В последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в системе управления региональными и местными бюджетами, связанные как с изменением налогового и бюджетного законодательства, так и с изменениями экономической ситуации в стране. Кардинально были пересмотрены и принципы построения межбюджетных отношений. Общие направления дальнейшего совершенствования системы управления региональными финансами были закреплены в утвержденной в августе 2001 г. Правительством Российской Федерации "Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года". Предложения по дальнейшему развитию бюджетной системы страны могут быть сведены к нескольким направлениям, одно из которых заключается в снижении объемов профицита с одновременным снижением налогового бремени для предприятий. Несмотря на возрастание рисков неисполнения бюджета в случае снижения налоговой нагрузки, предполагается, что это приведет к таким позитивным сдвигам, как увеличение расходов на внутреннее потребление и рост внутренних инвестиций. Между тем предварительный анализ ситуации, сложившейся в различных субъектах Российской Федерации и отдельных муниципальных образованиях, показывает, что имеются и многочисленные внутренние резервы в распределении бюджетных средств на региональном и местном уровнях, связанные с наличием многочисленных нерациональных расходов. Сокращение таких расходов при одновременном дополнительном снижении налогового бремени и повышении налоговой автономии региональных и местных властей также могут стать причинами роста деловой активности в регионах, безболезненности проведения структурных преобразований для населения, а также обеспечения социальной стабильности, повышения уровня жизни как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Исходя из этого представляется целесообразным провести анализ нерациональных расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Именно этой теме и было посвящено настоящее исследование, проведенное специалистами Института реформирования общественных финансов и Центра исследования бюджетных отношений. Результаты исследования были использованы при подготовке материалов к докладу Экспертного института "Бремя государства и экономическая политика: либеральная модель". В ходе исследования были проанализированы отчеты об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2000 и 2001 гг., за первое полугодие 2002 г. по различным направлениям расходов, а также проведена оценка объемов и направлений финансовой помощи из федерального бюджета. Проведенный анализ был дополнен сведениями, полученными в результате некоторых ранее проведенных исследований. С целью обеспечения сопоставимости сравнений большинство анализируемых показателей учитывалось не только в абсолютных размерах, но и было пересчитано на душу населения. Кроме этого для анализа были использованы такие показатели, как доля соответствующей статьи во всех расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, доля соответствующей статьи в собственных доходах (т.е. сумме налоговых и неналоговых доходов) консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, соотношение соответствующей статьи и валового регионального продукта (ВРП). ![]() В 1993 г. окончил географический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
В 1997–2000 гг. работал в федеральных министерствах, ответственных за реализацию региональной политики и развитие федеративных отношений. Имеет квалификационный разряд «Государственный советник Российской Федерации 1 класса». С 2000 г. — сотрудник Института системного анализа РАН, где в 2003 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. С 2002 г. — директор Института реформирования общественных финансов. С 2010 г. — заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сайт www.klimanov.ru |