Достаточно бросить беглый взглядъ на современный экономический бытъ различныхъ народовъ и несколько углубиться въ ихъ историческую жизнь, чтобы увидеть все разнообразие способовъ земледельческаго производства въ разныя времена и у разныхъ народовъ. Съ дальнейшимъ изучениемъ предмета легко однако убедиться, что это разнообразиe главнымъ образомъ зависитъ отъ устройства поземельной собственности и организации труда. Земля и трудъ составляютъ два основные элемента всякаго производства и потому какая бы то ни была перемена въ нихъ необходимо ведетъ къ изменению и устройства самаго земледельческаго промысла, придаетъ ему ту или другую внешнюю форму, обусловливаетъ большую или меньшую степень развития его и въ своихъ дальнъйшихъ последствияхъ влияетъ на самый характеръ общественнаго сожития, на бытъ, нравы и обычаи населения, на его гражданское развитие и политическое могущество. Обращаясь прежде всего къ земле, мы замечаемъ два главныхъ способа владения ею: владение общинное и владение личное. Многочисленные исторические факты доказываютъ, что первое обыкновенно предшествуетъ второму и составляетъ почти общее явление у всехъ малоразвитыхъ народовъ. Оно вполне соответствуетъ простоте первоначальнаго земледельческаго быта, когда земля, при изобилии ея и редкости народонаселения, не имеетъ почти никакой ценности, когда въ нее не затрачено еще никакихъ капиталовъ и когда исключительное владение ею не представляетъ никакихъ особыхъ преимуществъ. При господстве этого способа землевладения обработка земли можетъ совершаться двоякимъ образомъ: или общимъ или личнымъ трудомъ. Въ первомъ случае все земледельческие труды исполняются сообща целой общиной подъ руководствомъ одного лица, родоначальника, старейшины, выборнаго, которое въ тоже время производитъ и распределение продуктовъ, приобретенныхъ общимъ трудомъ, какъ это мы видимъ у многихъ неразвитыхъ племенъ Азии, Африки, Америки и Европы. Во второмъ же случае обработка совершается отдельными семьями, которыя ежегодно или по прошествии несколькихъ летъ получаютъ въ пользование определенное пространство общинной земли, обработываютъ ее собственными силами и пользуются всеми плодами своего труда. Но обе эти обработки, основанныя на общинномъ владении землею, могутъ существовать только при известныхъ условияхъ народнаго хозяйства: редкости народонаселения, изобилии земли, несовершенстве земледельческаго промысла. Когда же народонаселение возрастаетъ, количество земель истощается и приходится изъ того же пространства земли извлекатъ большее количество произведений, то обработки земли, основанныя на общинномъ владении землею, оказываются неудовлетворительными и недостаточными. Самое свойство земледельческаго промысла таково, что для дальнейшихъ успеховъ въ немъ необходимо прочное и определенное отношение къ земле. Чтобы извлекать изъ земли более обильные плоды, требуются непрерывные тщательные труды и заботы, удобрения и улучшения, затрата капиталовъ. Но кто решиться влагать въ землю свой трудъ и капиталъ, прочно удабривать и улучшать ее, когда онъ не уверенъ, что воспользуется плодами всехъ своихъ усилий, когда онъ знаетъ, что по прошествии года или несколькихъ летъ земля перейдетъ въ другия руки? Очевидно, что раньше или позже въ жизни народа наступаетъ моментъ, когда для усиления производительности почвы, для увеличения энергии человеческаго труда, для возбуждения большей готовности затраты капитала, является необходимость выделить земледельцами отдельные участки въ более постоянное владение, которое, переходя различныя ступени развития, превращается наконецъ въ личную поземельную собственность. Этотъ переходъ отъ первобытнаго общиннаго владения землею къ личной собственности совершается медленно и постепенно. Сначала личная поземельная собственность ограничивается одними усадьбами, потомъ переходитъ и на пахатныя поля; а съ дальнъйшимъ развитиемъ народнаго хозяйства распространяется на леса, выгоны и пастбища. Такое превращение составляетъ необходимое условие беспрерывно возрастающаго требования на продукты земледельческаго производства. Только въ личномъ владении землею человекъ находитъ вполне могущественное побуждение къ наиболее энергическому труду и усовершенствованию земледельческаго промысла, ту мощную силу, которая, по словамъ Юнга, можетъ превратить песокъ въ золото, безплодныя скалы и пустыни въ плодоносныя поля; которая наконецъ побуждаетъ человека трудиться не только для обеспечения минутныхъ потребностей и насущныхъ нуждъ, но и для будущихъ поколений грядущаго потомства... Михаил Мартынович ВОЛЬСКИЙ (1834–1876) Российский экономист, профессор Новороссийского университета по кафедре политической экономии и статистики. Предполагал последовательно рассмотреть условия, значение и выгоды различных способов обработки земли, встречающихся у всех народов в разные эпохи их существования. Автор работ "О значении Новороссийского края в истории хлебной торговли" (1854), "Обработка земли крестьянами-собственниками" (1865), "Рабская обработка земли" (1869), "Задачи политической экономии и отношение ее к прочим наукам" (1873). В своих трудах, особенно в книге "Обработка земли крестьянами-собственниками", М.М.Вольский выступал защитником крестьянской собственности, основываясь, с одной стороны, на истории и современном состоянии крестьянского хозяйства в различных странах Европы, а с другой – на значении крестьянства для государства, культуры и морали. В этой работе он посвятил особое внимание разбору доводов "за" и "против" крестьянского хозяйства в отношении его чистого дохода, значения его в политической жизни, его роли в распределении богатств и т.д. В своем последнем труде "Задачи политической экономии" М.М.Вольский проводил очень широкое понимание задач политической экономии, считая необходимым превратить эту дисциплину в "одну общую науку о человеке с его умственной и нравственной личностью, проявляющейся, главным образом, в его хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных потребностей его физической и духовной природы". |