Особенности исследовательской практикиПервая проблема психологических исследований Интернета связана с существованием в психологии двух стратегий в организации исследовательской практики – в основе первого лежит объектный подход, а в основе второго – принцип субъектности. Первый предполагает формирование экспериментальной и контрольной групп через отнесение к группе испытуемых на основе объективных характеристик, второй – формирование группы на основе самокатегоризации испытуемых.[Антрополог и лингвист K.Pike предложил для описания двух подходов к изучению культуры термины etic и emic, образовав их из прилагательных phonetic и phonemic. Л.М.Смирнов поясняет эти термины следующим образом: "... опыт кросскультурных исследований ... недвусмысленно показал, что концепции и понятия, разработанные в рамках одной культуры для описания поведения людей, могут оказаться неадекватными для описания поведения в другой культуре, и заставил обратить серьезное внимание на проблему итического (etic) и имического (emic) подходов... при рассмотрении используемого метода надо знать, готовился ли он на базе и при учете специфики отдельной культуры (имический подход) или нацелен на выявление того, что должно быть представлено во всех культурах, и поэтому работа ведется с универсальными конструктами и понятиями (итический подход)".] В исследованиях, посвященных психологическим аспектам сетевой жизни, итический подход хорошо представлен работами К.Янг и большинства исследователей Интернет-аддикции, в которых поведение пользователей Интернета рассматривается как девиация по отношению к поведению, не опосредованному сетевыми ресурсами. Интернет-среда не рассматривается в этом случае как субкультура современного общества и, соответственно, процесс удовлетворения потребностей, построенный на использовании информационных технологий в качестве новых психологических орудий, выступает как патологический, отклоняющийся от норм, сформированных в доинформационную эпоху. Замена одного, ранее выработанного в обществе, способа удовлетворения потребности (например, в общении), на другой, так же социальный по своему происхождению, но менее привычный для носителей субкультуры психиатров (например, общение, опосредствованное чатом), квалифицируется как симптом. Сам же предмет (например, сетевая коммуникация), с помощью которого удовлетворяется данная потребность, выступает далее уже не как один из мотивов (в терминологии А.Н.Леонтьева), оказавшийся в силу еще невыясненных обстоятельств ведущим в структуре личности, а как действующая причина патогенеза – например, депрессии или аутизма. Другим примером изучения психологических особенностей пользователей с точки зрения универсальных концептов, разработанных для описания психики на надисторическом и надкультурном уровне, могут служить работы, в которых испытуемые отбираются в экспериментальную и контрольную группы на основе объективных показателей их сетевой активности, в первую очередь, длительности и частоты пользовательских сеансов. Такие показатели как сформированность сетевой идентичности или место Интернета в структуре деятельности субъекта не учитываются при этом вовсе, а эмоциональная вовлеченность в сетевую жизнь рассматривается скорее как показатель "ухода в виртуал", что, в свою очередь, расценивается как вариант "ухода в болезнь". Непринятие во внимание личностных смыслов, участвующих в регуляции сетевого поведения, и фактический отказ от принципа субъектности приводят к интересным и часто неожиданным для самих исследователей результатам. Sm Так, в работе В.Караваевой, выполненной под нашим руководством, было обнаружено, что среди школьников, много времени проводящих в Сети, девятиклассники отличаются повышенной тревожностью, а школьники 11=х классов обладают более высокими коммуникативными навыками, чем их сверстники. Без обращения к "социальной ситуации развития" подростка, освоившего Интернет, объяснение этим фактам найти было довольно трудно. Общение в чатах называется "вялотекущей и бесконечной" беседой, характеризующейся для постороннего наблюдателя "феерической пустотой" [с.149–151]106. Однако, по мнению В. и Е.Нестеровых, впечатление о том, что в чатах нет ничего, кроме перемалывания времени в пустопорожних беседах, объясняется невключенностью исследователей в действие, так как нельзя понять сути чата, не участвуя в нем. С точки же зрения участника, чат – это не клуб знакомств, это реальная жизнь, проживаемая в ином мире; посетители чата не общаются в нем, они в нем живут. Поэтому, считают авторы, "бытийная" функция чата является первичной. В этом смысле виртуальное пространство оказалось не суррогатом, оно не копирует, примитивизируя, реальный мир, а предоставляет человеку уникальные возможности, которые отсутствуют в реальном мире. Sm Вторая проблема изучения Интернета носит уже содержательный характер. В корпусе текстов, посвященных Интернету, отчетливо выделяются своей драматичностью и насыщенностью мрачными предсказаниями две темы – тема хакеров и тема аддикции. Действительно, тема защиты информации от сетевых вандалов и защита личности от формирования зависимости может актуализировать потребность в безопасности у многих людей, безразличных к другим проблемам жизни в Сети. Первое поколение хакеров создало не только определенную идеологию сетевой жизни, но и само, превратившись уже в легенду, выступает как объект мифотворчества. В мифологическом сюжете, лежащем в основе культуры современного Интернета, хакер выступает в роли героя. Главное свойство героя – это способность совершать поступки, что в мифе означает способность пересекать границы запретов. Таким образом, мифологическим первопредком любого путешествующего по Сети оказывается хакер. К образу хакера как мало к чему другому в современной жизни может быть отнесено следующее описание мифологического героя, данное Ю.М.Лотманом: он может "как берсерк устремляться в бой, нарушая все его правила: голым или в медвежьей шкуре, воя как зверь и убивая и своих, и чужих. Он может быть благородным разбойником или пиккаро, колдуном, шпионом, сыщиком, террористом или суперменом – существенно, что он способен совершать то, что другим запрещено, и пересекать структурные границы культурного пространства". Так что каждый пересекающий границы сайтов на мифологическом уровне воспроизводит "первоначальное", т.е., по М.Элиаде, совершенное когда-то в Начале времен и потому основополагающее для существования этого мира, действие – действие культурного героя Интернет-мира – хакера. Наряду с двойственным образом героя/трикстера, культура Интернета и исследовательские гипотезы, включенные в поле действия ее образов, содержат еще одно двусмысленное представление. Это – само представление о коммуникации, связи, всеобщей связанности посредством Всемирной Сети. Главным достоинством Интернета является его способность обеспечить связь пользователя со всем миром; но это же ощущается многими и как главная угроза жизни современного человека. Связь или манипуляция; religio или аддикция – вот "проблемы души современного человека", предсказанные еще К.Г.Юнгом. М.Элиаде в своей работе "Азиатская алхимия" так описывает эту мифологему связи. "Индийское мышление уяснило, что разбросанность и несвязанность равноценны небытию; что для истинного существования нужны единство и цельность. И наиболее подходящими образами для выражения всего этого были нить, паук, ткань и ткачество. Паутина прекрасно показывала возможность "объединить" пространство". Но, как известно, архаическое мышление строится на системе оппозиций (см., например,), а архетипический образ, по Юнгу, амбивалентен. В образе нити мы сталкиваемся как раз с такой ситуацией: когда речь идет о "правильных" отношениях, возникает образ "связующей нити", в противном случае – о "сковывающих путах". М.Элиаде пишет об этом так: "Образы нити, веревки, обязательства и ткани двусмысленны; они выражают и привилегированное положение (быть прикрепленным к Богу, относиться к космической первопричине) и жалостную, даже трагическую ситуацию (быть обусловленным, закованным, предуказанным и т.д.). В обоих случаях человек не свободен. Но в первом он живет в постоянном общении со своим Создателем; во втором он чувствует себя узником судьбы, связанным "магией" или собственным прошлым". На основе исследований представлений, отраженных и в мифах, и в целительских практиках примитивных народов, и в переживаниях современных европейцев, Элиаде делает следующий вывод: "образы нити постоянно встречаются в воображении и размышлениях человека – что свидетельствует об их соответствии чрезвычайно глубокому опыту, и в конце концов раскрывают человеческую ситуацию, которая кажется непередаваемой другими символами или понятиями". Кузнецова Юлия Михайловна
Окончила факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1991 г. Кандидат психологических наук. Область научных интересов — психология развития, самосознание, ценностная сфера.
Чудова Наталья Владимировна Окончила факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1982 г. Кандидат психологических наук. Область научных интересов — когнитивная психология, образ мира.
|
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) 2022. 1656 с. Твердый переплет. 169.9 EUR
Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее) 2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее) URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати
В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее) 2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) |