URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Хасис Л.А. Развитие сетевых структур. (Развитие сетевого ритейлинга // Ритейлинг: Сетевая организация и управление) Обложка Хасис Л.А. Развитие сетевых структур. (Развитие сетевого ритейлинга // Ритейлинг: Сетевая организация и управление)
Id: 123737
811 р.

РАЗВИТИЕ СЕТЕВЫХ СТРУКТУР.
(Развитие сетевого ритейлинга // РИТЕЙЛИНГ: Сетевая организация и управление). Т.60

Развитие сетевых структур. (Развитие сетевого ритейлинга // Ритейлинг: Сетевая организация и управление) 2010. 192 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Статьи, помещенные в настоящем томе "Трудов ИСА РАН", связаны с научно-прикладными исследованиями особого класса социально-экономических организационных систем --- сетевых структур. Тематика статей охватывает широкий круг актуальных проблем ритейла, в том числе вопросы ценовой политики, развития инфраструктуры, экономического выбора поставщиков, брендинга, размещения торговых площадей в регионах, управления стоимостью торговой... (Подробнее)


Содержание
top
ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА. ГЛАВНАЯ ТЕМА НОМЕРА
 Л.Хасис
  Системный анализ сетевых структур как новое направление научно-прикладных исследований

РАЗДЕЛ I. РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО РИТЕЙЛИНГА
 М.Янина
  Актуальные проблемы ритейла
 М.Янина
  Совершенствование системы взаимоотношений на основе посткризисной ее "перезагрузки"
 М.Куприш
  Основы стратегии органического роста и развития розничных торговых сетей
 А.Мироненко
  Оценка влияния кризиса на ротацию собственников
 О.Высоцкий
  Научные основы ценовой политики продуктового дискаунтного формата торговли
 М.Куприш
  Системное ориентирование инфраструктуры ритейла

РАЗДЕЛ II. РИТЕЙЛИНГ. СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
 И.Белоновский
  Экономические аспекты выбора поставщиков для сетевой торговли
 М.Сусов
  Теория и практика брендинга сетевого бизнеса
 М.Куприш
  Система организации и размещения торговых площадей в регионах
 А.Пацык
  Управление стоимостью торговой сети
 Д.Ишевский
  Управление процессами в цепочке поставок
 Н.Володина
  Минимизации экономических потерь в сетевых структурах
 Е.Столыпина
  Методика оценки производительности труда персонала

 Сведения об авторах

От научного редактора. Главная тема номера
top

Системный анализ сетевых структур как новое направление научно-прикладных исследований

Л.Хасис

Главная тема статей, помещенных в настоящем томе "Трудов Института системного анализа Российской академии наук", связана с научно-прикладными исследованиями особого класса социально-экономических организационных систем – сетевых структур.

Сетевые структуры как специфический вид организации информационной среды, обменных процессов в экономике, бизнеса в розничной и международной торговле, в других секторах сферы услуг являются одним из новейших бурно развивающихся феноменов современной глобальной экономики. Эта организационная форма в последние годы стала активно распространяться и в российской реформирующейся экономике. При этом до сих пор сетевые структуры не стали предметом систематического и глубокого научного анализа и прикладных разработок. Восполнить этот пробел наиболее продуктивным способом возможно только силами квалифицированных ученых в кооперации с ведущими специалистами отечественных бизнес-структур.

С этой целью в ИСА РАН во взаимодействии с крупнейшей российской компанией "ИКС 5 Ритейл Групп" образован научно-исследовательский центр, занимающийся выполнением теоретических исследований и прикладных разработок по вопросам формирования, функционирования и развития сетевых структур с использованием современных информационных технологий, а также изучением особенностей отечественного и зарубежного опыта в этой области в целях обоснования возможных направлений совершенствования соответствующей практики.

Основными направлениями деятельности Центра являются: обобщение теоретических концепций формирования, функционирования и развития сетевых структур; построение классификаций (типологий) сетевых структур и направлений их развития; разработка адаптированных к особенностям отечественного рынка методических подходов к системному анализу проблем формирования, функционирования и развития сетевых структур с использованием современных, в том числе информационных технологий; создание баз сложно структурированных данных, характеризующих организационные, правовые, экономические и социальные аспекты функционирования и развития сетевых структур; междисциплинарная экспертиза проектов формирования и развития сетевых структур, в т.ч. оценка их системной эффективности; исследование территориальных аспектов формирования, функционирования и развития сетевых структур; оценка нормативных правовых условий формирования, функционирования и развития сетевых структур; изучение экономических аспектов формирования, функционирования и развития сетевых структур; изучение социальных аспектов формирования, функционирования и развития сетевых структур; разработка принципов и организационных форм эффективного функционирования и развития сетевых структур.

В журнале представлены первые результаты начатых в центре сетевых структур исследований. Тематика статей охватывает широкий круг актуальных проблем ритейла, в том числе вопросы ценовой политики, развития инфраструктуры, экономического выбора поставщиков, брендинга, размещения торговых площадей в регионах, управления стоимостью торговой сети, оценки розничных сетей, органического роста сетевой торговой деятельности, минимизации экономических потерь в сетевых структурах, управления поставками, производительности труда персонала. Актуальность этих исследований, выполненных ведущими специалистами-практиками компании "ИКС 5 Ритейл Групп", обусловлена высокой значимостью бизнеса сетевой торговли для решения масштабных социальных и экономических задач развития России.

Широкое распространение сетевых форм организации стало приоритетным направлением развития современной торговли в мире. Этот процесс сопряжен с установлением принципиально новой организационно-экономической интеграции, в рамках которой товары, услуги, финансовый капитал, люди, информация, знания, идеи свободно преодолевают границы государств на основе прямых горизонтальных связей. Возникают принципиально новые факторы и возможности конкуренции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках товаров и услуг. Субъектами отношений в такой экономике становятся не страны, а транснациональные корпорации и альянсы. На внутреннем же рынке конкурентные преимущества получают те хозяйственные системы, которые активным образом развивают сетевые отношения.

Два десятилетия в России успешно развивается сетевая розничная торговля (сетевой ритейлинг), которая становится все более масштабным бизнесом. Сетевые ритейлеры и магазины современных форматов охватывают все большую долю розничного продовольственного рынка. Концепция ритейлинга основана на создании разветвленной сети магазинов под единой торговой маркой, с общими принципами построения бизнеса, маркетинга, менеджмента, едиными ценами и номенклатурой товаров. Лучшие практики этого бизнеса обеспечивают стандарты качества и широкий ассортимент товаров, невысокие цены и ряд сервисных преимуществ, что позволяет удовлетворять самые взыскательные вкусы потребителей, гарантируя конкурентные преимущества.

В отличие от мелкорозничной торговли, ритейлинг обладает безусловными преимуществами: организация и управление массовым потоком покупателей, большими торговыми площадями, емкими складскими помещениями, собственным транспортом, отделами по расфасовке и упаковке товаров, а также возможностью оптимизировать производственный процесс. Поэтому у них появляется возможность закупить у крупных оптовиков, а нередко – и непосредственно у производителей, большие партии товара по предельно низким отпускным ценам, обеспечивая, таким образом, неизменность дискаунтной политики и, соответственно, высокий оборот.

Сетевые формы организации торговли по своей природе инновационны. Их совокупность представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из иерархически соподчиненных подсистем, ориентированных на формирование и воспроизводство качественных взаимоотношений по поводу производства, обмена и распределения материальных благ.

Логистические услуги в сетевых формах организации торговли поддерживают системную устойчивость их функционирования на рынке, сглаживая противоречия между маркетингом, производством, финансами. Они способствуют оптимизации межфункциональных внутрифирменных решений.

Мировая практика развития масштабной сетевой торговли подсказывает, что успех во многом зависит и от научно обоснованной торговой политики с учетом интересов государства, расширения программ лояльности покупателя, развития логистики, инфраструктуры ритейла и систематической работы с персоналом.

Важность представленных исследований состоит в том, что сетевые формы организации торговли, базирующиеся на современных коммуникациях и информационных технологиях, позволяющих осуществлять быстрое инкорпорирование знаний и использование их в наиболее доходных сегментах рынка, начинают вытеснять малоэффективные формы экономических отношений в обществе.

Уже сейчас сетевые формы организации торговли свойственны почти всем уровням хозяйственных систем, и их влияние усиливается. Однако складывающаяся система сетевых отношений хозяйствующих субъектов пока не в полной мере учитывает интересы и ожидания общества и государства. Она слабо ориентирована на инновационное развитие реального сектора экономики и не обеспечивает эффективной реализации социальных интересов населения, так как целевые установки в большей мере направлены на извлечение максимальной выгоды для хозяйствующих субъектов. Во многом это вызвано тем, что процесс развития сетевых форм торговли в современных хозяйственных системах не только недостаточно изучен, но до сих пор даже не имеет единого толкования среди ученых-экономистов и практиков. Становится очевидным, что сетевые формы организации торговли должны базироваться на сочетании процессов регулирования и либерализации отношений, разумного сочетания традиционных и сетевых отношений, возникающих в процессе взаимодействия хозяйствующих субъектов, общества и власти. Однако концепция подобного развития масштабной розничной торговой сети пока не подготовлена.

Для повышения эффективности развития сетевой торговли необходимо совершенствование научного обеспечения деятельности этого сегмента экономики, обобщения лучших практик и широкого использования информационных технологий. Представленные в настоящем томе "Трудов Института системного анализа РАН" статьи вносят заметный вклад в решение этой научно-прикладной задачи.