В книге собраны работы, написанные в разные годы и опубликованные в разных, иногда труднодоступных изданиях, отечественных и зарубежных. Их объединяет этнолингвистический подход к изучению традиционной духовной культуры, взгляд на культуру и ее символический язык сквозь призму естественного (вербального) языка. Признание принципиального родства языка и культуры как основополагающих семиотических, когнитивных и коммуникативных механизмов человеческого существования позволяет применить к языку культуры концептуальный аппарат лингвистики, приемы и методы лингвистического анализа. Из этого принципиального родства, которое, разумеется, не отрицает специфики каждого идиома (языка и культуры), исходил Н.И.Толстой, задумывая этнолингвистический словарь "Славянские древности", в котором отдельные составляющие культурной традиции, ее "элементы" трактуются подобно словам в толковом словаре, а привлечение материала разных славянских традиций позволяет реконструировать культурные смыслы и семантические модели древнеславянской "картины мира", подобно тому, как это делает этимологический словарь славянских языков для праславянской лексики. Опыт работы над словарем "Славянские древности", потребовавшей углубленного изучения традиционной духовной культуры всех славянских народов в ее разнообразных формах (обряды, верования, бытовое поведение, фольклор, народное искусство), дал авторам словаря импульс для разного рода частных исследований, выходящих за рамки словарного жанра. О широте тематики и многообразии проблем в этих исследованиях можно получить представление из библиографического указателя "Славянская этнолингвистика" (М., 2008. Изд.2). Большая часть работ, публикуемых в настоящей книге, также "выросла" из Словаря – если не фактически, то идейно. Книга состоит из пяти разделов. В первом разделе обсуждаются общие вопросы соотношения языка и культуры, применимость лингвистических понятий и методов к описанию явлений культуры, возможности структурного, семантического и ареалогического изучения народных обрядов, верований, фольклора, мифологии, а также отличия языка культуры от вербального языка. Второй раздел посвящен предметному коду культуры – знаковым функциям одежды, утвари, бытовых предметов (веник, зеркало и др.), их культурной семантике, их отличиям от ритуальных предметов. В третьем разделе речь идет о фундаментальной категории времени – о мифологии и магии времени (годового, сезонного, недельного, суточного, лунного), о временных запретах и предписаниях; в четвертом – рассматривается категория числа, символика чисел, ритуальные функции счета и числа, семантика и оценка "чета и нечета", роль числовых моделей в фольклорных текстах. Последний, пятый раздел включает статьи, раскрывающие магические механизмы некоторых славянских ритуалов и обычаев: приемов защиты новорожденных от смерти, магических действий, стимулирующих развитие речи ребенка, обрядов побратимства, способов распознавания ведьмы, ритуального обмана, мотива чуда и др., за которыми стоят мифологические представления о соотношении двух миров – земного и потустороннего. Многие тексты в настоящем издании подверглись тем или иным изменениям: дополнениям, сокращениям, переделке. В отличие от первых публикаций, иноязычные славянские свидетельства в большинстве случаев приводятся здесь только в русском переводе. Нелегкий труд по сверке текстов, техническому оформлению текстов и библиографии самопожертвованно взяла на себя Елена Львовна Березович, с которой я имела возможность и удовольствие обсуждать и содержательные вопросы. Ей же, а также Вере Давидовне Мазо принадлежит и сама идея этого издания. Большое им спасибо. Светлана Михайловна ТОЛСТАЯ Известный филолог-славист, доктор филологических наук, профессор, заведующая отделом этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН, иностранный член Сербской академии наук и искусств. Автор более 700 научных трудов по лексикологии, морфонологии, грамматике, диалектологии, типологии славянских языков, славянской этнолингвистике и фольклору. Среди них монографии "Морфонология в структуре славянских языков" (М., 1998), "Полесский народный календарь" (М., 2005), "Пространство слова: лексическая семантика в общеславянской перспективе" (М., 2008); большие серии статей по семантике и культурным функциям языка, по теоретическим проблемам реконструкции древней славянской духовной культуры и вопросам структуры и семантики отдельных фрагментов традиционной обрядности и верований. Вместе с академиком Н.И.Толстым разрабатывала теоретические основы современной славянской этнолингвистики и московской этнолингвистической школы. С 1996 г. – ответственный редактор пятитомного этнолингвистического словаря "Славянские древности" (т.1–4; М., 1994–2009). |