Объектом этого интересного как по форме, так и по содержанию исследования является история становления, развития и гибели Улуса Джучи, более известного в исторической традиции под выдуманным позднее названием Золотая Орда. О сложной и богатой событиями судьбе державы Джучидов, этой огромной империи Средневековья, оставившей неизгладимый след в истории многих народов Евразии, написано немало, хотя до сих пор остается еще много нерешенных, недостаточно осмысленных вопросов. Многие исследования, особенно всевозможные учебники и популярные издания, за редкими исключениями почти не отличались друг от друга – ни методом анализа, ни новизной привлеченных источников, ни оригинальностью, убедительностью полученных выводов. В них повторялись, как правило, одни и те же общеизвестные, почти "дежурные" факты, которые иногда "обогащались" за счет выдуманных позднее "событий" или же искусственно возвышенных "героев". Если имелись какие-либо принципиальные различия между ними, то они сводились, в основном, к соотношению позитивных или негативных эпитетов при оценке "исторического места" этого до жуткости "плохого" или же, наоборот, идеально "хорошего" государства. В целом, существующие до сих пор традиционные, так называемые общепринятые приемы освещения истории Золотой Орды в большинстве случаев "топтались на одном месте". (Хотя, должен признать, и традиционные методы осмысления истории этого государства не исчерпали до конца своих возможностей...) Предложенная Э.С.Кулъпиным монография написана на стыке нескольких научных дисциплин и относится к виду социоестественных исследований, основателем которых и является автор данной работы. Важность и чрезвычайная актуальность подобных исследований обусловлена тем, что до сих пор история этого государства рассматривалась в отрыве от реальных географо-климатических условий, отмечая преимущественно значение лишь внешних факторов, определивших особенности его судьбы. Поэтому считаю, что подобный опыт заслуживает всяческого одобрения. Э.С.Кульпин, обращаясь к методу социоестественного анализа, не претендует на всестороннее описание "сколько-нибудь полной жизни общества" золотоордынской эпохи, а считает, что этим путем можно лишь получить представление о "модели реальной жизни". Но надо сказать, что, не имея представления о модели жизни общества, вряд ли возможно будет получить более или менее объективные представления о причинах становления, особенностях развития (в том числе "расцвета") или кризиса (также гибели) любого общества, государства. Ибо модель отображает реальную жизнь, которая создается людьми, народами в конкретных природных, т.е. географо-климатических, иначе говоря, сообразно "базисным" условиям, вне которых не было, нет и вряд ли будут существовать человеческие общества, также и государства, в том числе и крупные империи. Исходя из всего этого, я считаю, что появление такого междисциплинарного исследования по истории Улуса Джучи следует всячески приветствовать и желать автору дальнейших успехов. В то же время, делая такой вывод, я вполне отдаю себе отчет в том, что не все современные историки будут согласны с выводами Э.С.Кульпина, видя в методе его работы "угрозу" для своих традиционных представлений – "устоявшихся концепций". Однако считаю, что и такой междисциплинарный метод имеет полное право на существование и дальнейшее развитие. Это нисколько не мешает существованию, развитию и традиционного метода исторического исследования, который применительно к истории Золотой Орды также не исчерпал еще свои возможности (ему следует, прежде всего, более полно освободиться от ненужной политизированности и народофобских бредов). Иначе говоря, и традиционные методы исторического исследования, и приемы социоестественного анализа имеют полное право на жизнь, и они должны существовать, развиваться параллельно, возможно соревнуясь, полемизируя, таким образом, уточняя друг друга, тем самым взаимообогащаясь и приближаясь к научной истине. Профессор, доктор исторических наук
Миркасым Усманов После первого издания книги прошло три года. Время стало свидетельством доселе небывалого интереса к цивилизации Золотой Орды, ряда конференций, публикаций объемистых и информативных сборников статей, а для меня – стимулом к дальнейшему переосмыслению феномена. По сравнению с первым изданием основной корпус остался неизменным, но некоторые части расширены, другие – сокращены, изменено построение книги. Конкретный метод, использованный в исследовании, заключается в рассмотрении накопленных к настоящему времени наших знаний о Золотой Орде через призму сменяющихся демографических поколений. Замысел был элементарно прост. Он исходил из предположения, что каждое из сменяющихся поколений в истории Золотой Орды имело задачи, отличные от предыдущих, и решало их по-своему, изменяясь при этом, по-видимому, ментально. Следы жизни и деятельности разных поколений зафиксированы в истории, но никогда еще не рассматривались как свидетельства именно данного поколения. Оставалось только дифференцировать события, процессы и явления по поколениям, сложить все имеющиеся сведения о жизни одного поколений и сравнить с другими. Проблема была в том, как конкретно это сделать, поскольку идея – не нова. Здесь достаточно вспомнить об Ибн Халдуне и современных работах А.В.Коротаева и др. В данном случае в расчет был взят не срок активной жизни правителя при передаче власти прямым потомкам (40 лет у Ибн Халдуна), а интервал активной жизни среднестатистического человека. Этот интервал во все прошлые времена (о будущих еще придет время думать) практически точно "укладывался" в сроки демографической смены поколений, а именно во временную разницу между рождением матери и ее первой дочери или отца и его первенца – сына. Этот срок не постоянен, а медленно растет с улучшением уровня и качества жизни с 15 лет в древности, 17 – в раннем средневековье до 20 во второй половине XX века. В XXI этот интервал времени, по-видимому, вырос до 25 лет. (Не случайны современные ограничения в объявлениях при приеме на работу: не моложе 20, не старше 45 лет). Впервые в востоковедении влияние одного из поколений на долгосрочные процессы в стране было исследовано на примере современного Китая [Кульпин, 1990а]. В данном случае объектом анализа стала попоколенная эволюция основной движущей силы общества и государства Золотой Орды – пришедших в Европу завоевателей. Предлагаемое читателю представление об объекте исследования, разумеется, не является его фотографией, а лишь моделью действительности. И автору остается лишь надеяться, что предлагаемая модель не слишком отличается от действительности. А если – отличается, то может стать стимулом уточнений, которые, надеюсь, осуществят коллеги. Непосредственным толчком к написанию книги было неожиданное для меня приглашение в узкий круг представителей общественности, обеспокоенных судьбой татарского народа. События последних 20 лет в нашей стране стремительно изменили жизнь всех её обитателей. Самое главное – страна вышла из внутренней самоизоляции и была вовлечена в общемировой процесс глобализации, унификации, вестернизации, размывания и утраты национальной культурной идентичности всех, но более всего относительно малых народов. Процесс этот общемировой, имеющий для каждого отдельного народа свою специфику, но захватывающий всех общим мейнстримом. Я попал в собрание, где были представлены и старейший маститый ученый, и директор издательства, и преуспевающий бизнесмен, и имам мечети, люди разных судеб, политических воззрений, представители разных социальных страт, идеологических убеждений. Все были обеспокоены процессом "размывания" национальной идентичности. Потеря любой культуры, любой идентичности, сохраняющей культуру, для будущего всего человечества невосполнимая утрата, поскольку развитие возможно только в многообразии. Потеря своей – почти равнозначна личной трагедии. Но как быть, если есть объективные процессы, сопротивляться которым безрассудно, если неизбежны потери, избежать которых не удастся ни каких обстоятельствах? Думать. Что в этих условиях можно сохранить для себя, для мира, для будущего? И как действовать, чтобы сохранить бесценное прошлое? Как, если нельзя остановить течение необоримого мощного потока, изменить его направление? Собирались мы несколько раз, обсуждая разные аспекты проблемы, выясняя, что возможно, а что в принципе невозможно, что, как ни печально, нужно принять как неизбежное, и что можно и нужно делать "здесь и сейчас". Для меня участие в деле "здесь и теперь" связывалось с максимой "без прошлого нет будущего" и следствиями из нее: если прошлое было выдающимся, то подвиги, осуществленные предками, позволят потомкам пережить трудные времена настоящего и будущего. Мне таким прошлым представлялась уникальная цивилизация Золотой Орды. О ней я уже писал. Исследовать то, чем уже занимался, легче, чем осваивать новое. Но в данном случае сложность была в другом. Хотел бы я того или нет, нужно было тревожить "святое": пересматривать стереотипы многих прошлых веков, стереотипы лежащие не на уровне сознания, а подсознания. Оттого судьба первого исследования была отнюдь не безоблачной. Монография "Золотая Орда. Проблемы генезиса российского государства" вышла в свет в 1998 г. Судьба ее была отличной от всех других моих книг. Встречена она была неоднозначно. "Книжное обозрении" назвало книгу интеллектуальным бестселлером. Но научная общественность молчала. Главные причины "забвения" я вижу в том, что в ученом мире, хотя формационный взгляд на историю уже поблек, цивилизационный – не стал общепринятым, полидисциплинарность повсеместно декларируется, но не стала нормой научного исследования. Но время идет. Меняется страна. Негативное отношение к книге как-то забылось. Второе издание было встречено спокойно. Вышло в свет третье издание. Затем – четвертое. Переиздания свидетельствовали о востребованности прежней работы. В новой – нужно было идти дальше, осуществить новое переосмысление феномена, а это могло вызвать ту же реакцию отторжения как метода исследования, так и его результатов, вплоть до отлучения от исторической науки. Опасения не были напрасными. Один из рецензентов декларировал: "... данная книга имеет отношение больше к экологии, физической географии, демографии, хотя и с историческими экскурсами". Было и другое препятствие: мало иметь желание написание книгу, нужно также иметь возможность это сделать. Чтобы написать новую книгу, нужно либо иметь значительный массив новых данных, либо – новый метод осмысления уже имеющихся. Никаких значительных открытий в истории Золотой Орды с момента написания прежней книги не было. И не случайно! Появление их было бы сенсацией. За 10 лет не появилось ни новых письменных (нарративных) документов, ни сенсационных открытий археологов. Следовательно, опираться можно было только на новые методы переосмысления известных данных. Мои коллеги Коротаев А.В., Малков С.Ю., Нефедов С.А., Турчин П.В. [Коротаев, Малков, Халтурина; Нефедов, 2005; Турчин] в последние годы плодотворно занимались поисками математических методов в исследовании истории. В журнале "История и современность", где я являюсь главным редактором, выходили статьи этих авторов, рецензии на книги. Однако, несмотря на несомненные успехи коллег, воспользоваться результатами их достижений я не мог. Дело в том, что математические модели, которыми они оперировали и к поискам которых я отношусь как к действительному новому слову в науке, все же имеют, на мой взгляд, недостатки, из которых главный состоит в том, что любая математическая модель основывается на анализе немногих ключевых процессов и отбрасывании остальных, а жизнь общества многогранна. Эту многогранность можно описать качественно, что и делают историки, но трудно изобразить количественно. Я искал путь иной, когда количественные методы не являются самоцелью, а лишь дополняют традиционную описательность. *** Поскольку "Судьбы поколений" – вторая моя книга о Золотой Орде, то необходимо сразу, чтобы не возвращаться к этому в дальнейшем, оговориться, что в данной монографии упоминаются некоторые положения, подробно рассмотренные в первой, но не рассматриваются биологические особенности жизни степи, ход Великой Замятни, Куликовское сражение и ряд других тем. Иными словами, обе книги пытаются пролить свет на один и тот же предмет исследования, с разных сторон, не повторяясь, а дополняя друг друга. Данное исследование стало возможным благодаря многочисленным трудам ученых прошлых и наших дней, к которым автор испытывает чувство глубокой благодарности, прежде всего, к патриарху золотоордынской археологии – Герману Алексеевичу Федорову-Давыдову и его ученикам Игорю Волкову и Альберту Бурханову, а также выдающемуся биологу, одному из создателей теории экотонов – Владимиру Залетаеву. Не специалист даже не подозревает, что помимо научной значимости открытий, для археологов, ведущих раскопки в Нижневолжье, это был и есть чисто человеческий подвиг. В полевой сезон температура воздуха в степи, как правило, от 30 до 50 градусов по Цельсию. За тонким слоем цветной пыли от изразцов, покрывавших некогда стены домов и развеянных ветром на десятки километров вокруг исчезнувших городов, на месте самих зданий лежит полутораметровая, спрессованная до прочности бетона кирпичная пыль, которую нужно было "преодолеть", чтобы "дойти" до сохранившихся под этой "подушкой" оснований зданий. Не случайно после нескольких сезонов мозоли на руках археологов остаются на всю жизнь. Созданию книги много способствовало общение с Вадимом Егоровым и предоставление им нужной информации. Моя искренняя признательность Марку Крамаровскому. Его увлеченность предметом исследования и доброе отношение повлияли на научный и эмоциональный характер работы. Без итогов поисков моих коллег по проектам РФФИ "Генезис кризисов природы и общества в России" и "Экспериментальное и теоретическое моделирование процессов социально-экологических кризисов в истории России" – лесовода Ольги Смирновой, климатолога Владимира Клименко, почвоведа Льва Карпачевского многое в истории природы осталось бы непонятым. Я благодарен за замечания Олегу Яницкому и Кшиштофу Петкевичу, осуществившему также перевод на польский язык моей первой книги о Золотой Орде. Во время работы незримо за моей спиной стоял Андрей Коротаев с его математическими методами в истории и концепцией четырех поколений арабского мыслителя XIV в. Ибн Халдуна. Спасибо Дмитрию Васильеву, извлекшего для первого издания из своего семейного архива фотографии 1880 г. мавзолея дочери Тохтамыша, а для нынешнего – презентовавшего свою книгу "Крым в прошлом в старых фотографиях" (Анкара, 2006). Автор также выражает признательность и благодарность Генеральному директору издательства "Инсан" Я.Н.Гибадулину за первое издание этой книги, а также его заместителю Р.Я.Гибадулину, не просто творчески решавшего возникавшие проблемы, но создававшего удивительно комплиментарную рабочую атмосферу. И последнее. Моя искренняя и глубокая благодарность Миркасыму Абдулахатовичу Усманову, столь безвременно ушедшему из жизни, но продолжающему незримо присутствовать в нашей повседневной работе и патронировать новые изыскания в Центре исследований истории Золотой Орды, названном его именем. ![]() Кандидат экономических наук (1975), доктор философских наук (1992), профессор по кафедре истории (2004). Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, главный редактор научно-методической серии «Социоестественная история» (с 1993 г. в свет вышло 35 книг) и журнала «История и современность» (с 2005 г.), организатор ежегодной международной конференции «Человек и природа. Проблемы социоестественной истории» (в 2010 г. — 20-я конференция). Председатель Научного совета по проблемам социоестественной истории, член Научного совета Президиума РАН по цивилизациям. Автор более 200 научных публикаций, в том числе 12 книг.
С начала 1980-х гг. работал над проблемами взаимоотношений человека и природы, развивая теорию и практику новой научной дисциплины на стыке гуманитарных и естественных наук — социоестественной истории, объектом изучения которой является триединство: природа—хозяйство—ментальность. С начала 1990 г. являлся руководителем и участником ряда многолетних коллективных проектов РФФИ, РГНФ и Института востоковедения РАН, в которых совместно работало более трех десятков специалистов, как гуманитариев — историков, социологов, экономистов, так и естественников — психологов, климатологов, биологов. Научную работу сочетал с педагогической, будучи профессором Московского физико-технического института и Университета культуры. По результатам исследований периодически читал спецкурсы в МГУ и других вузах Москвы. |