Статьи, составившiя содержанiе "Сборника", печатались въ разное время на страницахъ западно-европейскихъ соцiалистическихъ органовъ, – главнымъ образомъ, редактируемаго Каутскимъ научнаго органа германской соцiалъ-демократiи: "Die Neue Zeit". Трудность доставать въ Россiи соответствующiе матерiалы не могла до известной степени не отразиться на подборе статей (какъ и на полноте составленнаго нами указателя литературы объ историческомъ матерiализме). На первое место мы поставили дискуссiю объ историческомъ матерiализме, которую Каутскiй велъ въ 1896 г. съ англiйскимъ соцiалистомъ Бельфортъ-Баксомъ, и которая, иа нашъ взглядъ, имеетъ кардинальное значенiе для выясненiя основныхъ вопросовъ матерiалистическаго пониманiя исторiи. Несмотря на тое что дискуcсiя эта во многихъ местахъ переходитъ въ полемику по частнымъ вопросамъ, вытекающимъ изъ основной темы, мы привели ее почти полностью, опустивъ лишь полемику по совершенно случайнымъ поводамъ. Вторая дискуссiя, помещенная въ "Сборнике", – известный публичный диспутъ объ идеалистическомъ и матерiалистическомъ пониманiи исторiи между Лафаргомъ и Жоресомъ. Какъ частная иллюстрацiя къ обеимъ дискуссiямъ, следуютъ две статьи – Штиллиха: "Греческая философiя съ точки зренiя матер. пониманiя исторiи", – представляющая рефератъ книги Eleutheropulos'а, – и Лафарга: "Экономика, естествознанiе и математика". Статья Энгельса была имъ написана, какъ предисловiе къ англiйскому изданiю "Развитiя научнаго соцiализма". Первыя четыре страницы нами опущены, какъ не представляющiя интереса для русскаго читателя. Статья Каутскаго: "Бернштейнъ и матер. пониманiе исторiи" взята изъ серiи его статей о Бернштейне, печатавшихся въ "Neue Zeit"; по содержанiю своему она значительно отличается отъ соответствующей главы въ его переведенной уже на русскiй языкъ книге: "Анти-Бернштейнъ". Изъ остальныхъ статей "Размышленiя о матер. пониманiи исторiи" Сореля и статья Крауза о марксизме и контизме были напечатаны въ органе немецкихъ ревизiонистовъ – "Socialistische Monatshelfte", остальныя – въ "Neue Zeit". Собственно-философскимъ проблемамъ, связаннымъ съ историческимъ матерiализмомъ, посвящены три статьи: Штерна, который въ схематической форме проводитъ параллель между матерiализмомъ натуръ-философскимъ, историческимъ и спинозизмомъ; Цеттербаума, который занимается методологическимъ обоснованiемъ историческаго матерiализма, и Адлера, устанавливающаго тождество принциповъ дiалектическаго матерiализма Маркса и Энгельса, съ одной стороны, и ученiя Маха и Авенарiуса – съ другой. Последней въ "Сборникъ" вошла статья Каутскаго: "Три кризиса марксизма", написанная имъ къ 20-ой годовщине смерти Маркса; хотя она не имеетъ прямого отношенiя къ проблемамъ историческаго матерiализма, мы выбрали ее заключительной статьей для "Сборника", такъ какъ она ставитъ въ одну историческую перспективу все такъ называемые кризисы марксизма. С.Бронштейнъ (Семковскiй)
Берлинъ. 1 мая 1908 г. Энгельс Фридрих
Выдающийся немецкий философ, социолог, экономист, ближайший друг и соратник Карла Маркса. Родился в Бармене (современный Вупперталь), в семье текстильного фабриканта. В молодости примыкал к радикально-оппозиционному литературному направлению «Молодая Германия». В 1842 г. в Кёльне впервые встретился с Марксом. Принимал активное участие в работе Союза коммунистов, а также в массовых народных выступлениях конца 1840-х гг. В 1864 г. стал одним из руководителей 1-го Интернационала. После смерти Маркса подготовил к изданию 2-й и 3-й тома «Капитала».
Фридрих Энгельс является одним из основоположников материалистического понимания истории. Совместно с Марксом он предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Величайшей заслугой Энгельса является завершение, издание и пропаганда «Капитала» — труда всей жизни Маркса. Кроме того, он написал ставшие классическими работы по философии и социологии, в число которых входят «Анти-Дюринг» (1878), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), а также «Происхождение семьи, частной собственности и государства», впервые вышедшая в 1884 г. Каутский Карл
Немецкий социал-демократ, центрист, один из лидеров 2-го Интернационала. В 1874 г. примкнул к социалистическому движению. С конца 1870-х гг., а особенно после знакомства в 1881 г. с К. Марксом и Ф. Энгельсом, начал переходить на позиции марксизма. В 1883–1917 гг. — редактор теоретического журнала германских социал-демократов «Die Neue Zeit» («Новое время»). В 1880–1900-е гг. написал ряд работ, пропагандировавших марксистские идеи. Перед Первой мировой войной отошел от революционного рабочего движения, проводя линию на примирение с ревизионистами. Октябрьскую революцию встретил враждебно. В 1917 г. участвовал в создании Независимой социал-демократической партии Германии.
Большинство трудов К. Каутского было переведено на русский язык. Широкую известность получили его работы: «Этика и материалистическое понимание истории» (М.: URSS), «К критике теории и практики марксизма („Антибернштейн“)» (М.: URSS), «Экономическое учение Карла Маркса» (М.: URSS) и др. Лафарг Поль
Экономист и политик, публицист, деятель французского и международного рабочего движения, один из основателей и вождей французской социалистической партии. Родился на Кубе. В 1864 г., будучи студентом Высшей медицинской школы в Париже, примкнул к социалистическому движению. В 1866 г. переехал в Лондон, где стал членом Генерального совета I-го Интернационала. Познакомившись с К. Марксом и его семьей, в апреле 1868 г. женился на дочери Маркса Лауре. Вернувшись в 1868 г. во Францию, участвовал в создании Парижской федерации Интернационала. После поражения Парижской Коммуны (1871) эмигрировал в Испанию. Через десять лет, после амнистии коммунаров, вернулся во Францию и возглавил вместе с Ж. Гедом Рабочую партию.
П. Лафарг не только внес значительный вклад в разработку марксистской теории, но и являлся талантливым исследователем в самых разных областях гуманитарного знания — от философии и истории культуры до языкознания и литературоведения. Он дал собственное истолкование возникновения религии, происхождения ряда мифов и обрядов. В ряде работ он стремился проследить происхождение самых отвлеченных и сложных надстроечных категорий и явлений и их зависимость от общественных отношений. Сорель Жорж Известный французский социальный философ, теоретик анархо-синдикализма. Родился в Шербуре, в семье виноторговца. Закончил Политехническую школу в Париже; работал инженером в Перпиньяне, в дорожном ведомстве. В 1889 г. вышли его первые книги — «Вклад в мирское изучение Библии» и «Процесс Сократа». Получив за службу орден — крест Почетного Легиона, в 1892 г. Ж. Сорель, не дослужив до пенсии, в возрасте 45 лет вышел в отставку и занялся литературной и общественно-политической деятельностью. В 1895 г. вместе с П. Лафаргом и другими основал журнал «Le devenir social»; с 1899 г. сотрудничал в международном социалистическом журнале «Le mouvement socialiste». С 1897 г., после смерти жены, жил вместе со своими племянниками в предместье Парижа.
Философские взгляды Сореля сложились под влиянием А. Лабриолы, Э. Ренана, Ф. Ницше, А. Бергсона. Находясь в вечном интеллектуальном поиске, он часто менял свои теоретические и политические позиции. Вначале он считал себя представителем «новой школы» марксизма, но в дальнейшем выступил с критикой всех форм рационального познания и обоснования социально-политических программ, противопоставив им анархо-синдикалистское учение о социальном мифе. Миф, по Сорелю, — нечто интуитивно цельное, символически образное, необходимый элемент мировосприятия любой социальной группы. Он есть выражение воли к власти группы или класса, возглавляющего социальное движение. Книга «Размышления о насилии», впервые опубликованная в 1906 г. в журнале «Le mouvement socialiste» и уже через год переведенная на русский язык, стала вершиной творчества Сореля синдикалистского периода его деятельности и принесла ему мировую известность. |