Предисловие.........................6 Глава 1. Сегментация и оценка мирового рынка нанопродуктов.............11 1.1. Использование терминов «нанотехнологий», «наноматериалы» и «нанопродукты» в описании рынка............................11 1.1.1. Нанотехнологий.......................................11 1.1.2. Наноматериалы.......................................18 1.1.3. Нанопродукты........................................21 1.1.4. Развитие терминологических стандартов...................24 1.2. Сегментация рынка нанопродуктов ведущими аналитическими и консалтинговыми компаниями..............................25 1.2.1. Профиль компаний и используемые методики.........25 1.2.2. Неоднозначность оценок емкости рынка...................32 1.2.3. Используемые схемы сегментации рынка..................35 1.3. Концентрическая модель рынка нанопродуктов....................41 1.4. Классификация нанопродуктов................................43 1.4.1. Выделение областей применения нанопродуктов.............43 1.4.2. Наноматериалы.......................................46 1.4.3. Индустриальные секторы...............................47 1.4.4. Проблемы отнесения нанопродуктов к патентной классификации.............................58 1.5. Состояние и тенденции продаж нанопродуктов в секторах и сегментах мирового рынка.............................................61 1.6. Прогнозируемые продажи наноматериалов, находящихся в разработке....................................72 1.6.1. Твердые наночастицы..................................72 1.6.2. Полые наночастицы....................................72 1.6.3. Наноразмерные тонкие пленки...........................76 1.6.4. Наноструктурные монолитные материалы..................78 1.6.5. Нанокомпозиты.......................................80 Глава 2. Структурное построение и государственное регулирование наноиндустрии за рубежом................................................83 2.1. США......................................................83 2.2. Япония....................................................94 2.3. Европейский союз..........................................102 2.4. КНР.....................................................114 2.5. Израиль..................................................120 2.6. Республика Корея..........................................123 2.7. Индия.........................................................125 Глава 3. Интеллектуальное ядро мировой наноиндустрии нанотехнологические научно-образовательные центры....................133 3.1. Виды НОЦ в области нанотехнологий и наноматериалов..........133 3.2. Структурные модели нанотехнологических НОЦ..................138 3.2.1. «Кластерная» модель..................................139 3.2.2. «Сетевая» модель.....................................141
3.2.3. «Кластерно-сетевая» модель............................144
3.2.4. «Очаговая» и «точечная» модели........................147
3.3. Механизм управления (регулирования деятельности) ведущих
нанотехнологических НОЦ.................................147
3.3.1. Преференции и льготы на макроуровне....................147
3.3.2. Источники финансирования и особенности
планирования деятельности............................152
3.3.3. Взаимосвязь с корпоративным сектором...................155
3.3.4. Специализация и профиль
интеллектуального продукта...........................160
3.3.5. Особенности организации учебного процесса...............163
3.3.6. Конкурентные преимущества и недостатки..................173
3.3.7. Направления взаимодействия и сотрудничества..............185
Глава 4. Участие промышленных, общественных, венчурных организаций
в формировании рынка нанопродуктов и его инфраструктуры.............. 188
4.1. Промышленные производители..............................188
4.1.1. Тенденции консолидации глобальной
наноиндустрии......................................188
4.1.2. Инвестиции, партнерства, поглощения
и запуск новых предприятий...........................193
4.1.3. Конкурентное положение малых и средних фирм...........201
4.2. Инновационные кластеры...................................202
4.2.1. Опыт «Силиконовой долины»...........................202
4.2.2. НанокластерОлбани(штатНью-Йорк)....................206
4.2.3. Кластерный подход к интеграции науки
и образования в рамках корпорации Cisco Systems..........212
4.2.4. Общие особенности развития кластеров
в наноиндустрии.....................................220
4.3. Общественные и потребительские организации..................226
4.3.1. Общественные профессиональные организации.............226
4.3.2. Центр надежных технологий...........................229
4.3.3. SEMATECH..........................................230
4.3.4. ITRS................................................233
4.3.5. Европейская ассоциация нанобизнеса....................233
4.4. Венчурные фонды.........................................234
4.4.1. Венчурные компании на рынке нанотехнологий............234
4.4.2. Механизм работы венчурных фондов КНР и Израиля........237
Глава 5. Становление наноиндустрии и рынка нанопродуктов Российской
Федерации.............................................................241
5.1. Маркетинговые исследования операторов наноиндустрии........241
5.1.1. Состояние и результаты деятельности
основных операторов наноиндустрии....................241
5.1.2. Фазы коммерциализации нанотехнологий.................257
5.1.3. Ключевые параметры и прогноз развития секторов
рынка нанопродуктов.....................................265
5.1.4. Конкурентная позиция наноиндустрии, потребности организаций в кооперации
и в дополнительном финансировании....................270
5.1.5. Отношение населения
к распространению нанотехнологий.....................273
5.2. Направления развития рынка
и его инфраструктуры.....................280
5.2.1. Ускоренное формирование рынка результатов интеллектуальной деятельности (РИД)
в сфере нанотехнологий...............................280
5.2.2. Снижение барьеров, препятствующих коммерциализации нанотехнологий.....................283
5.2.3. Минимизация рисков операторов рынка..................288
5.2.4. Расширение системы индикации
рынка нанопродуктов.................................290
5.2.5. Создание нанопродуктовых кластеров....................292
5.2.6. Переход к комплексному финансированию производственно-технологических цепочек разработки, производства, реализации
и использования нанопродуктов.........................295
5.2.7. Встраивание систем сбыта нанопродуктов
в действующие и создание новых каналов дистрибуции......296
5.2.8. Комплексное продвижение нанопродуктов
на отечественный и мировые рынки наукоемкой
продукции..........................................300
Библиография...................................311
|