URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса
Id: 122981
699 р.

Культура в эпоху социального хаоса Изд. 2

URSS. 2011. 448 с. ISBN 978-5-354-01396-8.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Сверхзадача настоящего исследования --- выявление закономерностей социальной психологии переходной эпохи как контекста функционирования искусства. Книга состоит из четырех разделов, раскрывающих в разных аспектах смысл переходных процессов в культуре. В первом разделе рассматривается переход в наиболее универсальном его значении, то есть развертывающийся как смена исторических циклов. Во втором разделе акцент ставится на структуре... (Подробнее)


Оглавление
top
IФеномен переходности в русской художественной культуре Нового и Новейшего времени в ракурсе цикличности
 § 1.Рубеж XIX--XX веков как переходная эпоха. Рубеж XX--XXI веков: повторение самосознания поколения рубежа XIX--XX веков или принципиально новая историческая ситуация?
 § 2.Существующие парадигмы осмысления исторического времени в культуре
 § 3.Нарастание интереса к циклической парадигме как свидетельство переходной эпохи
 § 4.Выявление циклической логики в функционировании русской культуры. Инверсия или циклизм?
 § 5.Экскурс в историю циклической интерпретации культуры. Идеи циклизма в их приложении к истории XIX--XX веков
 § 6.Попытки выявления цикличности в истории русского искусства
 § 7.Циклическая логика русской культуры: взгляд из XX века
 § 8.Переход рубежа XVIII--XIX веков с точки зрения последующих переходов в русской культуре
 § 9.Переходность в культуре c точки зрения соловьевской идеи "всеединства"
 § 10.Переход как переход от идеациональной культуры к чувственной. Спровоцированная XX веком обратная логика. Поэтика символизма в ракурсе обратной логики
IIСтруктура переходного процесса и связанные с ней художественные трансформации
 § 11.Распад художественной картины мира в переходную эпоху
 § 12.Переход с точки зрения кризиса индивидуальной идентичности
 § 13.Феномен "двойника" как явление переходной эпохи
 § 14.Образование множества картин мира в их групповых и субкультурных формах
 § 15.Статус художника-маргинала в переходную эпоху
 § 16.Взрыв дионисийской стихии в переходную эпоху
 § 17.Культ творчества как бессознательной стихии
 § 18.Утопия синтеза искусств как предвосхищение новой картины мира
 § 19.Возникновение диалога в отношениях между носителями разных картин мира
 § 20.Кризис коллективной идентичности как один из значимых признаков перехода
 § 21.Взрыв эсхатологических настроений в переходную эпоху
 § 22.Исключительный интерес переходной эпохи к мифу
 § 23.Активность архетипа в искусстве переходных эпох и отражение этого в эстетической мысли
IIIПространственный аспект картины мира в русской культуре Нового времени
 § 24.Исключительная подвижность пространства в российской цивилизации и существующие объяснения этого феномена
 § 25.Взаимоотношения пространства и времени в картине мира российской цивилизации на ее поздних этапах
 § 26.Рецепция пространства в русской культуре с точки зрения личного начала. Доминантный для русской культуры тип личности и институционализация его картины мира как универсальной
 § 27.Странник как доминантный тип личности в русской культуре и институционализация его картины мира в форме мигрирующих субкультур
 § 28.В поисках пространственного архетипа. Оппозиция "дом--дорога" в истории культуры Нового времени. Сопоставительный анализ картин мира в их пространственных аспектах в разных цивилизациях
 § 29.Становление новой картины мира в русской культуре рубежа XVII--XVIII веков и роль в этом процессе архитектуры
IVСмех в контексте перехода в истории России от идеациональной культуры к чувственной
 § 30.Переходная ситуация: выход смеха за границы конвенциальной нормы
 § 31.Инверсионный смысл смеха в переходные эпохи
 § 32.Потребность в механизме медиации в переходные эпохи. Медиация в неинституционализированных и институционализированных формах
 § 33.Механизм медиации и смеховая стихия
 § 34.Медиационные функции смеха в русской инверсионной культуре
 § 35.Трикстер и его медиационные измерения
 § 36.Реконструкция мифологического смысла образа трикстера
 § 37.Смех в контексте переходных праздничных ритуалов
 § 38.Оппозиция царя и шута как архетипическая оппозиция
 § 39.Скоморох как русский вариант трикстера
 § 40.Cмех под запретом: русский XVII век -- Реформация или Контрреформация?
 § 41.Запрет на смех как влияние реформационных настроений на культурную политику государства
 § 42.Пассионарии в среде духовенства XVII века. Боголюбцы как новые стригольники. Боголюбцы как субкультура
 § 43.Иван Неронов -- неосуществившийся русский Лютер
 § 44.Новая форма институционализации смеха в эпоху Нового времени: рождение профессионального театра
 § 45.Смех в эпоху Просвещения

Об авторе
top

ХРЕНОВ Николай Андреевич (р. 17.12.1942) -- специалист в области междисциплинарного исследования художественной культуры, разрабатывал вопросы, связанные с социологией и социальной психологией искусства, эстетикой, теорией и историей культуры; д-р филос. наук, профессор. Родился в Нижнем Новгороде. Окончил ВГИК в 1968, аспирант того же института (1970). С 1971 -- в Институте истории искусств Министерства культуры: мл. н. с., с 1976 -- ст. н. с., с 1982 -- вед. н. с. Канд. диссертация -- "От законов творчества к законам восприятия" (1973). Докт. диссертация -- "Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности" по специальности "теория и история культуры" (1992). С 1987 ведет преподавательскую деятельность (Центральный институт повыш. квалификации при Мин. культ. России, Моск. гос. университет культуры, ВГИКе, школе-студии МХАТ). В 1997 получил звание профессора. С 1998 -- зав. отделом эстетики и теории искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ. Член Союза кинематографистов с 1980, член Союза театральных деятелей с 1992. С 1999 -- член экспертного совета по философии, социологии и культурологии ВАК России при Министерстве высшего образования РФ. С 2000 -- зам. пред. Ученого совета по эстетике и теории культуры Государственного инстиута искусствознания, с 2001 г. -- председатель Комиссии междисциплинарного изучения художественной жизни при Научном совете по комплексной проблеме "История мировой культуры" РАН. С 2000 -- гл. редактор научного альманаха "Традиционная культура", выпускаемого Государственным республиканским центром русского фольклора при Министерстве культуры РФ и при участии Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия РАН. Под его руководством состоялись всесоюзные научные конференции "Теория искусства в конце XX века: итоги и перспективы" (1999), "Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры" (2000) -- ГИИ МК и Научн. совет по комплексной проблеме "История мировой культуры" РАН.

Начало его научной деятельности связано с деятельностью Комиссии комплексного изучения художественного творчества РАН. Будучи научным сотрудником Института истории искусств, Н.А.Хренов разрабатывал эстетические, социологические и социально-психологические аспекты искусства и его видов (театра, кино, ТВ и т.д.). Особое внимание уделялось процессам функционирования искусства, его социальным функциям, а также его рецепции, что в западной науке представлено рецептивной эстетикой. В этом направлении им подготовлены работы, связанные с историей публики, художественной жизни, массовой коммуникации, досуга, игры и развлечений. С 80-х годов он разрабатывает культурологические аспекты искусства. В поле его внимания -- переходные эпохи в истории культуры и связанное с ними изменение социальных функций искусства.

Выявляя в истории особую разновидность перехода -- переход от цикла к циклу, Н.А.Хренов, развивая идеи философии истории П.Сорокина, разработал теорию возврата искусства в моменты бифуркации к удаленным историческим эпохам, на основе которого происходит разрыв с непосредственно предшествующим циклом истории искусства и одновременно скачок в качественно новое состояние. Эта закономерность позволила точнее объяснить смысл происходящих в культуре XX века процессов. Выявленную закономерность Н.А.Хренов иллюстрирует возникновением постмодернизма, нуждающегося в осмыслении с точки зрения философии истории и цивилизационной парадигмы. Он доказывает, что одним из значимых признаков смены циклов оказывается также возникновение множества субкультур и контркультур, в большей или меньшей степени отклоняющихся от ценностного ядра культуры и играющих важную роль в процессах истории искусства. Каждая из них стремится к универсализации соответствующей ей картины мира, что объясняет сопровождающую истории искусства альтернативность. Это позволило объяснить возникающие в истории искусства маргинальные дискурсы, не получающие, однако, развития или получающие развитие спустя десятилетия и даже столетия. Картины мира в их субкультурных формах -- посредники между культурами, с одной стороны, и картинами мира в их индивидуальных формах, которые и получают выражение в произведениях искусства.

Соотнося картину мира с личностью, Н.А.Хренов, опираясь на традиции Лазурского, Юнга, Гумилева, Маслоу и других, разработал типологию личности. Решение задачи, связанной с построением типологии, позволило социальные функции искусства соотнести с субкультурной стратификацией, что представляет важный вклад в разработку проблем эстетики и социологии искусства. Опора на методологию междисциплинарного сотрудничества позволила Н.А.Хренову дать философское истолкование истории искусства и -- шире -- культуры, в границах которой развертываются художественные и эстетические процессы.

 Сочинения

Социологические и социально-психологические механизмы формирования публики. В кн.: Вопросы социологии искусства. Л., 1980;

Творческий процесс как объект изучения. В кн.: Психология процессов художественного творчества". Л., 1980;

Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981;

Современная городская культура и коммуникативные функции искусства. В кн.: Вопросы социального функционирования художественной культуры. М., 1984;

Культурологический аспект художественного процесса XX века. В кн.: Современное искусствознание. Методологические проблемы. М., 1994;

Образы города в истории: психологический аспект смены парадигмы // Общественные науки и современность. 1995. N6;

Дворянская утопия и ее праздничный архетип // Философские науки. 1995. N5--6;

Картины мира и образы города (Психологические аспекты образования субкультур и их воздействие на художественную культуру города). В кн.: Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. М., 1996;

Мещанско-предпринимательская картина мира в русской культуре. Мир психологии. 1996, N4;

Мифология досуга. М., 1998;

Социальная психология искусства. Теория, методология, история. М., 1998;

Художественный опыт XX века в контексте смены культурных циклов // Общественные науки и современность. 1999. N2;

Диалог как проблема групповой и субкультурной дифференциации в городах России XIX -- начала XX веков. В кн.: Социокультурное пространство диалога. М., 1999;

Пространство и время в контексте становления интегральной культуры XX века (Возникновение картины мира в ее художественных формах) // Мир психологии. 1999. N4;

Художественная картина мира как культурологическая проблема. В кн.: Пространства жизни. К 85-летию академика Б.В.Раушенбаха. М., 1999;

Логика теоретической рефлексии об искусстве в XX веке: постмодернистская парадигма. В кн.: Теория художественной культуры. Вып. 4. М., 2000;

Переход как повторяющееся явление в истории культуры: опыт интерпретации. В кн.: Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М., 2000;

Логика художественного процесса Нового времени: взгляд из XX века. В кн.: Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа. СПб., 2000;

Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры // Общественные науки и современность. 2001. N2;

Введение в социологию искусства. СПб., 2001 (в соавторстве);

Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность) (в соавторстве с К.Б.Соколовым) и другие. Всего около 300 публикаций.