Предисловие директора ЦАГИ
Обычно научные достижения в той или иной области техники
излагаются в соответствующих изданиях-журналах, сборниках,
монографиях и пр. При этом, как правило, рассматриваются только
наиболее крупные достижения, имеющие общий характер и наибольшую
значимость. В действительности при создании образцов новой
техники имеет место значительно большее количество научных
достижений. Они возникают в результате необходимых
экспериментальных и расчетных исследований с глубоким научным
анализом. Зачастую этим достижениям, воплощенным в конкретных
образцах, не придается большого научного значения, и они просто
забываются. В лучшем случае они находят отражение в сухих
строках научно-технических отчетов, хранящихся в архивах.
Естественно, что никаких сведений о том, в каких условиях и в каких направлениях шел научный поиск, в этих отчетах не сообщается. Тем не менее, полученные результаты подчас имеют
большую научную ценность, позволяющую более глубоко вникнуть
в то или иное физическое явление. Такие достижения характерны для деятельности ЦАГИ при решении конкретных задач в авиационных и ракетных конструкторских бюро.
Одной из задач, которую поставил перед собой автор, является
необходимость рассказать широкому кругу читателей,
интересующихся авиационной и ракетной техникой, о некоторых
достижениях аэродинамики летательных аппаратов, полученных в Центральном аэрогидродинамическом институте во второй половине
двадцатого века.
Проработав непрерывно свыше 60 лет в ЦАГИ в области
экспериментальной аэродинамики летательных аппаратов, автор был
свидетелем развития института, формирования его коллектива,
бережного сохранения научных традиций, заложенных еще Жуковским,
и передачи их при смене поколений.
Работая вначале простым инженером, а потом руководителем
научного коллектива, автору приходилось встречаться и взаимодействовать и с простыми "работягами" (с дипломом и без
диплома), и с известными учеными и руководителями высокого
ранга.
К сожалению, автор излагает только малую часть своих впечатлений
и сведений из накопленного опыта. Однако ценность излагаемого
заключается в том, что он рассматривает события и факты не с чьих-то слов, а как их непосредственный участник и исполнитель.
Достижения аэродинамики рассматриваются не изолированно, а на фоне того времени и тех событий, во время которых они происходят.
С максимальной правдивостью и документальной точностью автор
рассказывает тяжелейшие для страны и коллектива ЦАГИ военные
годы. Читая книгу, невольно восхищаешься с каким энтузиазмом, а подчас с героизмом сотрудники ЦАГИ, да и всей так называемой
"оборонки" работали в труднейших бытовых условиях. Не жалуясь и не отказываясь, они инициативно брали на себя работу по выполнению поставленных задач.
Книга написана хорошим языком, с определенной долей
оптимистичного юмора и несомненно будет интересна широкому кругу
читателей, интересующихся авиационной и ракетной техникой.
В.Г.Дмитриев
Предисловие директора ЦАГИ |
Предисловие автора |
Введение |
Глава 1 | Знакомство с будущим |
| Знакомство первое и почти забытое |
| Знакомство второе, ставшее началом всей последующей жизни |
Глава 2 | Вхождение в жизнь |
Глава 3 | Начало пути |
Глава 4 | Такое не забывается |
| Начало войны |
| Эвакуация |
| Будни военных лет |
Глава 5 | От войны к миру |
Глава 6 | От хрупкого мира к холодной войне |
Заключительные замечания |
Литература
|