Показать ещё...
Группы оленеводов. Одомашнение оленя среди племен, населяющих азиатскую сторону Берингова моря, представляет главную отличительную черту их экономики сравнительно с экономическим положением северных племен в Америке. Тем не менее представляется затруднительным сказать, каким образом оленеводство и связанный с ним кочевой образ жизни утвердились в крайнем северо-востоке Азии. В западных частях побережья Ледовитого океана живут племена, которые с древних времен имели домашних оленей и употребляли их как для передвижения, так и для пищи. Стада оленей у этих племен в свое время были довольно значительны. От своих стад они до сих пор получают мясо и шкуры. Их экономическое положение отчасти соответствует положению более южных скотоводческих племен. Племена эти – лапландцы, зыряне и самоеды (европейские и азиатские). Их способы оленеводства более или менее однообразны. Все они пользуются собаками для охраны своих стад. Рассеянные по Восточной Сибири тунгусские и ламутские племена представляют собой восточное оленеводство. Они обитают в некотором расстоянии от морского берега. Многие группы вместо упряжки в сани используют оленей для верховой езды под седлом. Стада у них так малы, что олени могут употребляться только для езды и переноски тяжестей, но не на убой. Эти племена не являются в собственном смысле кочевыми племенами, но благодаря оленеводству они в состоянии предпринимать охотничьи и рыболовные экспедиции по всей обширной территории своего расселения, подобно тому как это сделалось возможным для индейцев Северной Америки с появлением у них лошадей. Некоторые тунгусские роды, однако, имеют столь значительные стада, что они в состоянии жить одним оленеводством. Езда верхом на оленях составляет их отличительную черту. Но многие из них заимствовали также нарты общего для всей северо-восточной Сибири типа – с копыльями, вставленными в круглые отверстая в полозьях и привязанными ремешками; с округлой дугообразной передней частью для прикрепления постромок. Такая же форма саней употребляется в Северо-Восточной Сибири и для собачьих упряжек. Между Енисеем и Индигиркой тунгусы приблизились к берегам океана. Якуты в этой области являются господствующей народностью. Их постепенное внедрение в среду тунгусов и прочих встречающихся на пути к океану мелких народностей сильно изменяет этнографию этой области. Якуты ассимилируют их и тем самым изменяют их национальную культуру. Отличительной чертой тунгусского оленеводства сравнительно с самоедским является отсутствие сторожевых собак при оленьих стадах. Сравнительно тощие, маленькие, но быстроногие собаки Восточной Сибири употребляются преимущественно для охотничьих целей. Они во многом сохраняют черты своего дикого состояния. Олень для них, будь он дикий или домашний, является законной жертвой. Поэтому собак приходится держать на привязи, если вблизи имеются олени. Иначе они будут гоняться за ними, и стадо разбежится по всем направлениям. Тунгусские олени менее одомашнены, чем олени западносибирских племен. Тем не менее они достаточно ручные, чтобы их доить. Вполне пригодны они и для регулярной гоньбы по почтовым разъездам и в торговых караванах. Коряки и чукчи образуют третью группу оленеводов, живущую к северо-востоку от тунгусов. Подобно западным племенам Северной Азии, они употребляют оленей только в санных упряжках и не пользуются ими для верховой езды; стада их весьма многочисленны, быть может, самые многочисленные в мире, но степень одомашнения оленя весьма несовершенна. Можно, пожалуй, утверждать, что эти племена не заимствовали домашнего оленя от своих соседей, но что, в подражание им, они сами старались сделать домашними оленей, обитающих в их стране. Это тем более вероятно, что их олени совсем другой породы, чем олени тунгусские. Собаки у коряков и чукоч являются, так же как и у тунгусов, природными врагами оленьих стад, а олени у них так мало приручены, что очень легко возвращаются в дикое состояние. Получить от них молоко почти невозможно. Олени трудноукротимы даже в упряжке. Они не в состоянии выносить продолжительных и регулярных поездок. Начало корякского и чукотского оленеводства. В настоящее время корякские и чукотские стада оленей довольно многочисленны. Но в прежние времена, вероятно, дело обстояло иначе. Среди различных групп коряков в Северной Камчатке и в местности, прилегающей к бухте Корфа, еще до сих пор существует несколько таких групп, которые в своем хозяйстве объединяют оленеводство и морской промысел. В то время как одна часть живет па берегу, ловит рыбу и охотится на тюленей, другая часть кочует с оленьими стадами на соседних горах. Обычно каждая группа имеет одно селение на берегу и несколько стойбищ внутри страны, каждое с одним стадом. Совершается постоянный обмен между обитателями селения на берегу моря и обитателями стойбищ. Каждый рыболов владеет некоторым количеством оленей, которые находятся на попечении одного из его родственников оленеводов. Время от времени он посещает кочевые стойбища, чтобы насладиться прелестями кочевой жизни в шатре из шкур. В свою очередь, оленевод также желает половить рыбы и поохотиться на тюленей и во время охотничьего сезона приходит к берегу. Стада у этих групп немногочисленны, так как внимание народа разделяется между оленеводством и морским промыслом. Не далее как в половине XVIII столетия предки жителей почти всех корякских селений Камчатки имели оленей, между тем как теперешние обитатели их живут исключительно рыболовством. В подобных же условиях, очевидно, скоро окажутся и пленные чукчи, живущие при устье Анадыря и вдоль морского берега от залива Св.Креста до мыса Эрри. Здесь только около половины стойбищ имеют небольшие стада. Кормятся же они главным образом тюленьим промыслом. Вероятно, чукчи лишь в XIX столетии стали собственниками многочисленных стад. Во время появления русских беспрерывные войны на корякской границе предпринимались чукчами главным образом с целью захвата у коряков оленьих стад. Так, например, по свидетельству Крашенинникова, чукчи в 1738–1739 гг. отняли у коряков стада на реках Опуке и Хатырке. Корякские рыболовы, живущие на реке Опуке, считают, что их предки были теми самыми оленеводами, стада которых отняли чукчи. В действительности опукские коряки говорят наречием пленных коряков и отличаются в некотором отношении от своих западных приморских соседей. Почти все чукотские рассказы о войнах с коряками объясняют эти войны теми все причинами. Оленные коряки описываются и этих рассказах имеющими большие стада, живущими исключительно от них и не занимающимися морским промыслом. Оленные чукчи представляются в качестве полуприморского племени с решительным отвращением ко всему, что находится вдали от морского берега, и с исключительной любовью к морской пище – китовому жиру и тюленьей ворвани, часто даже с риском для своей жизни добывающими пропитание. В сказании "Эленди и его сыновья" чукотская девушка, похищенная корякским воином и вынужденная сделаться ero женой, упрекает мужа за его образ жизни следующими словами: "Когда я жила с моими братьями, они кормили меня морским мясом и тюленьим жиром. Зачем ты надоедаешь мне своим всегдашним оленьим мясом". Возрастание чукотского оленеводства. Возрастание чукотского оленеводства падает преимущественно на второе 50-летие XIX столетия. Оно шло одновременно с продвижением чукоч в западном и южном направлении. При посещении мною местностей по Большому и Малому Анюю, лет двадцать пять спустя после пребывания там барона Майделя, туземцы говорили, что некоторые из тех семейств, которые во времена Майделя кормились за счет стад других владельцев, теперь в состоянии кормиться своими собственными стадами. На реке Омолон сын богатого оленевода, который при Майделе имел два стада, в это время имел пять больших стад, а двое из его родственников имели по три стада каждый. Но в 1901 г., по слухам, оленьи стада на Омолоне потерпели большой ущерб от копытной болезни. Раньше уже было упомянуто, что обитатели многих приморских селений стали переходить к оленеводству и что даже некоторые из азиатских эскимосов стали обзаводиться стадами оленей. Так, богатый эскимос Кувар на мысе Чаплина в начале XX столетия имел два больших стада, которые находились на попечении его друга – оленевода-чукчи. Он снабжал своего пастуха всеми американскими, русскими и эскимосскими товарами, необходимыми для потребностей его семьи... Богораз Владимир Германович Выдающийся отечественный этнограф и лингвист, общественный деятель и писатель; основатель советской этнографической школы. Родился в городе Овруч Волынской губернии, в семье учителя. В 1880 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, откуда перевелся на юридический факультет, но не окончил его, поскольку в 1882 г. был выслан на родину, а в 1883 г. арестован за участие в народовольческом движении; отсидел год в тюрьме. В 1886 г. отправлен в ссылку в Колымский округ Якутской губернии, где и начал научную деятельность; участвовал в экспедициях по изучению народов Севера. В 1899 г. уехал в США, где принял участие в экспедиции, организованной знаменитым антропологом Ф. Боасом. До 1904 г. работал в Американском музее естественной истории (Нью-Йорк). В 1906 г. — один из организаторов «Трудовой группы» в Государственной Думе. С 1918 г. сотрудник Музея антропологии и этнографии АН СССР, с 1921 г. профессор ряда ленинградских вузов. Член-корреспондент Академии наук СССР.
В. Г. Богораз — один из зачинателей изучения истории, этнографии, культуры и быта народов Севера, инициатор создания Комитета Севера при Президиуме ВЦИК и Института народов Севера. Среди его научных трудов выделяется фундаментальная монография «Чукчи», подготовленная в начале XX века и опубликованная в США на английском языке; три ее части были переведены автором на русский язык и вышли в СССР в 1934, 1939 и 1991 гг. Он получил известность и как лингвист, составивший грамматику и словарь чукотского языка, опубликовавший фольклорные тексты на чукотском, корякском, камчадальском языках, очерки грамматики эскимосского и ламутского (эвенского) языков. Широкую популярность имели повести, рассказы и стихотворения В. Г. Богораза, опубликованные под псевдонимом «Тан» (впоследствии он стал употреблять этот псевдоним вместе с настоящей фамилией). |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |