Моему сыну Пако посвящается
"Но нация, желающая стоять
на высоте науки, не может обойтись без
теоретического мышления".
К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, т.20, стр.368. Уважаемый читатель! При подготовке этого издания я внес в текст некоторые исправления, не изменив, однако, содержания книги. Я также написал эпилог, которого нет в испанском издании. Мне показалось необходимым, основываясь на современном опыте Испании, изложить новое видение некоторых проблем политического и теоретического плана. Я знаю, что в России и других странах бывшего Советского Союза накоплен свой собственный опыт. Поэтому хотелось бы подчеркнуть, что моя книга была опубликована издательством Publicaciones para el debate, которое специализируется на издании книг по дискуссионным проблемам и само название которого означает 'публикации для дискуссии'. Думается, было бы неплохо, если бы мы, философы Запада и Востока, обсудили вопросы, представляющие взаимный интерес. Если ведутся дискуссии, например, об Аристотеле и Гегеле, то почему не поспорить о Марксе, чьи философские идеи до сих пор сохраняют определенное значение? Как в Испании, так и в бывшем Советском Союзе долгое время господствовали догматические и неодогматические толкования этих идей, которые в СССР были официальной идеологией государства. Думаю, все мы заинтересованы в том, чтобы наконец разобраться, каковы же были подлинные философские воззрения Маркса. Полагаю, они заслуживают особого внимания, потому что в наибольшей мере сохраняют свое значение в наши дни. Иное дело так называемый научный коммунизм и даже политическая экономия. Кроме того, учение Маркса (я имею в виду прежде всего его философский аспект, но не только его) было подвергнуто коренной ревизии в сталинский и послесталинский период, так что большинство читателей так и не смогло познакомиться с подлинными идеями Маркса. Меня, безусловно, радует появление моей книги на русском языке, поскольку русские читатели способны, на мой взгляд, как никто другой понять и оценить то новое, что в ней есть, разграничивая при этом концепции Маркса и мнение автора. Кроме того, мне кажется, что мой труд появляется в России в такой момент, когда он действительно может оказаться полезным для интересующихся философией и мировоззрением Маркса вообще. Я думаю, что отбрасывая все то ошибочное и устаревшее, что есть в марксизме, выбросили вместе с тем и ребенка, то есть то, что актуально и поныне. Но прежде чем осуждать такую позицию, нужно исследовать, что же в действительности думали Маркс и Энгельс. Именно это и является основной целью моей книги. В то время, как учение Маркса и Энгельса было предано забвению в бывших социалистических странах, в Испании и других странах Западной Европы начал оживать (пока еще только оживать) интерес к марксистской философии и к марксизму вообще. Нет необходимости говорить, что мы должны преодолеть догматизм и неодогматизм, ведь у нас есть сейчас социальные возможности для того, чтобы это сделать. Одновременно мы должны преодолеть и ревизионистский подход, который привел к тому, что сталинисты и их последователи деформировали и извратили учение основателей марксизма. В своей книге я предпринял это двойное усилие, однако подобная работа должна быть, несомненно, коллективной. Я надеюсь, что моя книга вызовет интерес. Возможные замечания и пожелания можно направлять на адрес издательства. Я заранее обещаю ответить на каждое письмо и могу сделать это на русском языке. Я сердечно приветствую своих возможных читателей и думаю при этом, во-первых, что марксизм теперь не является единственной идеологией левых сил, хотя, с другой стороны, и стал частью общечеловеческого культурного наследия; во-вторых, это учение имеет силу только тогда, когда оно обновляется и развивается; в-третьих, это обновление и развитие является работой творческой; в-четвертых, сейчас возникла задача создания новой прогрессивной идеологии, которая распространилась бы на широкие слои общества. С этой целью, в частности, стоит задача определить, в чем в действительности заключаются философские взгляды Маркса. Поэтому я приглашаю всех внести в эту работу крупицу своего труда, ведь речь идет о деле очень важном и не менее интересном. Всегда можно сделать что-то еще... С сердечным приветом
АВТОР
Исследователи марксистской философии не располагают таким произведением, которое было бы относительно доступным для широкого круга читателей. Мы считаем, что никогда и не существовало работ, которые не грешили бы догматизмом и неодогматизмом. В Испании распространение марксистской философской мысли всегда было и остается недостаточным. Нередко с ней знакомились по трудам "специалистов", которые решительно брались толковать марксистскую философию, не изучив перед тем, что совершенно очевидно, все произведения Маркса и Энгельса. В большинстве случаев так называемая "философия марксизма" изучалась, например, по работе Ж.Политцера, которая в сущности является выражением сталинского пересмотра данной философии. Или же читатели получали произведения, которые вроде бы были более надежными, поскольку они издавались Академией наук СССР, хотя на поверку выходило, что и от них исходил догматизм и неодогматизм. (В 1989 г. в Москве вышел под редакцией академика И.Т.Фролова новый учебник, "Введение в философию" в двух томах, но в нем авторам не удалось преодолеть рамки неодогматизма.) И следует сказать правду: подобные труды принесли, видимо, больше вреда, чем пользы, и вред этот сказался до такой степени, что немало исследователей марксизма пришло к выводу, что марксизм не имеет собственной философии, назвав при этом так называемый "диалектический материализм" "диаматом". По-испански это скорее всего звучит пренебрежительно. Все это привело к тому, что мы, философы-марксисты, в долгу перед читателями, желающими поглубже вникнуть в философские идеи Маркса. И соответствующая задача вовсе не легка. В первую очередь, речь идет о том, чтобы сделать доступными представления, которые воспринимались как наука, хотя их развитие всегда отставало от социальных запросов и от требований самой теории. Во-вторых, критикуя догматизм, необходимо найти решения, способные преодолеть неодогматические представления, которые, по существу, начинают господствовать в период неосталинского брежневизма. Критика догматизма, развивавшегося в Испании во второй половине пятидесятых и в шестидесятые годы, должна быть дополнена очищением от неодогматизма, который в настоящее время господствует в сфере философии, и не только философии. В-третьих, необходимо стремиться к тому, чтобы читатели не оказались, так сказать, в плену у догматического течения любой теории. В связи с этим мы считаем, что одно из возможных решений заключается в том, чтобы избегать попыток изложить философские идеи марксизма в одном произведении ограниченных размеров и тем более в учебнике. Мы хотим быть правильно понятыми: учебники безусловно необходимы, но школярство может нести в себе зародыш догматизма. Поэтому стоило бы подумать о создании нескольких трудов, которые в своей совокупности дали бы по возможности наиболее полное и свободное от догматизма представление о марксистской философской мысли. В-четвертых, необходимо, чтобы критика неодогматизма сопровождалась конструктивным изложением по крайней мере некоторых основных проблем наших философских воззрений и предложениями новых решений тех вопросов, решение которых откладывалось десятки и десятки лет. Как известно, за критикой догматизма 50-х и 60-х годов не последовало изложения новых философских концепций, что свидетельствовало о научной ограниченности труда философов-марксистов Испании и других стран. Марксизм потерпел крах в бывшем Советском Союзе и в так называемых странах Восточной Европы. Это касается в первую очередь его догматических и неодогматических интерпретаций эпохи сталинизма и неосталинского брежневизма. Кроме того, выявляется все устаревшее и все неверное, начиная с основных положений так называемого "научного коммунизма". Но, как случается со всякой теорией, самая глубокая ее ревизия сохраняет положения, которые продолжают оставаться в силе. Это происходит, в частности, и с философией, которая является во всем марксистском учении наиболее устойчивой. В значительной своей части подлинно марксистской философии еще только предстоит найти свое изложение в небольшом учебнике или книге, и, хотя это может показаться странным, результат первой, безусловно скромной, попытки решить эту задачу читатель и держит в своих руках. Две основные причины, позволяющие говорить так, следующие. Во-первых, эта книга является плодом долгих (с 1950 г.) лет критического изучения произведений ученых-марксистов, в значительной мере находящихся под влиянием прошлого и нынешнего догматизма. И во-вторых, автор предлагаемой вниманию читателя работы опирается на совокупность идей Маркса и Энгельса, в то время как модные авторы оставили в стороне существенные понятия и положения марксизма, как это легко можно заметить по изданиям, опубликованным, в том числе и упомянутой Академией наук. До настоящего времени проводилась глубокая догматическая ревизия марксизма вообще и марксистской философии в частности. Но марксизм не является догматизмом прошлым и нынешним. Марксизм либо созидателен, либо он перестает быть тем, что он есть. Марксизм, который останавливается в своем развитии, не идет вспять, он умирает. Поэтому переход от "философии марксизма" к философии Маркса стал уже неотложной задачей. После XX съезда КПСС (февраль 1956 года) мы вернулись к "истокам", то есть к ленинизму. Но хорошо известно, что теории вождя революции 1917 года не были марксистскими. И тем более высшей стадией его развития. Ленинизм был радикальной концепцией, экстремистской и леваческой. Так что такой "возврат" не мог решить политические и идеологические проблемы, которые возникли при сталинизме. Почему не произошло возврата к Марксу? С моей точки зрения, можно указать на разные причины, но одна из них выходит на первый план. Она состоит в том, что мы не владели достаточно глубоко его концепциями. Это может показаться неправдоподобным, но вполне соответствует истине. Я, например, хорошо помню, что на философском факультете МГУ им.М.В.Ломоносова нам рекомендовали читать прежде всего работы Сталина, затем Ленина и только потом труды Маркса и Энгельса. Таким образом, мы покинули университет, не изучив их должным образом. Но и в других учебных заведениях они вряд ли изучались лучше, чем в университете? Разве что в учебных заведениях КПСС, начиная с ВПШ (Высшей партийной школы). В бывшем СССР марксизм по существу на практике не применялся. Более того: трагедия марксизма состояла в том, что он вообще нигде не был доведен до практики. Поэтому ясно, что он не мог "рухнуть", когда разрушили берлинскую стену. В России не существовало условий ни для совершения так называемой революции 1917 года, ни для построения социализма. В этом смысле возврат к Марксу тоже ничего не решил бы. Но может быть, мы смогли бы прийти к пониманию предмета философии как метода, как диалектической логики. Критический отказ от "философии марксизма" может вызвать споры. Поэтому автор приводит много цитат из самых разнообразных произведений Маркса и Энгельса. В прошлом так называемое цитатничество сковывало мышление; мы же прибегаем к цитатам затем, чтобы, наоборот, развивать его. Кроме того, мы считаем, что очень важно познакомить читателя с подлинными идеями Маркса, которые в течение целых десятилетий подвергались ревизии. Изложение философских представлений марксизма проводится в рамках стройной, логической системы, чего до настоящего времени не делал никто. И не делалось это не только в работах, подобных тем, о которых говорилось выше, но и в специальных монографиях, начиная с первой, которая была опубликована в Москве в 1956 г.: "Категории материалистической диалектики". В этом отношении представляют особый интерес страницы нашей книги, посвященные категориям и законам диалектики. С другой стороны, решение поставленной задачи требует развития самого марксистского мышления. В этом плане читатель сможет убедиться, что при рассмотрении темы практики разрабатываются принципы соответствующей теории. На мой взгляд, философом, который в наибольшей мере способствовал широкому пониманию подлинных философских воззрений Маркса, был русский исследователь Эвальд Ильенков, несомненно лучший философ-марксист 50–70-х годов. Мы не были знакомы лично, мы даже жили в разных странах, но судя по его трудам, которые были опубликованы посмертно, мы пришли к сходным заключениям. С этих страниц я отдаю ему дань самого глубокого уважения. Автор убежден в том, что его труд сможет заинтересовать не только марксистов, но и не марксистов. Например, тех, кто изучает философию и историю философии, экономику и историю экономических учений, право и историю права, политологию и историю политологии и т.д. И это потому, что марксизм уже стал частью культурной сокровищницы человечества. Иначе говоря, крах марксизма не означает, что нужно прекратить исследовать его, в частности, его философию. Безусловно, именно так происходит со всеми теориями великих мыслителей прошлого, конечно, каждый раз со своими отличиями. В настоящей работе делается попытка систематического изложения философии Маркса и Энгельса, при этом рассмотрение ограничивается следующими проблемами: 1) история философии и метод мышления и познания; 2) философия как метод; 3) категории и законы диалектики; 4) практика, начала теории. Теорию познания мы надеемся рассмотреть в отдельной работе. Дамиан Претель Мартинес родился в Гранаде (Испания) в 1930 г. Во время гражданской войны 1936–1939 гг. вместе со многими другими испанскими детьми он был вывезен в Советский Союз. Там он закончил среднюю школу, затем учился на философском факультете Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова и в аспирантуре на кафедре истории философии. В Москве работал научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР. Также преподавал философию в Институте общественных наук. В Гаване Д.Претель работал профессором на факультете политических наук университета, а также научным сотрудником отделения философии Академии наук Кубы. В настоящее время является преподавателем Гранадского университета, где читает курсы истории русской цивилизации и истории русской философии. Автор многочисленных статей и эссе, опубликованных в Москве, Гаване, Мехико, Праге, Мадриде, Барселоне и Овьедо. Не раз участвовал в международных дискуссиях, конференциях и конгрессах, проводившихся в различных странах (СССР, Франции, Греции, Чехословакии, Кубе и Испании). На протяжении ряда лет был членом редколлегий теоретических и политических журналов "Наше знамя" (Мадрид) и "Проблемы мира и социализма" (Прага). |