История христинскаго просвещения въ его отношенияхъ къ древней греко-римской образованности должна выяснить, какъ интеллектуальная культура античнаго мира своимъ содержаниемъ и своими формами отражалась на ходе умственнаго развития христианскихъ народовъ. Въ различныя историческия эпохи христиане имели не одинаковые взгляды на древнюю греко-римскую образованность и сообразно съ этими взглядами становились къ ней въ такое или иное отношение. Съ другой стороны, древняя языческая образованность такъ или иначе влияла на ходъ и характеръ высшей умственной деятельности христианъ, на ихъ литературу, науку и общественное образование. Съ этихъ двухъ сторонъ преимущественно и должна быть въ предлежащемъ изследовании прослежена история христианскаго просвещения. По различному характеру и направлению, какие въ разное время принималъ ходъ развития христианскаго просвещения, историю его можно разделить на три большие отдела. Первый отделъ простирается отъ начала христианства до среднихъ вековъ. Конецъ его совпадаетъ съ временемъ окончательнаго падения греко-римского язычества. Второй отделъ обнимаетъ время отъ начала среднихъ вековъ до эпохи Возрождения наукъ и искуствъ. Этотъ периодъ называется византийскимъ по отношению къ восточному, греческому, просвещению и – схоластическимъ по отношению къ просвещению западному, латинскому. Начало византийскаго периода образованности не совпадаетъ съ началомъ пнриода схоластики на западе. Первый начинается отъ Юстиниана, декретъ котораго о закрытии последнихъ языческихъ школъ, изданный въ 529 году, представляетъ видимое завершение упадка древняго языческаго образования и начало византийскаго или средневековаго греческаго просвещения. Периодъ схоластики начинается съ IX-го века, хотя первые следы схоластическаго направления можно находитъ и у писателей предшествовавшаго переходнаго времени. Конецъ византийскаго периода, точно обозначаемый годомъ падения Константинополя (l453), не совпадаетъ съ началомъ эпохи Возрождения, первые представители которой относятся еще къ XIV веку. Третий отделъ простирается отъ начала эпохи Возрождения до настоящаго времени. Первые пять вековъ христианской эры распадаются на два периода, гранью между которыми служитъ торжество христианства въ царствование Константина Великаго. До Константина Великаго церковъ находилась подъ гнетомъ языческаго правительства и претерпевала целый рядъ гонений. Съ Константина Великаго для церкви начинается время свободнаго развития ея учреждений и раскрытия ея учения подъ покровительствомъ светской власти. Когда явилось христианство, оно пришло въ соприкосновение съ одной стороны съ иудействомъ, съ другой – съ греко-римскимъ языческимъ миромъ. Такъ какъ иудейство имело большое влияние на христианскихъ писателей первыхъ вековъ, то необходимо прежде всего выяснить, в какихъ отношенияхъ оно находилось къ античной образованности. Научные мотивы, побудившие автора предлагаемаго труда приступить къ изследованию истории отношений христианскаго просвещения къ древней грекоримской образованности, съ достаточною обстоятельностию выяснены въ брошюре "Вопросы о классикахъ", служащей введениемъ въ эту историю. Тамъ указано важное научное и практическое значение избраннаго предмета изследования, а также намечены главныя задачи, представляющияся при его научной разработке. Часть этихъ задачъ авторъ старался разрешить въ первомъ выпуске "Истории христианскаго просвещения", вышедшемъ пять летъ тому назадъ. Но потому, что тамъ было сделано авторомъ для выполнения поставленныхъ имъ проблемъ, нельзя составить надлежащаго представления о полной мере научнаго интереса, какой можетъ и должна иметь разработка данного предмета. Нетрудно видеть, что содержание перваго выпуска "Истории христианскаго просвещения" сосредоточивается главнымъ образомъ около одного пункта, именно около вопроса объ отношении разума къ вере, знания къ Откровению. Это объясняется темъ, что таковъ былъ предметъ, занимавший преимущественно мысль самихъ церковныхъ писателей перваго периода, когда имъ приходилось касаться греко-римской языческой образованности и отношения ея къ христианству. Но этимъ вопросомъ далеко не исчерпывается весь интересъ даннаго предмета. Нужно сказать более: онъ даже не представляетъ собою того, что должно считать наиболее важнымъ въ его разра ботке. Главный интересъ этого предмета приходится на долю вопросовъ, решение которыхъ должно быть задачей дальнейшаго изследования, где предстоитъ шагъ за шагомъ проследить процессъ постепеннаго формирования и развития различныхъ отраслей христианской науки и литературы подъ влияниемъ древней греко-римской образованности. Нужно воспроизвести предъ умственнымъ взоромъ читателя хоть въ главныхъ чертахъ картину этой громадной лаборатории мысли, показать, какъ въ течение вековъ мало по малу перерабатывался въ новыя формы драгоценный литературный и научный материалъ, почерпнутый христианскими народностями изъ классическихъ источниковъ. Прежде всего здесь нашему умственному взору представятся строгие и величественные образы святыхъ отцовъ и учителей церкви, оставившихъ намъ нетленные памятники своего могучаго гения и своей неутомимой деятельности. Неизмеримо велики и чрезвычайно разнообразны заслуги ихъ христианскому миру. Святые учители церкви не ограничивали своихъ заботъ однимъ только религиозно – нравственнымъ воспитаниемъ христианскаго общества, раскрытиемъ православнаго учения и защитою его противъ язычниковъ и еретиковъ. Они заботились также и о светскомъ образовании верующихъ. Вселенные великие учители и другие отцы церкви и церковные писатели въ целомъ ряде своихъ творений раскрыли пользу и методы изучения памятниковъ древней классической литературы и науки. Наставления ихъ, конечно, не остались безъ сильнейшаго влияния на усвоение христианами образовательныхъ элементовъ античной духовной культуры. Но и собственные ихъ творения носятъ на себе явные многочисленные следы влияния на нихъ со стороны последней. Въ высшей степени важно и интересно проследить по этимъ памятникамъ, какъ христианские ученые и писатели старались соединить и согласить со своимъ религиознымъ миросозерцаниемъ идеи и принципы древней греко-римской науки и литературы, какъ въ формы последнихъ переносилось христианское содержание, какъ вообще на почве античной образованности стала постепенно развиваться новая, христианская, цивилизация. Попытаемся же развернуть предъ читателями хоть часть этой грандиозной исторической картины, притомъ часть наиболее важную какъ по своему внутреннему значению, такъ и по отношению ко всей последующей истории христианскаго просвещения. Хронологическимъ пределомъ нашего изследования будетъ фактъ окончательнаго падения греко-римскаго язычества, совпадающий съ началомъ царствования императора Юстиниана (527–565), откуда принято считать начало уже новаго периода въ истории христианскаго просвещения, такъ называемаго византийскаго. Владимир Владимирович ПЛОТНИКОВ (1855–1905) Русский духовный писатель. Образование получил в Казанской духовной академии; занял в ней кафедру метафизики, имел ученое звание доцента. Получил степень магистра, защитив диссертацию "История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности", первая часть которой вышла в Казани в 1885 г. Позднее был инспектором Московской духовной академии и преподавал там введение в круг богословских наук. После принятия сана архимандрита (под именем Борис) занял пост ректора Киевской духовной семинарии. В 1892 г. был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Слабое здоровье заставило его просить места настоятеля миссии в Константинополе, где он пробыл до 1899 г. В том же году он был возведен в сан епископа. В 1901 г. был назначен председателем училищного совета при Святейшем Синоде и членом Синода. В.В.Плотников – автор многих трудов в области богословия, философии и истории, главные из которых: "Вопрос о классиках" (1884), "История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности" (вып. 1–3; 1885, 1890 и 1892), "Космология, или Метафизическое учение о мире" (вып. 1–2; 1888 и 1889), "Об изучении церковной истории" (1890), "Византийские публичные школы и библиотеки до IX века" (1890), "Записки по пастырскому богословию" (вып. 1–4; 1891–1892), "О начале мира" (1891), "Систематизация христианского учения в творениях св. Иоанна Дамаскина" (1891), "Очерки по истории просвещения в период византийский" (1893). |