URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Мельников В.И. Совет Безопасности РФ в государственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Обложка Мельников В.И. Совет Безопасности РФ в государственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Id: 119614
388 р.

Совет Безопасности РФ в государственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

URSS. 2011. 112 с. ISBN 978-5-397-01751-0.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Настоящая монография заместителя председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.И.Мельникова посвящена изучению политико-правовых аспектов деятельности Совета Безопасности и его роли в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Впервые в отечественной науке обозначены все основные вехи процесса становления Совета как конституционного органа, его отличия от аналогичных структур в зарубежных... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
1Совет Безопасности Российской Федерации как конституционный орган: динамика и специфика развития
 1.1.Создание Совета Безопасности Российской Федерации и становление его нормативно-правовой базы
 1.2.Совет Безопасности Российской Федерации и аналогичные структуры в странах дальнего и ближнего зарубежья: общее и особенное
2Правовой статус и место Совета Безопасности Российской Федерации в государственной системе обеспечения национальной безопасности России
 2.1.Статус и место Совета Безопасности Российской Федерации в системе государственных органов в "Концепции национальной безопасности России"
 2.2.Статус и место Совета Безопасности Российской Федерации в Федеральном законе "О безопасности", его развитие в "Положениях о Совете Безопасности", утвержденных указами президента Российской Федерации, и в проекте нового закона Российской Федерации "О безопасности"
 2.3.Правовой статус секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
 2.4.Статус и место Совета Безопасности Российской Федерации в "Стратегии национальной безопасности" и проекте закона "О безопасности"
3Организационно-правовые формы деятельности и рабочие органы Совета Безопасности Российской Федерации
 3.1.Организационно-правовые формы деятельности Совета Безопасности Российской Федерации
 3.2.Рабочие органы Совета Безопасности Российской Федерации
  3.2.1.Межведомственные комиссии Совета Безопасности Российской Федерации
  3.2.2.Научный совет при Совете Безопасности Российской Федерации
  3.2.3.Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации
4Проблемы региональной безопасности в деятельности Совета Безопасности Российской Федерации
Заключение. Основные выводы и предложения
Библиография

Введение
top

Самоидентификация государства, т.е. осознание и определение им своих места и роли в глобальном мире, как свидетельствует история человечества, неизбежно вызывает и необходимость выработки государством и соответствующим ему обществом системы своей национальной безопасности (далее – НБ).

Сам термин "национальная безопасность" по содержанию является одним из наиболее сложных по своим составляющим и может включать в себя практически все сферы государственной, общественной, экономической, социальной, духовной, международной жизни. Из перечня этих сфер каждым государством в зависимости от определения им своего места в глобальном мире выделяются приоритетные для него виды национальной безопасности.

Исходя из этого, каждым государством осуществляется структурирование форм обеспечения выделенных видов национальной безопасности (как всех их в комплексе, так и по каждому виду отдельно) путем создания соответствующего органа, определения его задач, направлений и форм деятельности и наделения его соответствующими правами и обязанностями. Как правило, статус такого органа определяется либо конституцией государства, либо иными законодательными актами высшего уровня.

В Конституции РФ обеспечение национальной безопасности прописано как один из главных приоритетов в задачах государства и общества.

Согласно ст.80 Конституции РФ главой российского государства является президент. Именно он гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и в этом качестве является высшим должностным лицом в системе государственных органов обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с п."ж" ст.83 Конституции РФ президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации – конституционный орган, который рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

Эти позиции, вытекающие из указанной статьи Конституции РФ, изложены в правовой базе, непосредственно определившей статус Совета Безопасности РФ (далее – СБ) – Федеральном законе "О безопасности", вступившем в силу в 1992 г. (в частности, в его 3=м разделе).

Закон, таким образом, вступил в силу до принятия в декабре 1993 г. Конституции РФ, однако это обстоятельство, с учетом того, что его принятие состоялось в новых политических и экономических условиях России как суверенного государства, не умаляет его правовые качества, в целом он вписался в основные принципы обеспечения национальной безопасности, определенные Конституцией РФ.

Пунктом "ж" ст.83 Конституции РФ предусмотрено, что "статус Совета Безопасности определяется федеральным законом", т.е., в буквальном понимании, отдельным законом, однако законодатель до настоящего времени не реализовал этот путь, оставив нормативной базой деятельности СБ указанную выше главу федерального закона 1992 г. и издаваемые на его основе "Положения о Совете Безопасности", утверждаемые указами президента Российской Федерации.

Концептуальные и методологические основы деятельности Совета Безопасности, в этом смысле определяющие его место в государственной системе обеспечения национальной безопасности, дополнены утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N1300 "Концепцией безопасности РФ".

Существенной стала корректировка этого документа, осуществленная президентом РФ в 2000 г., с целью сделать "Концепцию" более адаптированной к изменившимся внутри России и вне её условиям.

Однако в этой связи принципиально важным представляется указать на сложившееся общее мнение представителей государственных структур, научных кругов, непосредственных исполнителей упомянутой нормативной базы, а главное – высшего руководства страны о том, что она существенным образом устарела.

Это обусловлено кардинальными изменениями в статусе российского государства и общества в начале XXI в. Эти изменения произошли как во внутренних факторах (экономическая и общественно-политическая стабилизация, происходящее в российском обществе осознание необходимости укрепления национальной безопасности как общенациональной задачи и особенно в свете завершения военной фазы в урегулировании в Чечне и кавказского кризиса августа 2008 г.), так и во внешних – Россия демонстрирует свою растущую роль на мировой арене, в том числе и в первую очередь в системе глобальной безопасности и необходимости модернизации последней.

Именно исходя из этих глобально-стратегических оснований президенты РФ, сначала В.В.Путин, а затем Д.А.Медведев, дали ряд поручений, в соответствии с которыми созданной в июле 2008 г. межведомственной комиссией Совета Безопасности подготовлены новые проекты закона "О национальной безопасности" и "Стратегии национальной безопасности РФ".

Автор данной книги является одним из непосредственных участников разработки этих документов.

"Стратегия национальной безопасности РФ", утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N537, в значительной, но далеко не в полной мере устранила указанную выше "устарелость" регламентации статуса СБ с точки зрения его роли и места в общегосударственной системе обеспечения НБ, не решив, однако, проблему "осовременивания" его именно правового положения. Внесение же в Федеральное Собрание упомянутого выше законопроекта "О безопасности", в котором эта проблема проработана, затянулось, он внесен в Государственную Думу президентом России только в июле 2010 г. (Следует обратить внимание на то, что наработанный упомянутой выше рабочей группой Совета Безопасности законопроект носил название "О национальной безопасности", при внесении же его в Федеральное Собрание это словосочетание изменено, хотя в самом тексте указано на идентичность понятий "безопасность" и "национальная безопасность".)

В российской науке изучению правового статуса, форм и организации деятельности Совета Безопасности уделено значительное внимание. Этому институту государственной власти и управления посвятили свои труды В.И.Булавин, А.В.Возжеников, Б.В.Дрейшев, В.В.Дятленко, Р.Ф.Идрисов, А.А.Кокошин, В.Л.Манилов, М.А.Митюков, В.П.Назаров, А.В.Ополев, А.А.Прохожев, В.Б.Рушайло, С.В.Степашин, А.Я.Сухарев, С.В.Смульский и др.

В работах коллег содержится анализ и освещение различных сторон статуса, деятельности, структуры, полномочий этого органа, критериев оценки его эффективности, степени влияния на него различных, в том числе политических факторов (как объективных, так и порой субъективных), рассматриваются и отдельные аспекты правового статуса Совета Безопасности.

Многие авторы при этом настаивают на необходимости принятия отдельного закона "О Совете Безопасности", обосновывая свою позицию, с одной стороны, прямым, по их мнению, указанием на это, содержащимся в п. "ж" ст.83 Конституции РФ, а с другой – тем, что такой закон будет четко регламентировать компетенцию СБ и способствовать повышению эффективности его деятельности. В ряде работ та проблема обходится стороной.

Обоснования возможности непринятия такого закона и, более того, нецелесообразности этого в нашей научной литературе практически не содержится. Предполагается, что при изложении гл.1 настоящей работы автор обоснует одну из указанных позиций.

Характерно, что в большинстве трудов, особенно датированных 2000=ми годами, особое внимание уделяется уже упомянутому выше несоответствию действующих закона 1992 г. и "Концепции" новым реалиям, в которых существует Россия, указывается на необходимость существенного обновления действующей правовой базы в этой сфере.

Однако объемного правового анализа статуса Совета Безопасности как конституционного органа в целом, организации и форм его деятельности на всех направлениях, определенных Конституцией РФ и действующим Федеральным законом "О безопасности", в них не содержится.

В научной литературе по данной проблематике не дается сравнительно-правовой анализ нормативной базы деятельности СБ и его структур в ее развитии за весь период его существования, слабо акцентированы имеющиеся в этой базе пробелы как правового, так и государственно-управленческого характера.

Практическое отсутствие научных публикаций указанного плана стало одной из трудностей, с которой столкнулся автор в проводимом исследовании.

Устранению этого пробела в научно-правовом осмыслении статуса Совета Безопасности, как одного из важнейших институтов в системе обеспечения национальной безопасности России, и посвящена предлагаемая работа.

С учетом уже отмеченной выше проблемы "отсталости" существующей правовой базы деятельности СБ, ее недостаточного научного обобщения делается попытка дать сравнительно-правовой анализ действующего законодательства в сопоставлении с новыми нормативными актами, уже принятыми ("Стратегия национальной безопасности") или находящимися в высокой степени готовности (проект закона "О безопасности").

В работе также рассматривается вопрос о правовом и организационном оформлении сочетания в деятельности Совета Безопасности проблем национальной (федеральной) и региональной (федеральный округ – субъект РФ – органы местного самоуправления) безопасности, так как проблематика региональной безопасности активно прорабатывается в указанном плане в субъектах Федерации. Сам же механизм учета и реализации региональной безопасности в обшегосударственной системе НБ в правовом оформлении и на практике, как представляется, отработан недостаточно.

Научное осмысление этой важнейшей составляющей НБ также находится в начальной стадии: достаточно сказать, что даже в одном из немногих учебников по теории НБ аспект региональной безопасности освещен весьма скупо и на минимальной фактической базе. Публикации о комплексном подходе к региональной безопасности (а не отдельным ее видам), ее возможном включении в систему деятельности СБ также единичны.

Главной целью настоящего исследования является не только анализ правового статуса Совета Безопасности Российской Федерации, но и стремление внести позитивные и конструктивные предложения по его совершенствованию в интересах повышения эффективности функционирования общегосударственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом.

Это является одной из основных конституционных обязанностей президента России, а Совет Безопасности – его важнейший инструмент, который, как отмечено на заседании Совета Безопасности РФ по вопросу "О Стратегии национальной безопасности до 2020 года и комплексе мер по ее реализации", предназначен для осуществления мер "обеспечения национальной безопасности, направленных на реализацию политического курса страны, достижение стратегических национальных приоритетов через консолидацию усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества".


Об авторе
top
Владимир Ильич МЕЛЬНИКОВ (род. 1953)

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности.

Выпускник факультета правоведения Иркутского государственного университета (1975), факультета государственного и муниципального управления Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по специализации "национальная безопасность" (1999) и факультета переподготовки и повышения квалификации Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил по специальности "Оборона и безопасность Российской Федерации" (2004).

В 1975–1992 гг. проходил военную службу в КГБ СССР. В 1993–2000 гг. полномочный представитель Президента Российской Федерации в Читинской области и член Военных cоветов Забайкальского Военного округа и 53 ракетной армии РВСН. В 2000–2001 гг. работал в Аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Главным федеральном инспектором в Читинской области и Агинском автономном округе. С 2001 г. по настоящее время – член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности.

Награжден медалями "За службу в Вооруженных силах", "За отличие в охране государственной границы", орденом "Дружбы".