорий диалектики. В 1947 г. Б.М.Кедров принял активное участие в философской дискуссии, определившей основные направления научных исследований в этой области. В журнале "Вопросы философии", первым главным редактором которого был Б.М.Кедров (1947–1949), развернулась борьба за ленинское философское наследие, за правильное понимание ленинской концепции соотношения философии и естествознания. Вышедшая в конце 1948 г. книга Б.М.Кедрова "О путях развития естествознания" была встречена резко отрицательно защитниками агробиологического "нового учения о виде". Лишь много позднее в этом журнале была опубликована статья Б.М.Кедрова "Об отношении марксизма к дарвинизму в связи с проблемой видообразования: (По поводу статьи И.И.Презента и И.А.Халифмана)" (1955). В этой статье Б.М. взял Дарвина под защиту от ложного обвинения в плоском эволюционизме и подверг критике концепцию "внезапных порождений". Статья явилась продолжение ряда работ, написанных Б.М. в 50-х годах на тему о различных формах скачков в природе, обществе, мышлении. Однако разработка этого направления в области философии Б.М.Кедровым была прервана на много лет. Изучение менделеевского научного архива В начале 1949 г. в связи с освобождением Б.М.Кедрова от должности главного редактора журнала "Вопросы философии" он переключил свои силы и внимание на иной участок работы. Такой работой оказалось изучение огромнейшего научного архива Д.И.Менделеева, касающегося истории открытия им периодического закона. Вместе с директором Музея-архива Д.И.Менделеева при ЛГУ М.Д.Менделеевой-Кузьминой (дочерью ученого) и его сотрудниками Б.М.Кедров посвятил более 10 лет (1949–1960 гг.) дешифровке, комментированию и изданию ценнейшего менделеевского наследия. Бонифатий Михайлович предложил версию процесса открытия Д.И.Менделеевым периодического закона элементов. Ему удалось разгадать ход "раскладывания" Д.И.Менделеевым "химического пасьянса", восстановить до мельчайших деталей последовательность менделеевских исканий в раскрытии нового закона природы – от первого "Опыта системы элементов" (март 1869 г.) до "Естественной системы элементов" (ноябрь 1870 г.) и далее до "Периодической системы элементов" (апрель 1871 г.). При этом обнаружились многие ранее неизвестные работы Д.И.Менделеева, в частности, забытое им самим предвидение будущих инертных газов – неона и аргона. Все эти исследования и открытия Б.М.Кедрова нашли отражение в многочисленных публикациях, и прежде всего в издании архивов Д.И.Менделеева: "Новые материалы по истории открытия периодического закона" (1950) и то-ма 1 "Научного архива" Д.И.Менделеева ("Периодический закон") (1953). Активную помощь в исследовании менделеевского архива оказала Б.М. его жена Татьяна Николаевна Ченцова (1900–1955), химик по образованию. С ее кончиной прервалась работа над рукописными материалами Д.И.Менделеева. Б.М.Кедров продолжал разработку менделеевского наследия, обобщая то, что было собрано при жизни Т.Н.Ченцовой. В год ее смерти он довел до конца работу "Браунер – сподвижник Менделеева", выполненную в соавторстве с Т. Н. Ченцовой. Статья была посвящена столетию со дня рождения Б.Ф.Браунера – видного чешского химика. В 1948 г. Б.М.Кедров написал статью "Развитие понятия элемента от Менделеева до наших дней". Прямым продолжением этой работы была статья "О содержании и объеме изменяющегося понятия" (1953). На материале эволюции понятия "элемент" Б.М. сформулировал диалектический закон о прямой зависимости между объемом и содержанием изменяющегося понятия в отличие от известного закона формальной логики об их обратной зависимости (при сопоставлении фиксированных понятий). Обзор дискуссии по этому вопросу дан Б.М.Кедровым в соответствующем разделе коллективного труда "Анализ развивающегося понятия" (1967), написанного в соавторство с А.С.Арсеньевым и В.С.Библером. Вслед за разработкой рукописного наследия Д.И.Менделеева во второй половине 50-х годов Б.М.Кедров создал три монографии обобщающего характера, взаимосвязанные между собой: "Эволюция понятия элемента в химии" (1956), "День одного великого открытия" (1958), "Философский анализ первых трудов Д.И.Менделеева о периодическом законе" (1959). В книге "Эволюция понятия элемента в химии" дано историческое и логическое обоснование понятия "элемент" как основного в химии, что существенно важно для преподавания химии не только в вузах, но и в средней школе, так как именно с понятия "элемент" должно начинаться знакомство учащихся с химической наукой. Наконец, для серии "Классики науки" Б.М.Кедров подготовил в двух томах – основном (1958) и дополнительном (1960) – полное собрание трудов Д.И.Менделеева по периодическому закону, снабдив оба тома анализом этих трудов. Еще до начала работы над научным архивом Менделеева Б.М.Кедров по предложению С.И.Вавилова написал первую часть работы "Мировая наука и Менделеев", которая касалась взаимосвязи идей Менделеева с идеями английских, а также американских ученых (во второй незаконченной части рассматривалась связь его концепций с идеями ученых континентальной Европы). В свое время С.И.Вавилов написал к этой книге предисловие. В 1983 г. она вышла в издательстве"Наука". В связи со столетнем со дня открытия периодического закона (март 1969 г.) Б.М.Кедров выступил с целым рядом статей и докладов общеметодологического и историко-научного характера, посвященных этому открытию. Многие из них вошли в его монографию "Микроанатомия великого открытия" (1970). Итог своей работы над научным архивом Д.И.Менделеева Б.М.Кедров подвел в трилогии "Прогнозы Д.И.Менделе-ева в атомистике" (1977–1979). Первая часть трилогии посвящена истории предсказания Д.И.Менделеевым существования трех металлов (галлия, скандия и германия), которые были открыты еще при его жизни. Более осторожно и не очень четко Д.И.Менделеев высказывался об "x-элементах", которые были открыты как инертные газы в конце XIX в. Наконец, два элемента, приблизительно предсказанные Д.И.Менделеевым (гафний и рений), были открыты геохимическим путем. Б.М.Кедров проследил историю этого открытия по первоисточникам, на основании изучения архива Д.И.Менделеева. Во второй части трилогии, опираясь на анализ архивных материалов, Б.М. изложил результаты своих исследований истории исправления Д.И.Менделеевым величины атомных весов многих элементов на основании периодического закона, а также исследований по установлению периодичности различных свойств элементов и их соединений. Особый интерес представляют рассмотренные Б.М.Кедровым так называемые "аномалии" периодической системы. Наконец, третья часть "За гранью системы элементов" посвящена прогнозам Менделеева, выходившим за пределы периодической системы элементов в первоначальном химическом ее толковании. Это прежде всего вопрос о размещении редкоземельных элементов, над решением которого Д.И.Менделеев и Б.Ф.Браунер тщетно бились в течение десятилетий. Разработка проблем диалектики и логики Перерыв в изучении Б.М.Кедровым ленинского философского наследия продолжался примерно до середины 50-х годов. Начиная с 1956 г. Б.М. вновь активно включился в эту тематику. С особой остротой в то время встал вопрос о защите ленинских взглядов в области марксистской философии. В частности, речь шла о ленинском понимании содержания марксистской диалектики, ее законов и категорий. Б.М.Кедров (совместно с Г.С.Гургенидзе) опубликовал в журнале "Коммунист" рецензию на книгу "Диалектический материализм" (1955), в которой философия марксизма сводилась к сумме примеров, а все ее богатство ограничивалось четырьмя чертами диалектики и тремя чертами материализма. Наиболее искажен был закон отрицания отрицания. В защиту его Б.М.Кедров в 1956–1957 гг. выступил с рядом статей. Продолжая разработку закона отрицания отрицания, Б.М. остановился на характере повторяемости в ходе развития и специально на повторяемости особого рода, при которой повторяемое положение выступает в ином объеме при его повторении. Этой теме был посвящен ряд статей и выступлений Б.М., резюмированных в монографии "О повторяемости в процессе развития" (1961). Рассматривая вопросы обучения в средней и высшей школе, создания соответствующих пособий и учебников, Б.М.Кедров считает необходимым руководствоваться прежде всего принципом историзма. Защищая существо ленинского понимания единства (тождества) диалектики, логики и теории познания, Б.М.Кедров выступал против расчленения марксистской философии на якобы обособленные составные части. Итогом и обобщением этих исследований явилась монография "Единство диалектики, логики и теории познания" (1963), и которой, в частности, показано, что материалистическое решение основного вопроса философии может быть дано на основе последовательного осуществления диалектического подхода. Особое внимание уделено гносеологической стороне законов и категорий диалектики, анализу различия законов бытия и мышления по их форме. Разработке этой проблемы был посвящен доклад Б.М.Кедрова, прочитанный в 1960 г. на I Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки в Стэнфорде (США). В начале 60-х годов Б.М.Кедров организовал издание ряда коллективных монографий по проблеме единства диалектики и теории познания материализма, в которых принял активное участие. В общей серии "Диалектика – теория познания" под редакцией Б.М. вышли в свет три книги: "Историко–философские очерки" (1964); "Проблемы научного метода" (1964); "Ленин об элементах диалектики" (1965). Позднее, в 70-х – начале 80-х годов, продолжая отстаивать ленинские взгляды на единство (тождество) диалектики, логики и теории познания в марксистской философии, Б.М.Кедров выступил с рядом статей, вызвавших широкую дискуссию, в том числе "По поводу трактовки предмета марксистской философии как "мира в целом"" (1979) и особенно "Марксистская философия: ещ предмет и роль в интеграции современных наук" (1982). Б.М.Кедровым был организован "круглый стол" в форме дискуссионного сборника "Диалектическое противоречие" (1979). Специально для молодежи он написал книгу "Беседы о диалектике" (1983). В связи с пятидесятилетием выхода в свет книги В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" Б.М.Кедров выступил с рядом докладов и статей, прослеживая, как применял Ленин марксистскую диалектику в своем анализе революции и кризиса естествознания. Б.М. участвовал в коллективных трудах "Великое произведение воинствующего материализма" (1959), "Ленин и наука" (1960). В последней работе была исследована сущность "новейшей революции в естествознании" – крушение веры в качественное тождество макро– и микрообъектов природы и признания их различий лишь по масштабу. Было обосновано членение всего периода новейшей революции и кризиса естествознания на последовательные этапы по мере того, как постепенно рушилась эта вера. Столетнему юбилею со дня рождения В.И.Ленина Бонифатий Михайлович посвятил две монографии: "Ленин и революция в естествознании XX века. Философия и естествознание" (1969) и "Ленин и диалектика естествознания XX века. Материя и движение" (1971). На их основе был создан труд "Ленин и научные революции" (1980), в котором дана классификация научных революций, включая НТР (в теоретико-познавательном и методологическом аспектах). Б.М.Кедров принял активное участие в Международном научном симпозиуме, посвященном 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, в Тампере (Финляндия), на котором выступил с докладом "О ленинском предвидении в области естествознания". В.И.Ленин, особенно в "Философских тетрадях", поставил вопрос о том, как надо излагать, а следовательно, и изучать диалектику. Анализу ленинского подхода к этой проблеме была посвящена монография Б.М.Кедрова "Из лаборатории ленинской мысли. (Очерки о "Философских тетрадях" В.И.Ленина)" (1972). Еще в 60–70-х годах Б.М.Кедров выступил со статьями и докладами, в которых изложил замыслы создания труда "О диалектике" в соответствии с тем, как такой труд замышлял и планировал, как считал Бонифатий Михайлович, сам Ленин. Однако эта работа прервалась в 70-х годах в связи со смертью двух из четырех ее участников – Г.А.Курсанова и Э.В.Ильенкова. Вопросу о методе изложения диалектики был посвящен ряд статей и докладов Б.М., в том числе и приуроченных к столетию со дня смерти К.Маркса. Своеобразной трилогией, заключенной в общую монографию, явился его труд "О методе изложения диалектики. Три великих замысла" (1983). Б.М.Кедров в этой книге показал, что в разное время, в различных исторических условиях, на различном конкретном материале Маркс, Энгельс и Ленин исследовали возможность изложения диалектики методом восхождения от абстрактного к конкретному. Проблемам диалектики посвящены также доклады Б.М. на всесоюзных совещаниях по философским вопросам естествознания (1958–1981). На первом совещании им рассматривались идеи Ф.Энгельса о взаимосвязи форм движения в природе, на втором совещании – идеи В.И.Ленина о естествознании и его развитии, на третьем – перспективы взаимодействия наук в свете прогноза К.Маркса о единой науке будущего. Особо надо сказать о работах Б.М.Кедрова по статистике и детерминизму. В 1954 г. он выступил с докладом на Всесоюзном совещании по статистике, показывая общность теоретических и методологических основ социально-экономической, математической и физической статистики. Доклад вызвал оживленную дискуссию и был опубликован под названием "Категории марксистской диалектики как методологическая основа статистической науки" (1961). По приглашению проф. Ж.Пиаже Б.М.Кедров участвовал в дискуссии о детерминизме в Центре генетической эпистемологии (Женева, 1967 г.). Позднее его доклад вошел в коллективный труд о детерминизме. Проблемам диалектики в науках о природе был посвящен также ряд других работ Б.М.Еще в 1948 г. была опубликована его статья "Ленинский взгляд на электрон и современная физика". Затем в 1954 г. была издана брошюра "Диалектический материализм о современных открытиях в области строения материи". Во втором издании Большой советской энциклопедии была помещена его статья "Атомистика", а позднее в "Философской энциклопедии" – большая статья "Материализм". В 1975 г. в Канаде на V Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки Б.М.Кедров сделал доклад об эволюции понятия "материя", послуживший основой для дискуссии с известным американским философом Макмаллином. Ряд работ Бонифатия Михайловича Кедрова были посвящены исследованию проблем логики. В 1945 г. Б.М.Кедров решил задачу о числе отношений между n понятиями (множествами) путем создания оригинального "фазового" способа исчисления отношений между ними. До тех пор в логике была решена задача максимум для трех понятий (множеств). Новый способ носил структурно-аналитический характер. Фазовый способ был одобрен математиками С.А.Яновской, П.С.Новиковым и А.Н.Колмогоровым. Впоследствии с помощью этого способа Б.М.Кедров разработал формальную классификацию суждений. Марксистская история естествознания и философии В 1947 г. Б.М.Кедров вошел в авторский коллектив по созданию "Истории философии" и стал членом редколлегии этого издания. Для "Истории философии" он писал разделы по истории естествознания, а также по некоторым проблемам диалектического материализма. В течение 1957–1965 гг. было издано шесть томов "Истории философии". В 1962 г. Б.М.Кедров стал директором Института истории естествознания и техники АН СССР, с 1974 г. он руководил одним из ведущих секторов этого института. Научная деятельность Б.М. приобрела новое направление. Вопросы истории науки и естествознания Б.М. рассматривал, исходя из философского принципа единства исторического и логического. Еще в 1946 г. он сделал доклад о принципах периодизации истории естествознания. Этому вопросу посвящены и некоторые его позднейшие работы, в частности о периодизации истории химии и физики (доклад на Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки в Стэнфорде, США, в 1960 г.). В ряде статей и докладов Б.М.Кедрова 60–70-х годов освещались общие вопросы марксистской истории естествознания и отдельные ее аспекты. Краткое изложение программы исследования этих вопросов содержится в брошюре "О марксистской истории естествознания" (1968). Б.М. выступил с докладами на нескольких международных конгрессах и симпозиумах по истории науки (Париж, Флоренция, Бухарест, Берлин, Ювяскюля). На XIII Международном конгрессе по истории науки в Москве (1971 г.) Б.М.Кедров сделал доклад "История науки и принципы ее исследования", подчеркнув идею взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Большое количество его статей посвящено вопросам связи естествознания и техники. Доклады на эту тему Б.М.Кедров делал на пленумах Советского национального объединения по истории науки и техники и республиканских его отделений (Прибалтика, Украина, Белоруссия, Молдавия, Сибирь, Закавказье и др.) и на международных симпозиумах, организованных Советом Экономической Взаимопомощи. В них освещались следующие проблемы: движущие силы развития науки; соотношение внешних и внутренних факторов ее развития, материальных и идеальных, интернациональных и национальных; периодизация науки; роль лидеров науки на различных исторических этапах ее развития и т.д. Начиная с 1973 г. Б.М.Кедров приступил к подготовке фундаментального труда в двух томах "Марксистская концепция истории естествознания" с участием А.П.Огурцова. Б.М.Кедров написал разделы, посвященные К.Марксу, Ф.Энгельсу и В.И.Ленину. Первый том этого труда (XIX в.) опубликован в 1978 г.; второй том (первая четверть XX в.) – в 1985 г. Написанное Б.М.Кедровым краткое заключение к двум томам вышло отдельной брошюрой – "Ленин, наука, социальный прогресс" (1982). В серии "Закономерности развития науки" в 1965 г. была опубликована книга под редакцией Б.М.Кедрова "Противоречия в развитии естествознания". В ней Б.М. принадлежит первый (основной) раздел. В 70-х годах Б.М.Кедров вместе с Н.Ф.Овчинниковым организовал серию по историко–методологическим принципам физики. В 1983 г. в связи с 165-летием со дня рождения К.Маркса Б.М. выступил со статьями, посвященными теме "Маркс и наука". В этих статьях исследовалась проблема взаимосвязи естествознания и промышленности, науки и техники в соответствии с идеями К.Маркса. Положения Маркса были применены к изучению сущности и особенностей научно-технической революции, а также к вопросу о взаимодействии общественных, естественных и технических наук. Рассмотрение этих проблем позволяет понять глубокий смысл прогноза о единой науке будущего, сделанного К.Марксом. В этих статьях Б.М. специально анализировал роль обоснованного К.Марксом метода восхождения от абстрактного к конкретному в построении теорий в различных науках, в том числе в материалистической диалектике. Особое внимание в этих статьях уделялось освещению взглядов К.Маркса на историю науки, прежде всего на историю естествознания. Научно-техническая революция и взаимодействие наук Целый цикл исследований Б.М.Кедрова посвящен научно-технической революции (НТР) и ее истории. Результаты этих исследований докладывались им на многочисленных конференциях в СССР и на многих международных симпозиумах. Итогом явилось издание под редакцией Б.М.Кедрова коллективных трудов "Человек – наука – техника" (1973) и "Научно-техническая революция и социализм" (1973), в которых Б.М.Кедров анализировал сущность и особенности НТР, ее предпосылки и перспективы. Обсуждению проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук была посвящена специальная конференция в Обнинске (труды конференции вышли под редакцией Б.М.Кедрова, Б.Г.Юдина, П.В.Смирнова). Изучение научно-технического творчества Проблема научно-технического творчества заинтересовала Б.М.Кедрова в связи с его работой над материалами открытия периодического закона Д.И.Менделеевым, чему была посвящена его статья "К вопросу о психологии научного творчества", опубликованная в журнале "Вопросы психологии" в 1957 г. В начале 60-х годов в ряде статей и докладов Б.М.Кедров развил эту тему и выдвинул новое теоретико–понятийное ее обоснование, прежде всего в виде двух основных понятий – "познавательно-психологический барьер" и "познавательно-психологический трамплин". С этих позиций он рассмотрел открытие А.Кекуле формулы бензола, изобретение висячих мостов и историю многих других научных открытий и технических изобретений. Об этом он докладывал на XII Международном конгрессе по истории науки (Париж, 1968 г.). Одним из итогов этих исследований явилась статья "О теории научного открытия" (1969). Позднее в 80-х годах, совместно с Н.Л.Гиндилис им было проведено исследование возможности сотрудничества двух ученых, дополняющих друг друга, и выделены различные типы такого дополнения – по своей специальности, по психологическому складу, стилю мышления и др. В течение многих лет Б.М. возглавлял вместе с Б.С.Мейлахом Комиссию по изучению художественного и научного творчества. Подводя итог обзору научной деятельности Б.М.Кедрова, хотелось бы отметить исключительную широту и многогранность его таланта. Он являлся одним из крупнейших специалистов в области методологии науки, науковедения, теории историко-научных исследований, философских проблем естествознания и других не только в нашей стране, но и за ее пределами. Широко известны его работы, посвященные классификации наук, вопросам психологии научного творчества. Прочно вошли в фонд науки исследования Бонифатия Михайловича Кедрова по истории химии (в частности, изучение им истории атомистики и истории открытия периодического закона элементов). Для стиля научного мышления Б.М.Кедрова было характерно уникальное соединение интереса к самым общим теоретическим вопросам со скрупулезным анализом конкретных фактов истории науки. Углубленное рассмотрение "традиционных" для философии проблем сочеталось с творческой смелостью, нетрадиционным подходом к наиболее актуальным проблемам. Его книги фундаментальны, основательны, академичны в лучшем смысле этого слова. И одновременно Б.М.Кедров – талантливый популяризатор, человек, который был наделен блестящим публицистическим даром, острый и страстный полемист. Мысль об издании в серии "Философы России XX века" работ Б.М.Кедрова по философии и истории науки возникла давно. Первоначально предполагалось, что в такую книгу под заглавием "Проблемы философии и истории химии" следует включить некоторые разделы работ Б.М.Кедрова, посвященных этой проблематике. В процессе работы над такой книгой составители пришли к выводу о том, что гораздо целесообразнее положить в основу подготавливаемого издания полный текст классического труда Б.М.Кедрова "День одного великого открытия", вышедшего в свет более сорока лет тому назад и давно ставшего библиографической редкостью. Этот план и был реализован. В работе над книгой участвовала большая группа людей. С глубоким прискорбием мы сообщаем читателям, что руководитель этого проекта Эрика Марианна Яковлевна Кедрова скончалась в 7 октября 1999 г. после тяжелой болезни. Начатая ею работа была продолжена дочерьми Кедровых Наталией Бонифатиевной и Диной Бонифатиевной Кедровыми и другими членами редколлегии этого издания. Мы хотим поблагодарить сотрудников Института системного анализа РАН Елену Андреевну Богомолову, Татьяну Вячеславовну Никонову, Дмитрия Ильича Сергеева и Наталию Сергеевну Смирнову, выполнивших огромный объем технической работы по подготовке рукописи. Наша особая благодарность коллективу издательства "Эдиториал УРСС" за высокое качество выпущенной им книги. Редколлегия посвящает эту работу светлой памяти ее автора Бонифатия Михайловича Кедрова и его жены Эрики Марианны Яковлевны Кедровой. В.А.Лекторский,
|