Ядерная проблема Исламской Республики Иран (ИРИ) оценивается как один из запутаннейших узлов в современной мировой политике. Это связано с уникальными особенностями клерикально-шиитского режима в ИРИ, его доктринальной, политико-идеологической, военной сущности, а также национальной психологии иранцев. Все проблемы, порожденные ядерной программой Ирана, – это продукт политики нынешнего исламского режима. Несмотря на то, что основы ядерных технологий в Иране были заложены еще до исламской революции 1979 г. – при шахе Мохаммаде Резе Пехлеви, – пути реализации ядерной программы и, самое главное, ее направленность определялись ранее и определяются сейчас теми политическими задачами и целями, которые ставит перед страной ее клерикальное военно-политическое руководство. По этой причине пути, методы и подходы к ее решению должны определяться исходя из уникальности нынешнего иранского режима, с учетом многих факторов, воздействующих на внутреннюю и внешнюю политику Тегерана. Анализ теоретических основ современного клерикального режима в Исламской Республике Иран свидетельствует о том, что главной целью долгосрочной политики руководства страны является объединение исламского мира по иранскому образцу, создание под эгидой Ирана "мировой исламской общины – уммы". В этом плане основополагающей задачей для достижения данной стратегической цели считается превращение Ирана в сверхдержаву региона. Этой установке и подчинено выполнение Ираном своей национальной ядерной программы. Ради объективности следует подчеркнуть, что ни Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), ни документы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) не запрещают осуществление странами национальных ядерных программ, включающих разработки в области использования атомной энергии в мирных целях и создание промышленных объектов на их основе, в том числе в рамках полного ядерного топливного цикла (ЯТЦ). Однако косвенные признаки свидетельствуют о настойчивых намерениях шиитского режима в ИРИ не останавливаться только на создании мирной атомной энергетики или проведении научных исследований в ядерной физике. В этой связи ядерная политика Ирана, его конфронтация с мировым сообществом, упорное нежелание выполнять резолюции высшего международного органа – Совета Безопасности ООН – в перспективе может представить угрозу глобальной и региональной безопасности. Необходимо заметить, что международное сообщество не может быть удовлетворено той неконструктивной позицией, которую занимает Иран сейчас в ходе переговоров с различными договаривающимися сторонами на разных уровнях по проблеме своей ядерной программы. Эта позиция заключается в затягивании всего переговорного процесса; в попытках внести раскол между Евросоюзом, США, Китаем и Россией; в шантажировании всех угрозами выйти из Договора по нераспространению ядерного оружия и прекратить членство в МАГАТЭ. При этом Тегеран настаивает на своем праве создания инфраструктуры полного цикла производства ядерного топлива, с прицелом, по-видимому, на возможность создания ядерного оружия на основе высокообогащенного урана. Неконструктивная ядерная политика ИРИ порождает целый комплекс вопросов: где та черта, за которой блеф азартного игрока перейдет в соблазн завладеть ядерным джокером? Как мировое сообщество сможет предотвратить переход Ираном этой черты? Можно ли еще убедить правительство шиитских радикалов в Тегеране отказаться от своих намерений? Помогут ли угрозы, или, может быть, скорее подействуют обещания? Все это, по сути, вопросы международной безопасности. Пока дипломаты из России, Китая, ЕС, МАГАТЭ и ООН убеждают своих иранских коллег согласиться с мнением большинства международного сообщества, для предотвращения появления в ИРИ ядерного оружия военные и политологи рассматривают различные варианты действий, в том числе силового характера: от введения со стороны СБ ООН целого набора санкций до вооруженных акций. Следует констатировать, что степень накала политико-дипломатических баталий вокруг ядерной проблемы Ирана обусловлена несговорчивостью правящего шиитского режима в этой стране, что является следствием его особенностей. Конечно, никоим образом нельзя избавлять от ответственности за создавшееся сложное положение и контрагентов ИРИ – основных игроков на иранском политическом поле. Это в первую очередь относится к США, которые своими не всегда до конца продуманными действиями в адрес Тегерана (да и всего Ближнего и Среднего Востока) излишне возбуждают нынешнее иранское руководство и подталкивают его к еще большей жесткости, неуступчивости и противостоянию со всем миром прежде всего в ядерной сфере. Поэтому представляется естественным, что ядерную проблему Ирана следует рассматривать в том числе и через призму, пусть даже краткого, анализа особенностей государственной структуры ИРИ и доктринально-теоретических основ ее политики. Владимир Игоревич САЖИН Родился в 1947 году в Москве. Кандидат исторических наук, профессор, востоковед – специалист по политическим, военно-политическим, экономическим, религиозным и этническим проблемам современного Ирана, Афганистана, региональным вопросам Ближнего и Среднего Востока, а также Центральной Азии и Кавказа. Выпускник Института восточных языков при МГУ (ныне Институт стран Азии и Африки). Закончил заочную аспирантуру в Институте востоковедения Академии наук СССР. Защитил диссертацию на тему: "Ирано-иракская война (1980-1988): Исторические, идеологические и военно-доктринальные аспекты. Влияние войны на военное строительство и выработку военной доктрины Исламской Республики Иран" и получил ученую степень кандидата исторических наук. Работал в системе Министерства иностранных дел СССР, Академии наук СССР и России (Институт востоковедения), преподавал в учебных заведениях Москвы. Ныне В.И.Сажин является старшим научным сотрудником Института востоковедения Российской академии наук и политическим обозревателем Российской государственной радиовещательной компании "Голос России" (бывшее Иновещание СССР). Эксперт Института Ближнего Востока. Работал за рубежом в длительных служебных командировках в Иране и Афганистане. В.И.Сажин принимает активное участие в научно-исследовательских работах в Отделе Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, в Институте Ближнего и Среднего Востока. Он поддерживает научные и деловые связи с учеными и научными организациями Ирана, Евросоюза, США, Китая. Неоднократно участвовал в международных конференциях по проблемам Ирана, Афганистана, всего Ближнего Востока, вопросам международной безопасности и нераспространения ядерного оружия: в Москве, Брюсселе, Вашингтоне, Пекине, Риме, Женеве, Вене, где выступал с научными докладами. Имеет многочисленные труды, опубликованные в научных и периодических изданиях. |