URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гуревич Л.Я. История русского театрального быта: От середины XVII до начала XIX века Обложка Гуревич Л.Я. История русского театрального быта: От середины XVII до начала XIX века
Id: 267002
613 р.

История русского театрального быта:
От середины XVII до начала XIX века. Изд. стереотип.

URSS. 2021. 304 с. ISBN 978-5-397-07627-2.
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемая читателю книга известного русского литературного и театрального критика, переводчика и публициста Л.Я.Гуревич (1866–1940) рассказывает об истории театрального искусства в России середины XVII -- начала XIX века --- важного периода становления русского театра и формирования его быта. Автор ставит перед собой задачу показать различные стороны театральной жизни той эпохи и их связь с ходом истории, с ее отдельными событиями.... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие (к первому изданию)
Главы I–XXII
Приложение
Использованные труды
Перечень иллюстраций
Указатель имен

Предисловие (к первому изданию)
top

Эта тема – история русского театрального быта – привлекала меня как тема актуальная, соответствующая потребностям нашего времени: в эпоху социалистической перестройки жизни и в частности всего уклада театральной жизни многочисленным театральным деятелям и особенно актерам очень важно составить себе отчетливое представление о прошлом русского театра как для того, чтобы лучше оценить возможности, открывшиеся, для них после Октябрьской пролетарской революции, так и для того, чтобы осознать и скорее изжить в себе пороки, унаследованные от прошлого. Особенно важным казалось мне уяснить "земную основу" истории нашего сценического искусства, то есть театральный быт в широком смысле слова: социальные, политические и культурные условия, в которых возникал и строился русский театр, художественные запросы общества, различные организационные формы театра в разных социальных слоях и в разные периоды времени, положительные и отрицательные влияния на рост театра тех или иных представителей государственной власти и театральной администрации, театральные финансы и театральные порядки, характер театральной публики в разное время и, наконец, социальныи состав, материальное и правовое положение главных работников театра – актеров, – уровень их культуры, средства их общего и профессионального образования, склад, их жизни в театре и за пределами театра, их нравы, отношение к ним со стороны окружающего их общества. Показать эти, стороны театральной жизни, не нашедшие достаточно полного освещения в существующих общих трудах по истории русского театра, показать их в связи с ходом истории, и притом как можно конкретнее для каждого отдельного ее момента, – такова была встававшая передо мной задача.

Представлялись и некоторые возражения против этого. Наше театроведение как наука находится еще в зачаточном состоянии; на каждом шагу встречаешься в нем с проблемами не только не разрешенными, но даже еще не поставленными; очень многое, как бы уже установленное, нуждается в документальном подтверждении и дополнении, не говоря уже о новом, современном освещении. Такая именно углубленная работа над историей русского театра по частям, с использованием мало обследованных архивов, отчасти уже ведется нашими театроведами, но еще далеко не в достаточной степени. Поэтому наступило ли уже время для работы, суммирующей ранее добытое? Не целесообразнее ли заняться каким-нибудь частным научным исследованием в области истории театра? Однако эти сомнения рассеивались, когда я останавливалась на мысли о необходимости привлечь к театроведческои работе новые, молодые силы: для них, так же как для молодых театральных деятелей и актеров, нужны прежде всего труды общего хaрактера, позволяющие обнять взглядом весь процесс развития русского театра с разных его сторон и, ориентировавшись в нем, сознательнее избрать себе какой-нибудь участок для специальной разработки. И я решилась взяться за такой именно ответственный труд общего характера в области истории русского театра, наименее освещенной до сих пор и вместе с тем наиболее важнои для указанных практических целей в плане совершающегося у нас обновления жизни.

Я старалась держаться в этой работе, данных, научно проверенных и установленных, насколько это возможно при неизменном движении вперед всяком живой науки, критически вникая в имеющиеся материалы, отбрасывая все легендарное и анекдотическое, оговаривая сомнительное. Иногда для согласования некоторых противоречий в источниках мне приходилось производить небольшие "доследования", иногда я высказывала собственные, догадки, возникающие из сопоставления фактов. Но затрагивать то, что до сих пор совсем еще не разработано, о чем имеются лишь отрывочные сведения, не складывающиеся ни в какое определенное представление, в данной работе было бы неуместно: я имела в виду, дать книгу не академического характера, где может быть ценна для дальнейшего каждая крупица добытого знания, каждое уловленное, хотя еще ничего, не говорящее само по себе имя, а книгу, доступную всем, кому хочется заглянуть в прошлое русского театра, интересную по, материалам прежде всего начинающим театроведам и практическим театральным работникам.

Для того чтобы уложить всю историю русского театрального быта до нашего времени в необременительное для читателя число печатных листов, я была вынуждена не только уплотнять текст ее, отбрасывая многие живые подробности из собранных уже материалов, но и отказываться от всякого расширения темы, как, например, от сопоставления русского театрального быта с бытом заграничных театров. Но я не сочла возможным отказаться от общеи обрисовки того, что с первого взгляда как будто и, не относится к быту, – от обрисовки характера спектаклей в каждом данном отрезке времени. Ведь характер спектаклей, слагающийся из особенностей драматургии, манеры актерской игры, стиля оформления постановок и в значительной степени зависимым от театрального быта, в свою очередь влияет на этот быт, отражаясь как на организационной стороне театрального дела, так и на всей профессиональной жизни актеров. Но углубляться в вопросы, относящиеся по существу уже к истории сценического искусства как такового, было невозможно, и лишь беглыми намеками позволила я себе наметить тот путь, пo которому русские актеры еще в XVIII веке шли от условного, ходульного театра к более близкому русским дарованиям театру реалистическому.

Выпускаемый в свет первый небольшой том моего труда, рассчитанного в общем на три тома, охватывает время от середины XVII века до начала XIX века. Это важный период "становления" русского театра и формирования его быта, на долгое время сохранившего свои основные черты. Поэтому можно сказать, что, являясь лишь частью целого, книжка эта имеет и самостоятельное значение.

Приношу мою искреннюю благодарность лицам, оказавшим мне содействие в ходе моей работы над этой книжкой: С.В.Бахрушину, указавшему мне несколько пособий для детального обследования разных моментов русской истории, профессору М.А.Полиевктову в Тбилиси, который разыскивал для меня при помощи грузинских историков сведения о происхождении актера Силы Сандунова, И.Л.Андроникову, который дал мне несколько ценных библиографических указаний, и Н.А.Попову, дополнившему некоторыми сведениями подробный указатель имен, прилагаемый мной к этой книг.


Об авторе
top
Любовь Яковлевна ГУРЕВИЧ (1866–1940)

Литературный и театральный критик, писатель, переводчик, публицист и общественный деятель. Родилась в Петербурге, в семье известного педагога Я.Г.Гуревича. Окончила историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов (1888). Дебютировала в печати в 1887 г. В 1891–1898 гг. – издатель журнала "Северный вестник". В начале 1900-х гг. активно занималась общественной деятельностью: была одной из активисток "Всероссийского союза равноправия женщин". 9 января 1905 года стала свидетелем событий "Кровавого воскресенья" в Петербурге; впоследствии написала очерк "Народное движение в Петербурге 9-го января 1905 года", который стал классическим описанием событий этого исторического дня. С 1913 г. – заведующая литературным отделом журнала "Русская мысль". После Октябрьской революции 1917 г. сотрудничала в театральных учреждениях Петрограда, а затем Москвы, куда переехала в 1920 г.

Л.Я.Гуревич – автор большого числа литературных произведений и критических статей, опубликованных в газетах и журналах "Жизнь", "Русская мысль", "Освобождение", "Наша жизнь", "Слово", "Речь", "Русские ведомости", "Русская молва" и других. Она привлекла к участию в журнале "Северный вестник" выдающихся русских писателей – Л.Н.Толстого, Максима Горького, Н.С.Лескова, К.Д.Бальмонта и многих других. Критические статьи Л.Я.Гуревич были собраны в книге "Литература и эстетика" (1912). С середины 1900-х гг. она занималась преимущественно театральной критикой; дружила с К.С.Станиславским, о котором написала книгу "К.С.Станиславский" (1929). Известность получили и другие ее труды по театральной тематике: "Творчество актера: О природе художественных переживаний актера на сцене" (1927) и "История русского театрального быта" (1939).


Об авторе
top
Гуревич Любовь Яковлевна
Литературный и театральный критик, писатель, переводчик, публицист и общественный деятель. Родилась в Петербурге, в семье известного педагога Я. Г. Гуревича. Окончила историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов (1888). Дебютировала в печати в 1887 г. В 1891–1898 гг. — издатель журнала «Северный вестник». В начале 1900-х гг. активно занималась общественной деятельностью: была одной из активисток Всероссийского союза равноправия женщин. 9 января 1905 года стала свидетелем событий «Кровавого воскресенья» в Петербурге; впоследствии написала очерк «Народное движение в Петербурге 9-го января 1905 года», который стал классическим описанием событий этого исторического дня. С 1913 г. — заведующая литературным отделом журнала «Русская мысль». После Октябрьской революции 1917 г. сотрудничала в театральных учреждениях Петрограда, а затем Москвы, куда переехала в 1920 г.

Л. Я. Гуревич — автор большого числа литературных произведений и критических статей, опубликованных в газетах и журналах «Жизнь», «Русская мысль», «Освобождение», «Наша жизнь», «Слово», «Речь», «Русские ведомости», «Русская молва» и других. Она привлекла к участию в журнале «Северный вестник» выдающихся русских писателей — Л. Н. Толстого, Максима Горького, Н. С. Лескова, К. Д. Бальмонта и многих других. Критические статьи Л. Я. Гуревич были собраны в книге «Литература и эстетика» (1912). С середины 1900-х гг. она занималась преимущественно театральной критикой; дружила с К. С. Станиславским, о котором написала книгу «К. С. Станиславский» (1929). Известность получили и другие ее труды по театральной тематике: «Творчество актера: О природе художественных переживаний актера на сцене» (1927) и «История русского театрального быта» (1939).