URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шадурский М.И. ЛИТЕРАТУРНАЯ УТОПИЯ ОТ Мора ДО Хаксли: Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. ОБРЕТЕНИЕ ОСТРОВА Обложка Шадурский М.И. ЛИТЕРАТУРНАЯ УТОПИЯ ОТ Мора ДО Хаксли: Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. ОБРЕТЕНИЕ ОСТРОВА
Id: 118070
604 р.

ЛИТЕРАТУРНАЯ УТОПИЯ ОТ Мора ДО Хаксли:
Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. ОБРЕТЕНИЕ ОСТРОВА. Изд. 2

2011. 160 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В настоящей монографии исследуются поэтические и семиотические аспекты литературной утопии. На материале творчества западноевропейских, американских и отечественных писателей выявляются типологические универсалии утопии, прослеживается их семантическая подвижность в литературном процессе и определяются особенности функционирования жанра в современной словесности.

Приложение содержит выполненные автором монографии переводы трех эссе О. Хаксли,... (Подробнее)


Оглавление
top
CONTENTS
ВВЕДЕНИЕ
1.ЖАНРОВОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРНОЙ УТОПИИ
 1.1.Семиотическое пространство литературной утопии
 1.2.Историческая динамика жанровых структур в литературной утопии
2.ОСТРОВ СЧАСТЬЯ И/ИЛИ СВОБОДЫ В ЛИТЕРАТУРНОЙ УТОПИИ
 2.1.Семиотизация художественного пространства в "Утопии" Томаса Мора
 2.2.В поисках Атлантиды: стратегия островного эксперимента
 2.3.Утопический проект эпохи Просвещения
 2.4.Амбивалентность двух реальностей в романах-утопиях Сэмюэла Батлера
  2.4.1.Путешествие в страну антиподов
  2.4.2.Авторитет слова в художественном мире романов-утопий С.Батлера и Э.Беллами
3.РЕВИЗИЯ ОСТРОВНОГО МИРА В ЛИТЕРАТУРНОЙ УТОПИИ ХХ ВЕКА
 3.1.Литературная антиутопия и ее субжанровые разновидности
 3.2."Прагматическая мечта" о встрече противоположностей в романе-утопии Олдоса Хаксли "Остров"
  3.2.1.Полуапокалиптический модус и идея метемпсихоза
  3.2.2.Фундаментальная микротема
  3.2.3.Символика имен и чисел
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
SUMMARY

CONTENTS
top
INTRODUCTION
1.GENRE THINKING IN LITERARY UTOPIAS
 1.1.Semiotic Space of Literary Utopias
 1.2.Historical Dynamics of Genre Structures in Literary Utopias
2.ISLAND OF HAPPINESS AND/OR FREEDOM IN LITERARY UTOPIAS
 2.1.Semiotizing Fictional Space in Thomas More's Utopia
 2.2.In Search of Atlantis: A Strategy of Insular Experiment
 2.3.Utopian Project of the Enlightenment
 2.4.Ambivalence of the Two Realities in Samuel Butler's Utopian Novels
  2.4.1.A Journey into the Land of Antipodes
  2.4.2.The Word as Authority in the Fictional World of the Utopian Novels by S.Butler and E.Bellamy
3.REVISION OF THE INSULAR WORLD IN 20TH-CENTURY LITERARY UTOPIAS
 3.1.Literary Anti-Utopias and their Subgenre Varieties
 3.2."Pragmatic Dream" of discordia concors in Aldous Huxley's Utopian Novel Island
  3.2.1.Semi-Apocalyptic Mode and the Idea of Metempsychosis
  3.2.2.Fundamental Microtheme
  3.2.3.Name and Number Symbolism
CONCLUSION
SELECT BIBLIOGRAPHY
APPENDIX
INDEX
SUMMARY

Введение
top
Остров, где все беспрекословно ясно.
Здесь можно стать на твердом грунте аргументов.
Здесь нет иных путей, лишь путь, ведущий к цели.
Кусты аж гнутся от ответов.

В.Шимборска "Утопия"

Остров принадлежит к числу архетипических локусов мировой словесности и – шире – культуры. Географическая удаленность и физическая обособленность острова способствуют максимальной алгоритмизации мироустройства, манифестации космического порядка в обобщенном виде. По причине лимитированности островного пространства действие вселенских законов, переживаемое на нем, сильнее и ярче. Преимущество островной топосферы над материковой состоит в том, что "закрытость, изолированность острова, достигается парадоксальным способом – предельной открытостью". Контактная линия прибоя дает возможность острову воспринимать движение мира и времени, оставаясь при этом неповторимым и недосягаемым. Остров, имеющий в своем основании замкнутую линию, напрямую соотносится с идеей самости, "особости", сообщающей его внутренней организации признак уникальности. Размыкание рубежа, обеспечивающего острову целостность, аналогично профанации ценностных смыслов.

Условия острова выступают стержневым формообразующим элементом художественной реальности, конструируемой в утопическом тексте. Именно островной тип миропорядка высвечивает родовые особенности авторского эксперимента, проводимого в модусе государственного устройства. Литературная утопия, как, впрочем, и любой жанр словесности, отличается принципиальными моделирующими установками на миро- и жизнеподобие. Запечатлевая константные проявления космоса, утопическая модель мира оперирует категориями гармонии и порядка, положенными в основание вымышленного мироустройства. В то же время политико-социальная концепция писателя-утописта стремительно порывает с конкретно-историческим временем, с содержанием мира, доступным здесь и сейчас. Так как утопическое мышление приемлет структуру мира, однако отвергает семантику, обживающую ее, предзаданная устроенность бытия экстраполируется на совершенный разлад коллективного существования. Смысловое пространство (семиосфера) литературной утопии вбирает в себя двуединый опыт принятия мироподобия и полемики с жизнеподобием. Способы выражения данного опыта (поэтика) обнажают целокупный комплекс вечных и одномоментных чаяний человечества, помещенных в исторические контексты, а также дает возможность различать ретроспективное крушение надежд и потерю иллюзий, задумываться о потенциальных соблазнах и опасностях сверхразумной мироорганизации.

Семиоэстетический коррелят смысла и текста, установившийся в ходе переосмысления канонических жанровых образований – мениппеи, пасторали и сократического диалога, образует ядро жанра утопии. По наблюдению П.Пэрриндера, "в английской прозе до Дефо очерчено множество национальных линий, которым было суждено развиться в последующие периоды". Несмотря на то, что литературная утопия изначально располагалась вне центральных достижений западноевропейских литератур, ее поэтическое и семиотическое значение как жанра вряд ли умалимо. Так, первый перевод "Утопии", вышедший в 1551 г., способствовал развитию национальной прозаической традиции в Англии; романы-утопии XVII столетия стимулировали подъем некоторых модификаций романа Нового времени; робинзонады XVIII в. складывались в русле утопической традиции миромоделирования; многочисленные социалистические резонеры XIX в. прибегали к жанровой форме утопии с целью пропаганды собственных учений; антиутопия как магистральный литературный феномен XX столетия, фокусирующийся на развенчании идеализированных прожектов, успешно восприняла семантическую структуру литературной утопии, а также ряд ее поэтических особенностей. Художественная самодостаточность литературной утопии проявляется и в том, что текст утопического произведения несет на себе одновременно два заряда: на уровне смысла – очевидное стремление к социально-политической инженерии, на уровне модальности – потаенную иронию и даже скепсис по поводу жизнеспособности провозглашаемых идеалов.

Контрапунктное движение планов выражения в литературной утопии, модулирующих между вымыслом и реальностью, не обнаруживает адекватного продолжения в преимущественно монологической партитуре художественного мира. Однако отсутствие полифонического эффекта в самом тексте не снимает высокого напряжения между ликами сущего и должного, постигаемыми в утопических произведениях. Поэтому утопический текст приглашает к диалогу о "наилучших" профилях действительности, к восприятию смысла, опредмеченного на острове.


Об авторе
top
photoШадурский Максим Иванович
Максим Шадурский (Maxim Shadurski) – доктор философии (Эдинбург, Шотландия), кандидат филологическиx наук (Минск, Беларусь). Автор трех монографий: The Nationality of Utopia: H. G. Wells, England, and the World State (Routledge, 2020), Утопия как модель мира: границы и пограничья литературного явления (IKR[i]BL, 2016) и Литературная утопия от Мора до Хаксли: Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. Обретение острова (URSS, 2007), а также статей об утопии, национальной идентичности и ландшафте. Член правления Общества Герберта Уэллса и главный редактор журнала The Wellsian. Редактор ряда сборников критических материалов, издаваемых Gale/Cengage (США). Выступал с гостевыми лекциями в университетах Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Эстонии, Румынии, Беларуси, России и Японии. Стажировался в Центре утопических исследований Рэлэхайн в Лимерикском университете (Ирландия). Преподает в Институте языкознания и литературоведения Естественно-гуманитарного университета в городе Седльце (Польша).