Обычно научные достижения в той или иной области техники излагаются в соответствующих изданиях-журналах, сборниках, монографиях и пр. При этом, как правило, рассматриваются только наиболее крупные достижения, имеющие общий характер и наибольшую значимость. В действительности при создании образцов новой техники имеет место значительно большее количество научных достижений. Они возникают в результате необходимых экспериментальных и расчетных исследований с глубоким научным анализом. Зачастую этим достижениям, воплощенным в конкретных образцах, не придается большого научного значения, и они просто забываются. В лучшем случае они находят отражение в сухих строках научно-технических отчетов, хранящихся в архивах. Естественно, что никаких сведений о том, в каких условиях и в каких направлениях шел научный поиск, в этих отчетах не сообщается. Тем не менее, полученные результаты подчас имеют большую научную ценность, позволяющую более глубоко вникнуть в то или иное физическое явление. Такие достижения характерны для деятельности ЦАГИ при решении конкретных задач в авиационных и ракетных конструкторских бюро. Одной из задач, которую поставил перед собой автор, является необходимость рассказать широкому кругу читателей, интересующихся авиационной и ракетной техникой, о некоторых достижениях аэродинамики летательных аппаратов, полученных в Центральном аэрогидродинамическом институте во второй половине двадцатого века. Проработав непрерывно свыше 60 лет в ЦАГИ в области экспериментальной аэродинамики летательных аппаратов, автор был свидетелем развития института, формирования его коллектива, бережного сохранения научных традиций, заложенных еще Жуковским, и передачи их при смене поколений. Работая вначале простым инженером, а потом руководителем научного коллектива, автору приходилось встречаться и взаимодействовать и с простыми "работягами" (с дипломом и без диплома), и с известными учеными и руководителями высокого ранга. К сожалению, автор излагает только малую часть своих впечатлений и сведений из накопленного опыта. Однако ценность излагаемого заключается в том, что он рассматривает события и факты не с чьих-то слов, а как их непосредственный участник и исполнитель. Достижения аэродинамики рассматриваются не изолированно, а на фоне того времени и тех событий, во время которых они происходят. С максимальной правдивостью и документальной точностью автор рассказывает тяжелейшие для страны и коллектива ЦАГИ военные годы. Читая книгу, невольно восхищаешься с каким энтузиазмом, а подчас с героизмом сотрудники ЦАГИ, да и всей так называемой "оборонки" работали в труднейших бытовых условиях. Не жалуясь и не отказываясь, они инициативно брали на себя работу по выполнению поставленных задач. Книга написана хорошим языком, с определенной долей оптимистичного юмора и несомненно будет интересна широкому кругу читателей, интересующихся авиационной и ракетной техникой. В.Г.Дмитриев
|