Пьянство как объект изученияЧто такое пьянство? Обратившись к Толковому словарю С. И. Ожегова, мы найдем краткие определения этого понятия и близких ему слов: "Пьянство – потребление спиртных напитков без всякой меры", "Пьющий – злоупотребляющий спиртными напитками", "Пьяный – сильно выпивший спиртного". Они имеют отдаленную связь с культурой поведения и никак не характеризуют культуру народа, и, тем не менее, в обществе бытует устойчивое убеждение, что пьянство – традиционно присущая, неотъемлемая часть русской культуры. Или же более того: в обычном представлении пьянство и вовсе выносится за границы культуры, как явление принципиально ей противостоящее. В рамках данного исследования хотелось бы обратиться к истории существующего феномена, в поисках его смысла в русской жизни (как в плане повседневности, так и в ее широком историческом понимании). Исследуя явления культуры, уместно обратиться к высказываниям ведущего отечественного культуролога А. Я. Флиера, который подчеркивает: "Культура – это вся социальная практика человечества, вся совокупность норм, обычаев и нравов. И каннибализм жителей Андаманских островов, как часть их религиозного ритуала, – это такое же явление культуры, как и творчество Леонардо да Винчи. С наших европейских позиций Леонардо – это гораздо лучше; а если спросить жителя Андаманских островов, что ему больше нравится? Согласно взглядам современной науки, культура – это набор "социальных конвенций", то есть разделяемых правил, гласящих, что и как можно делать, а что и как нельзя, и выражаемых в традициях, нравах обычаях, законодательстве, этикете, приличиях и т. п. каждого народа" [Флиер, с. 4]. Набор социальных конвенций и определяет жизнь общества. И здесь вновь следует вспомнить слова А. Я. Флиера: "культура – это прежде всего метод управлением обществом. Такой же, как политика, идеология, экономика, религия и т. п. Просто политика управляет средствами насилия или угрозой таковых, идеология – средствами манипуляции общественным сознанием, экономика – нашими материальными интересами, а культура (в узкоотраслевом ее понимании) – путем манипуляции заученными с детства стереотипами социального поведения и миропонимания (т. е. манипуляцией воспоминаниями о детстве, о принципах полученного воспитания и образования)" [Флиер, с. 5–6]. Какое место может отводится в манипулировании общественным сознанием пьянству? Как это явление перешло в область манипулирования, когда и как это происходило, как возникли стереотипы социального поведения и миропонимания? Связаны ли они только с воспоминаниями о детстве, с полученным воспитанием и образованием индивида или еще чем-то более глубоким, переходящим от поколения к поколению? Иными словами, связано ли данное явление жизни только с сознанием или также и подсознанием, с коллективным бессознательным по К. Г. Юнгу или, как говорят исследователи социоестественной истории, с общественным бессознательным? Если имеется связь с общественным бессознательным, а это может установить только конкретный исторический анализ, то нужно искать глубинные корни данного негативного явления русской культуры в истории народа, его жизненном пути. Но с какого времени и как искать? Это вопросы одновременно и теории и практики культурологического анализа. С чем и как связано рассматриваемое нами культурное явление: с культурой как властью, как репрессией, насилием, как идеологией, как культурой лишения жизни, как информацией, как виртуальной реальности? Установление и поддержание порядка – это по большому счету – осуществление власти. Функции любой власти именно в этом и заключаются – в установлении и поддержании социального порядка в обществе. Как же в таком случае следует расценивать появление на Руси царских кабаков? Наконец, любая национальная культура делится на множество социальных субкультур, в полном соответствии с социально стратификацией, каждая субкультура имеет свою историю, связанную с историей других субкультур. Является ли пьянство характерным элементом всех субкультур или только отдельных? С одной стороны, культура дифференцируема. С другой стороны, субкультуры объединяемы общими чертами, которые в свою очередь дифференцируемы. Обратимся за ответами, прежде всего, к русским историкам, отражающих содержательную основу культуры: нравы, обычаи, стереотипы сознания и поведения. -екларируемо прямо или косвенно, но между историками существует схожее мнение: пьянство – социальное явление русской жизни, которое в общественном сознании признается, как изначально присущее народу. Первый в русской исторической науке и до сих пор один из самых глубоких исследователей русской жизни Н. И. Костомаров писал: "Русский народ издавна славился любовью к попойкам. Еще Владимир сказал многознаменательное выражение: "Руси веселие пити: не можем без того быти!"". Ученый утверждает почти сакральное отношению народа к процессу пития крепких напитков: "Русские придавали пьянству какое-то героическое значение. В старинных песнях доблесть богатыря измерялась способностью перепить других и выпить невероятное количество вина". Лучшие проявления человеческих чувств и хмельные напитки у русского народа по Костомарову объединены неразрывной связью: "Радость, любовь, благосклонность находили себе выражение в вине". По представлениям Костомарова, вино, точнее потребление его, как ценность в истории русского общества стояло выше ценности жизни: "Если высший хотел показать свою благосклонность к низшему, он поил его, и тот не смел отказываться: были случаи, что знатный человек ради забавы поил простого, и тот, не смея отказаться, пил до того, что падал без чувств и даже умирал. Знатные бояре не считали предосудительным напиваться до потери сознания и с опасностью потерять жизнь... простой народ находил, что ничем так нельзя почитать праздника, как пьянством,... "кто празднику рад, тот до свету пьян", – говорил и говорит народ великорусский" [Костомаров, с. 114, 126]. Однако только ли русским свойственно пить в праздники? Только ли русские хвастаются своей способностью много выпить? Или это свойственно многим народам? Справедливы ли безапелляционно-резкие утверждений исследователя можно определить лишь в сравнении с другими народами. Особенно важны в данном случае свидетельства иностранцев, посещающих Россию. Об этом мы еще будем писать, сейчас же заметим, что до середины XVI века иностранцам не бросалась в глаза ни любовь русских к попойкам, ни привычка русской знати напиваться до бесчувствия, ни повальное пьянство народа. Какой вывод можно сделать из таких свидетельств: или названные явления не были характерными для русской жизни, или же они были аналогичными европейским в то время. Различия нравов иностранцы фиксируют лишь для следующего XVII века. Следовательно, мы вправе предположить, что отличия русских от других народов Европы в питии спиртных напитков долго не были принципиальными и только в более позднее время стали таковыми, а потом взгляд из будущего без оснований распространялся на прошлое. * * * Согласно исследованию Похлебкина до XV века на Руси употреблялись следующие алкогольные напитки: привезенные из Византии и стран Средиземноморья в готовом виде (виноградное вино, преимущественно красное); получаемые путём естественного сбраживания местных продуктов природы – берёзового сока, мёда, сока ягод без дополнительного приготовления: без добавления дрожжей, варки и т. п.; получаемые путём искусственного сбраживания зерновых продуктов (ржи, ячменя, овса) после варки (кипячения) сусла, с добавлением трав (хмеля, зверобоя, полыни); получаемые путём искусственного сбраживания мёда или путём комбинации искусственно сброженного мёда с продуктами искусственно сброженного зерна. получаемые путём возгонки сброженных зерновых продуктов. Из перечисленных напитков крепким являлись только те, что приготовлялись путем сбраживания меда и возгонки. Крепость этих алкогольных напитков была довольно высокой и опьяняющее воздействие – сильным, поскольку медовое сусло было чрезвычайно богато сахаром, потому напиток оказывался богатым спиртом. (Среди пословиц, которые находим у -аля, это различие крепости напитков косвенно также уловимо: Терпи горе: пей мед, Отвага мед пьет и кандалы трет.) Говорить о развитии производства алкогольных напитков из иных полуфабрикатов, нежели мёд (то есть из зерна злаковых растений) можно только со второй половины XI века. Это производство родилось как побочная и случайная ветвь хлебопечения и было тесно связано с разделением церквей на православную и католическую (то есть с применением либо пресного, либо дрожжевого, "квасного", хлеба для причастия). Аквавита, изобретенная алхимиками Прованса в 1333–1334 гг., возможно была завезена в Россию в 1386 году генуэзцами. Этот напиток был призван чрезвычайно крепким и возможным для употребления лишь в лекарственных целях, исключительно разбавленным водой. По мнению Похлебкина, вполне вероятно, что традиция разводить винный спирт водой и дала с этого времени начало русской модификации водки, хотя, возможно, был и другой путь: появление водки из развивавшихся технологий (отчасти из медоварения) сформировавшихся к ХIII–XIV вв. Так или иначе, неважно, когда именно на Русь приходит знание о технологии возгонки, т. е. производства водки – крепкого спиртного напитка, важно, когда это знание стало социально востребованнным. В связи с изложенным для исследователя русской культуры в отношении пьянства неизбежна постановка двух главных вопросов.
Юлия Эдуардовна КУЛЬПИНА Культуролог, старший научный сотрудник Московского музея современного искусства, редактор журнала "ДИ" и газеты "Академия". В 2000 г. окончила Высшую школу культурологии Московского государственного университета культуры и искусств. По окончании вуза преподавала в ВШК спецкурс по истории цивилизаций и спецкурс по социоестественной истории. Ю. Э. Кульпиной опубликован ряд научных статей, посвященных истории и культуре России, – в отечественных журналах, таких как "Общественные науки и современность", "Терминоведение", "Философия и общество", "Мир психологии" и др., а также в сборниках статей по социоестественной истории. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |