Как показывает история науки, с методологической точки зрения биологическому познанию принадлежит весьма существенная роль. Именно в нем формируются многие основополагающие идеи, которые затем выступают теми системообразующими регулятивами, которые позволяют внести ясность и логику в построения других наук. Так случилось на рубеже XIX и XX веков – в эпоху расцвета естествознания и, прежде всего, физики, что привело к научной революции, существенно изменившей лицо современной цивилизации. Именно тогда возникшая в биологии эволюционная методологическая концепция постепенно вошла в фундаментальные научные репрезентации действительности и стала тем стержнем, который связал в единую стройную систему мировоззренческие представления. Так происходит и сегодня, уже на рубеже тысячелетий. Возникшая из биологических исследований коэволюционная стратегия подхода к окружающему миру стала мощной и перспективной альтернативой технократическому и сциентистскому отношению к природе, определив возможные пути выхода из глобальных экологических проблем, к которым привело неосмотрительное и бездумное воздействие на среду обитания самонадеянного человечества. Учитывая столь важное методологическое значение биологического познания, нужно выделить и проанализировать новые методологические идеи, которые были заявлены в XX столетии. Подобная задача до настоящего времени еще не решена в литературе и предлагаемая работа представляет собой попытку восполнить данный пробел. При этом надо иметь в виду, что фактически биологическое познание представляет собой тот балансир, который свидетельствует о равновесии между природой и человеком. Нарушение этого равновесия означает запуск глобального экологического кризиса, обрекающего человечество на самоуничтожение. Как справедливо отмечает С.Московичи в своей книге "Человек против природы" (Moscovici S. La societe contre nature. Paris, 1972), "все современные концепции общества исходят из оппозиции человека природе" (с.401), в то время, как для адекватного понимания этого взаимоотношения следует исходить из сопряженности природных и социальных процессов: "не возвращение к природе, а возвращение в природу" (с.409). Коэволюционные представления позволяют принципиально изменить сам подход к рассмотрению эволюции человека, общества и природы. И.Пригожин отметил, что это есть современное открытие возможности множественности точек зрения и диалога с природой (Пригожин И., Стенгерс И. Возвращенное очарование мира // Природа. 1986. N2). Настоящая книга является четвертым томом выпускаемой Институтом философии серии книг под общим названием "Философский анализ оснований биологии", концептуальные основания которой были заложены безвременно ушедшей от нас доктором философских наук Р.С.Карпинской. Первая книга – "Природа биологического познания" (ответственный редактор доктор философских наук И.К.Лисеев), вышла в свет в 1991 году. Вторая книга – "Биофилософия" (ответственный редактор кандидат философских наук А.Т.Шаталов) издана в 1997 году. Третья книга – "Жизнь как ценность" (ответственный редактор кандидат философских наук Л.В.Фесенкова) опубликована в 2000 году. Работа над последней книгой серии – "Биология и культура" (ответственный редактор И.К.Лисеев) продолжается. В предлагаемом вниманию читателей коллективном труде проанализированы новые методологические подходы, которые, возникнув первоначально в биологических исследованиях, постепенно получают распространение в самых разных отраслях познания, далеко выходящих за область интересов биологии. С другой стороны, показано, как методологические концепции специальных дисциплин приобретают новое содержание и иное звучание, будучи примененными в изучении жизни. И это неудивительно. Недаром в последние десятилетия в философии вообще и в методологии, в частности, наметился так называемый "натуралистический" поворот, характеризуемый использованием конкретно-научных результатов при рассмотрении различных философских вопросов и проблем. Мы сочли возможным выделить в книге два раздела. В первом – "Тенденции и направленность трансформации методологического сознания в современной биологии" – предпринята попытка представить общие схемы и подходы, существующие в современном биологическом познании, проанализировать их влияние на процесс познания в других научных дисциплинах, а также обратное воздействие последних. Сразу следует предупредить читателя о том, что он столкнется с богатой палитрой воззрений, подчас не согласующихся друг с другом. Но это и примечательно, ведь в книге представлены современные подходы, можно сказать, "живое дыхание" биологического познания, далекое от завершения, а потому не отличающееся единообразием и наличием общепринятых, подкрепленных "авторитетом" концепций, и каждый заинтересованный читатель имеет возможность проследить за авторской аргументацией, согласиться или оспорить ее правомочность. Особое место занимают те работы уже ушедших из жизни ученых, которыми начинается настоящий раздел. Р.С.Карпинская (1928–1993) являлась создателем Сектора философии биологии Института философии РАН. Именно ее взгляды, идеи, подходы и концепции в значительной мере легли в основу разработки отечественной методологической рефлексии биологического знания. Фактически статья "Зачем методолог биологу" представляет собой обоснование необходимости как появления настоящей книги, так и потребности в анализе методологии биологического познания на каждом этапе его развития. С.В.Мейен (1935–1987) – ученый, труды которого способствовали оформлению многих принципиальных методологических идей биологического познания. Он уделял существенное внимание разработке наиболее актуальных исследовательских проблем с конкретных методологических позиций. Предлагаемая работа дает представление о его способе мышления. Во втором разделе – "Новые теоретические установки в биологии, вытекающие из современных методологических идей" – представлены биологические стратегии, базирующиеся на методологических подходах, проанализированных в первой части. Авторы, опираясь на новые пути, способы и методы получения знаний о живой природе, предлагают по иному взглянуть на вроде бы ставшие уже привычными вещи, что предполагает принципиальное изменение существующих сегодня когнитивных репрезентаций о природе и человеке в ней. Следует еще раз специально отметить, что объединенные в данной книге авторы отстаивают разные методологические подходы, которые практически невозможно изложить, опираясь на какие-то общие интегративные идеи, генерализованные принципы. Но мы и не ставили перед собой такой сверхзадачи. Более того, такая задача при современном уровне развития биологического познания вряд ли достижима. Нам хотелось выделить те новые принципы и подходы в видении многих, в том числе и традиционных, биологических проблем, с которыми ученые сталкиваются на современном этапе, и осуществить их необходимую философскую рефлексию. Мы принципиально не выносим никаких оценочных суждений, а приглашаем к обсуждению данных методологических подходов всех активно работающих современных исследователей. Создание настоящей книги стало возможным благодаря финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект N97–03–04064а и проект N00-03-16044). О.Е.Баксанский, И.К.Лисеев
![]() Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, профессор РАН. Преподает физику, математические методы в психологии и социологии, а также естествознание и методологию естественно-научного познания в Московском физико-техническом институте (государственном университете), Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», Московском педагогическом государственном университете, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н. И. Пирогова. Автор более 400 научных трудов, в том числе 26 монографий, среди которых: «Моделирование и когнитивные репрезентации», «Методология науки: когнитивный анализ», «Когнитивные науки: междисциплинарный подход», «Когнитивное конструирование реальности: философия образования» (URSS), «Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные» (URSS), «Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход)» (URSS).
Область научных интересов: физика, математика, естествознание, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки, конвергентные технологии. Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. О. Е. Баксанский имеет богатый и успешный опыт участия в социологических и электоральных кампаниях с начала 90-х годов XX века, а также эффективную практику участия в выборных кампаниях в Российской академии наук начиная с 2003 г. |