ХРЕНОВ Николай Андреевич (р. 17.12.1942) -- специалист в области междисциплинарного исследования художественной культуры, разрабатывал вопросы, связанные с социологией и социальной психологией искусства, эстетикой, теорией и историей культуры; д-р филос. наук, профессор. Родился в Нижнем Новгороде. Окончил ВГИК в 1968, аспирант того же института (1970). С 1971 -- в Институте истории искусств Министерства культуры: мл. н. с., с 1976 -- ст. н. с., с 1982 -- вед. н. с. Канд. диссертация -- "От законов творчества к законам восприятия" (1973). Докт. диссертация -- "Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности" по специальности "теория и история культуры" (1992). С 1987 ведет преподавательскую деятельность (Центральный институт повыш. квалификации при Мин. культ. России, Моск. гос. университет культуры, ВГИКе, школе-студии МХАТ). В 1997 получил звание профессора. С 1998 -- зав. отделом эстетики и теории искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ. Член Союза кинематографистов с 1980, член Союза театральных деятелей с 1992. С 1999 -- член экспертного совета по философии, социологии и культурологии ВАК России при Министерстве высшего образования РФ. С 2000 -- зам. пред. Ученого совета по эстетике и теории культуры Государственного инстиута искусствознания, с 2001 г. -- председатель Комиссии междисциплинарного изучения художественной жизни при Научном совете по комплексной проблеме "История мировой культуры" РАН. С 2000 -- гл. редактор научного альманаха "Традиционная культура", выпускаемого Государственным республиканским центром русского фольклора при Министерстве культуры РФ и при участии Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия РАН. Под его руководством состоялись всесоюзные научные конференции "Теория искусства в конце XX века: итоги и перспективы" (1999), "Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры" (2000) -- ГИИ МК и Научн. совет по комплексной проблеме "История мировой культуры" РАН. Начало его научной деятельности связано с деятельностью Комиссии комплексного изучения художественного творчества РАН. Будучи научным сотрудником Института истории искусств, Н.А.Хренов разрабатывал эстетические, социологические и социально-психологические аспекты искусства и его видов (театра, кино, ТВ и т.д.). Особое внимание уделялось процессам функционирования искусства, его социальным функциям, а также его рецепции, что в западной науке представлено рецептивной эстетикой. В этом направлении им подготовлены работы, связанные с историей публики, художественной жизни, массовой коммуникации, досуга, игры и развлечений. С 80-х годов он разрабатывает культурологические аспекты искусства. В поле его внимания -- переходные эпохи в истории культуры и связанное с ними изменение социальных функций искусства. Выявляя в истории особую разновидность перехода -- переход от цикла к циклу, Н.А.Хренов, развивая идеи философии истории П.Сорокина, разработал теорию возврата искусства в моменты бифуркации к удаленным историческим эпохам, на основе которого происходит разрыв с непосредственно предшествующим циклом истории искусства и одновременно скачок в качественно новое состояние. Эта закономерность позволила точнее объяснить смысл происходящих в культуре XX века процессов. Выявленную закономерность Н.А.Хренов иллюстрирует возникновением постмодернизма, нуждающегося в осмыслении с точки зрения философии истории и цивилизационной парадигмы. Он доказывает, что одним из значимых признаков смены циклов оказывается также возникновение множества субкультур и контркультур, в большей или меньшей степени отклоняющихся от ценностного ядра культуры и играющих важную роль в процессах истории искусства. Каждая из них стремится к универсализации соответствующей ей картины мира, что объясняет сопровождающую истории искусства альтернативность. Это позволило объяснить возникающие в истории искусства маргинальные дискурсы, не получающие, однако, развития или получающие развитие спустя десятилетия и даже столетия. Картины мира в их субкультурных формах -- посредники между культурами, с одной стороны, и картинами мира в их индивидуальных формах, которые и получают выражение в произведениях искусства. Соотнося картину мира с личностью, Н.А.Хренов, опираясь на традиции Лазурского, Юнга, Гумилева, Маслоу и других, разработал типологию личности. Решение задачи, связанной с построением типологии, позволило социальные функции искусства соотнести с субкультурной стратификацией, что представляет важный вклад в разработку проблем эстетики и социологии искусства. Опора на методологию междисциплинарного сотрудничества позволила Н.А.Хренову дать философское истолкование истории искусства и -- шире -- культуры, в границах которой развертываются художественные и эстетические процессы.
Социологические и социально-психологические механизмы формирования публики. В кн.: Вопросы социологии искусства. Л., 1980; Творческий процесс как объект изучения. В кн.: Психология процессов художественного творчества". Л., 1980; Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981; Современная городская культура и коммуникативные функции искусства. В кн.: Вопросы социального функционирования художественной культуры. М., 1984; Культурологический аспект художественного процесса XX века. В кн.: Современное искусствознание. Методологические проблемы. М., 1994; Образы города в истории: психологический аспект смены парадигмы // Общественные науки и современность. 1995. N6; Дворянская утопия и ее праздничный архетип // Философские науки. 1995. N5--6; Картины мира и образы города (Психологические аспекты образования субкультур и их воздействие на художественную культуру города). В кн.: Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. М., 1996; Мещанско-предпринимательская картина мира в русской культуре. Мир психологии. 1996, N4; Мифология досуга. М., 1998; Социальная психология искусства. Теория, методология, история. М., 1998; Художественный опыт XX века в контексте смены культурных циклов // Общественные науки и современность. 1999. N2; Диалог как проблема групповой и субкультурной дифференциации в городах России XIX -- начала XX веков. В кн.: Социокультурное пространство диалога. М., 1999; Пространство и время в контексте становления интегральной культуры XX века (Возникновение картины мира в ее художественных формах) // Мир психологии. 1999. N4; Художественная картина мира как культурологическая проблема. В кн.: Пространства жизни. К 85-летию академика Б.В.Раушенбаха. М., 1999; Логика теоретической рефлексии об искусстве в XX веке: постмодернистская парадигма. В кн.: Теория художественной культуры. Вып. 4. М., 2000; Переход как повторяющееся явление в истории культуры: опыт интерпретации. В кн.: Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М., 2000; Логика художественного процесса Нового времени: взгляд из XX века. В кн.: Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа. СПб., 2000; Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры // Общественные науки и современность. 2001. N2; Введение в социологию искусства. СПб., 2001 (в соавторстве); Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность) (в соавторстве с К.Б.Соколовым) и другие. Всего около 300 публикаций. |