Предисловие Глава I. Деонтологические правила работы психолога с психически больными Глава II. Практические задачи патопсихологии Глава III. Принципы построения патопсихологического исследования Глава IV. Психологическое исследование при решении задач нозологической диагностики Глава V. Психологические исследования при решении задач психиатрической экспертизы Глава VI. Психологическое исследование при установлении структуры дефекта, особенностей и динамики психического состояния больных Глава VII. Рекомендации к составлению психологических заключений Глава VIII. Диагностика психических нарушений у детей Глава IX. Диагностика психического развития детей в раннем онтогенезе (до 5 лет) Глава X. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалией психического развития Глава XI. Диагностика интеллектуального развития детей 6—8-летнего возраста (Модифициро- ванный вариант методики Векслера) Глава XII. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии Литература
![]() Выдающийся советский психолог, основатель патопсихологии в СССР. Родилась в литовском городе Пренай (Сувалкская губерния). Училась в Берлинском университете, где посещала семинар немецкого психолога Курта Левина, который непосредственно занимался психологией личности. В 1925 г. после проведения цикла экспериментов выявила эффект, впоследствии вошедший в науку под ее именем — «эффект Зейгарник». В 1927 г. защитила диплом на основе своего открытия и в 1931 г. вернулась в СССР, где стала ближайшей сотрудницей выдающегося психолога Л. С. Выготского и работала в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины. С 1934 г. работала в НИИ психиатрии Минздрава СССР. Во время Великой Отечественной войны работала в Чебаркуле под Челябинском, где под руководством А. Р. Лурия принимала участие в восстановлении психического здоровья тяжелораненых в нейрохирургическом госпитале. После войны возглавляла лабораторию психологии в НИИ психиатрии Минздрава СССР до 1967 г. С конца 1950-х гг. читала курс лекций в МГУ имени М. В. Ломоносова, а с 1967 г. полностью перешла на преподавательскую работу на недавно открывшийся психологический факультет МГУ.
Широкую известность Б. В. Зейгарник принес открытый ею и получивший ее имя эффект, суть которого состояла в том, что незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше завершенных. Она также является одним из создателей факультета психологии МГУ, а период ее работы в созданной по ее инициативе лаборатории психологии в НИИ психиатрии Минздрава стал началом становления в нашей стране экспериментальной патопсихологии. Ее перу принадлежат 9 монографий, преимущественно написанных ею единолично. В 1978 г. она была награждена Ломоносовской премией 1-й степени, а в 1983 г. Американская психологическая ассоциация присудила ей Международную премию имени Курта Левина. |