URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Мухаметшин Ф.М. (рук.авт.кол.), Абашин С.Н., и др. Россия --- Средняя Азия. Том 2: Политика и ислам в XX -- начале XXI вв. Обложка Мухаметшин Ф.М. (рук.авт.кол.), Абашин С.Н., и др. Россия --- Средняя Азия. Том 2: Политика и ислам в XX -- начале XXI вв.
Id: 117505
1999 р.

Россия — Средняя Азия.
Том 2: Политика и ислам в XX -- начале XXI вв. Т.2

URSS. 2011. 368 с. ISBN 978-5-9710-0329-8. Состояние: Блок текста: 5. Обложка: 4+.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Предлагаемая читателю книга посвящена раскрытию одной из важных страниц истории и развития Средней Азии и рассматривает непростые взаимоотношения политики с исламом в данном регионе на протяжении двух с половиной столетий. Настоящее издание представляет собой вторую часть книги, которая охватывает период с начала XX по начало XXI века. В ней рассказывается о сложном взаимодействии советской власти с мусульманской... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие
Глава 1. "Советский ислам" и "советские мусульмане"
 1.1."Исламский социализм" в Туркестане: борьба идей и политика
 1.2.Бухара на историческом изломе: 1917–1918 годы
 1.3.Революция в Хивинском ханстве: экспорт или контрабанда?
 1.4."Азиатский коммунизм" и ислам (как заменить ислам на коммунизм?)
 1.5.Исламское образование в Узбекистане (1917–1929 годы)
 1.6.Ислам в первые годы советской власти: старые дискуссии в новых условиях
 1.7.Уламо в условиях реформ 1920-х годов
Глава 2. Ислам в Узбекистане: от репрессий к борьбе идентичностей
 2.1.Народный ислам: повседневная жизнь советских мусульман
 2.2.Период репрессий: между насилием и ликвидацией безграмотности
 2.3.Среднеазиатское духовное управление (САДУМ; 1943–1991)
 2.4.Религиозные лидеры советского времени: от эпохи Сталина до перестройки
Глава 3. "Ваххабитские реформаторы": от диспутов к расколам и политической активности
 3.1."Муджаддидийа" – "Обновители ислама" советского времени
 3.2.Кто есть кто? О богословских и политических позициях ваххабитов
 3.3.Борьба за мечети
 3.4.Политический аспект
 3.5.Проблема толерантности
Глава 4. Экстремистские и террористические группы: можно ли "очистить" ислам насилием?
 4.1."Гураба'" – религиозные и политические изгои
 4.2.Наманган, начало
 4.3.Изгои хотят стать гонителями
 4.4.В Таджикистане. Первые уроки по джихаду
 4.5.В Афганистане. От партизанской борьбы к теологическим обоснованиям джихада
 4.6."Хизб ат-тахрир"
 4.7.Акрамия
 4.8.Хронология андижанской трагедии (май 2005 г.)
Глава 5. Пример взаимоотношения светского и религиозного в Центральной Азии, республика Узбекистан
 5.1.Глобальный геополитический и региональный контексты
 5.2.Ислам и государство
 5.3.Конституционное оформление взаимоотношений государства и религии
 5.4.Государственные органы и религиозные организации
Сведения об авторах

Предисловие
top

Россия в Центральной Азии: время перемен

Геополитическая и социокультурная роль России в мире и Содружестве Независимых Государств в значительной степени определяется характером ее взаимоотношений с независимыми государствами, образованными на постсоветском пространстве. Это обусловлено целым рядом факторов: исторических, географических, экономических, культурных, этнических, социальных и т.д.

Важнейшие факторы, обуславливающие такую роль, связаны с тем, в какой мере социально-экономическое развитие суверенных государств отвечает стратегическим интересам России и в какой степени многосторонние и двусторонние отношения с этими государствами способствуют решению главной задачи – построению в наших странах свободного от конфликтов и противоречий общества на основе национальных традиций, культуры и общепринятых гуманитарных ценностей.

Если после распада СССР была попытка выработки концепции развития СНГ как универсального интеграционного сообщества, то в последние годы приоритет отдается развитию как многосторонних отношений с группой стран, так и двусторонних связей с отдельными государствами. При этом есть общее понимание о необходимости сохранения СНГ как определенной политической и гуманитарной общности, отдавая предпочтение укреплению региональной экономической интеграции.

Наиболее ярко такой подход России к взаимодействию с государствами – участниками СНГ характерен для сотрудничества со странами Центральной Азии.

Все титульные этносы государств Центральной Азии исповедуют ислам, а взаимоотношения России с мусульманскими (и особенно – тюркскими) народами традиционно занимают в российской внутренней и внешней политике весьма важное и стабильное место. Наследие прошлого не проходит бесследно ни для настоящего, ни для будущего. Отголоски событий, связанных с принятием и распространением ислама в жизни отдельных народов, и поныне дают о себе знать, так или иначе отражаясь в исторической памяти и тех, кто принял мусульманскую религию, и тех, кто исповедует иные вероучения или пребывает на светских мировоззренческих позициях. И в этой связи публикация книги, посвященной взаимоотношениям России и Туркестана, – важный вклад в изучение проблемы "Политика и ислам".

Как известно, исламом первоначально были охвачены тюркские племена. С X по XII вв. шло формирование мусульманского тюркского субрегиона на обширных евразийских пространствах с центрами в Поволжье и Приуралье, Средней Азии и Восточном Туркестане. Как писал известный французский историк А.Бенигсен, "ислам проник в середине VIII в. в Закавказье, а в начале IX в. захватил Среднюю Азию на юг от Сыр-Дарьи... Уже в IX в. арабские купцы, послы багдадского халифа, принесли ислам в Булгарское ханство на Волге, а в начале X в. эта область, покрывающая современные татарские территории, была большей частью приобщена к исламу. Оттуда в XI и XII вв. ислам перекинулся на Урал. Затем, благодаря мусульманским купцам, ислам был занесен в казахские степи на север от Сыр-Дарьи, потом в горы Киргизии и, наконец, в Синцзян.В последней четверти XII в. ислам уже безраздельно господствовал на огромной территории, простирающейся от берегов Волги до Синцзяна".

Время распространения ислама на этих обширных территориях приходилось именно на мусульманский "золотой век", когда Арабский халифат был не только могуществен в военном отношении, но и славился высоким уровнем развития наук и искусств, техники и образования.

Следует подчеркнуть, что хотя первые контакты христиан и иудаистов с мусульманами в VII–IX вв. порой носили характер военного противоборства, в то же время между ними налаживались связи в торговле, политике и культуре. Это способствовало взаимному обогащению самобытных культур, возникновению и формированию новой цивилизации.

Среди особенностей утверждающейся цивилизации известный востоковед Р.Ланда выделяет отсутствие на Руси заведомо враждебных Востоку установок и объясняет это тем обстоятельством, что "отношение Руси к Востоку... определялось, прежде всего, многовековым контактом с тюркскими кочевниками, а также мощным влиянием Византии, в которой наличествовало во многом сходное отношение к Востоку, особенно в периоды конфликтов Византии с Западной Европой. Свою роль играло и имевшее место как в Византии, так и на Руси постоянное раздвоение между Востоком и Западом, сочетание веяний Европы и Азии. Оно привело к превращению России в соединяющий два мира своеобразный Востоко-Запад".

Таким образом, распространение христианства и ислама среди народов, населяющих территории будущей Российской империи, происходило примерно в один исторический период – на рубеже IX–X вв. С этого времени на Руси начинается история сосуществования этих двух религиозных мировоззрений – то противостояние, то взаимное проникновение и взаимовлияние, что не могло не сказаться как на политической жизни, так и на состоянии общества в целом.

Российское государство, расположенное в евразийском пространстве, в течение многих веков является общим домом для представителей различных верований – христиан, мусульман, иудеев, буддистов и других. Именно эти конфессии явились основой цивилизационной сущности Российской империи, сыграв определенную роль в утверждении христианско-мусульманского диалога, составляющего сегодня основу социального мира и гражданского согласия в российском обществе.

В этом плане Центральная Азия, как и Россия, всегда была регионом высокой толерантности и взаимодействия различных конфессий. Ряд исследователей, не говоря уже об обывателях, часто не хотят замечать, что многие события прошлого и настоящего обязаны тесному этнокультурному диалогу, мозаичности этнокультурного и конфессионального многообразия.

Авторы надеются, что их собственный, выстраданный взгляд на исторические и современные проблемы Центральной Азии найдет свой отклик и своего читателя. Без изучения и обсуждения проблем истории любая книга, даже самая интересная, не выполнит свою миссию.

Современная Центральная Азия – регион с естественной исторически сложившейся полиэтнической, поликонфессиональной, поликультурной средой обитания. На наш взгляд, необходимо дальнейшее изучение социально-психологической специфики и уникального опыта естественного формирования толерантного межэтнического взаимодействия в регионе. Взаимный интерес, уважение, толерантность в отношениях между странами, народами, конфессиями, культурами, отдельными индивидами должны стать основой международных отношений и гуманитарного сотрудничества.

Несмотря на видимость общего согласия в необходимости культивирования толерантности в современном мире идут глубинные процессы, подрывающие международное сотрудничество, порождающие острые межэтнические, межконфессиональные, межцивилизационные противоречия и даже конфликты. В чем причина усиления нетерпимости, и существуют ли пути преодоления или смягчения этих противоречий? Не давая ответа на эти многообразные вопросы, трудно рассчитывать на выработку адекватного стратегического мышления, позволяющего определять ориентиры долгосрочной политики.

События последних двух десятилетий, произошедшие в Центральной Азии, обусловили качественные изменения в социальной структуре общества, динамике и характере развития системы общественных отношений. Стремительными темпами происходит социальная дифференциация общества, формирование новых социальных групп, слоев. Этот процесс отразился на психологической атмосфере общества, в том числе на самочувствии этносов, уровне социальной и конфессиональной толерантности.

Причины этнических и конфессиональных конфликтов, потрясших мир, коренятся, с одной стороны, в нарушении традиций и обычаев народов, в стремлении к неоправданной ускоренной унификации и глобализации, с другой стороны, – в политической конъюнктуре в отношении к национальному и религиозному вопросам как к предмету спекуляции в политической борьбе.

Необходимо отметить, что современное изучение одного из наиболее важных и значимых для России регионов – Центральной Азии, к сожалению, не отличается глубокими историко-научными трудами. Проблемы, связанные с развитием суверенных центральноазиатских государств, часто политизированы, подвержены влиянию непрофессиональных, публицистических, не слишком компетентных подходов и взглядов.

Происходящие в современном мире события ставят перед современными учеными и, в особенности, перед историками, принципиально новый круг проблем и вопросов. Характерно то, что современные этнические, конфессиональные, политические, социальные и иные конфликты многие исследователи склонны рассматривать как некие глобальные и непреодолимые противоречия между цивилизациями.

Одним из регионов такого "цивилизационного разлома" многим представляется Центральная Азия (наряду с Ближним Востоком, Кавказом, Балканами и т.д.), точнее – границы этого региона с немусульманскими цивилизациями: Китаем, Индией, Россией.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что практически все крупные государства, являющиеся ближними или дальними соседями центральноазиатских государств (Китай, Индия, Пакистан, Иран, Турция), уже достаточно четко определили свои собственные интересы и приоритеты в этом богатом природными и трудовыми ресурсами регионе.

Следует особо подчеркнуть, что здесь проживает очень значительное по численности русское (а также русскоязычное, русскокультурное) население, правовая и социальная защита интересов которого рассматривается Россией как один из важнейших элементов и приоритетов российской внешней политики.

В настоящее время страны Центральной Азии имеют, с одной стороны, реальную схожесть, определяемую географическими, историческими, этническими, культурными, лингвистическими, конфессиональными и другими факторами. С другой стороны, в экономическом и политическом смысле они достаточно разноуровневые, отличаются глубиной и характером проводимых социально-экономических реформ. Здесь наряду с позитивными процессами развиваются и тенденции, вызывающие озабоченность. Среди них – растущий фактор влияния исламского фундаментализма, религиозного экстремизма и терроризма. В этой связи нельзя не согласиться со словами известного российского востоковеда С.А.Панарина:

"Центральная Азия – крупнейший после России блок постсоветского пространства. Он занимает связующее положение между западной и восточной частями Евразии и промежуточное между развитым Севером и развивающимся Югом. Это также один из богатейших регионов мира по запасам минерального сырья. Пространственное положение и ресурсные богатства делают Центральную Азию важным театром мировой политической игры. Государства региона могут сыграть в ней роль первого плана".

Современная международная обстановка в регионе и финансовая ситуация в мире показывают, что сотрудничество, взаимодействие, интеграция центральноазиатских стран с Россией для большинства из них является условием не только развития, но и сохранения национально-культурной идентичности. Как заявил министр иностранных дел России С.В.Лавров:

"Наши партнеры по Содружеству являются нашими приоритетными, привилегированными партнерами. Отношения с ними строятся на столетних традициях в совместной экономической жизни, культурной жизни, в сфере чисто человеческих семейных отношений и, конечно же, основываются на совместной истории".

Авторы книги на примере взаимоотношений между Россией и государствами Центральной Азии стремились показать, что между ними никогда не было каких-либо принципиально непреодолимых цивилизационных противоречий. Подчас противостояние культур внутри одной конфессии может быть намного острее, нежели межконфессиональные противоречия. Так, суннитско-шиитские противоречия во многих мусульманских странах (Ираке, Афганистане, а в историческом плане – в Бухарском эмирате и т.д.) были и являются значительно более острыми, нежели взаимоотношения между исламом и христианством.

В этом плане авторский коллектив монографии "Россия и Туркестан. Политика и ислам в конце XVIII – начале XXI столетий" надеется, что эта работа внесет свой посильный вклад в укрепление межэтнического диалога и межконфессиональной толерантности между народами Российской Федерации и Центральной Азии.

Отдельные главы и разделы книги "Россия – Средняя Азия (политика и ислам в начале XX – начале XXI в.)" написаны следующими авторами:

С.Н.Абашин (2.1),
Б.М.Бабаджанов (1.4; 1.6; 2.2 (в соавторстве с Р.Шигабдиновым); 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 4.1; 4.2; 4.3; 4.4; 4.5; 4.6; 4.7; 4.8),
В.А.Германов (1.3),
В.А.Иванов (1.2),
Ф.М.Мухаметшин (Послесловие; 5.1; 5.2; 5.3; 5.4),
Р.Н.Шигабдинов (1.1; 1.5; 1.7; 2.2 (в соавторстве с Б.М.Бабаджановым)).

В коллективной монографии использован иллюстративный материал известного ташкентского краеведа, знатока туркестанской старины, коллекционера, писателя Б.А.Голендера. Большая работа по подготовке коллективной монографии к печати выполнена И.Ю.Фетисовым.

Международный коллектив авторов Российской Федерации и Республики Узбекистан выражает искреннюю признательность Посольству Российской Федерации в Республике Узбекистан и руководству кафедры мировой политики Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова за помощь в подготовке к изданию этой монографии.


Сведения об авторах
top

Абашин Сергей Николаевич (1965 г.р.), доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Автор свыше 100 работ по истории и этнографии Центральной Азии.

Бабаджанов Бахтияр Мираимович (1958 г.р.). Закончил Ташкентский государственный университет (1984 г.). Кандидат исторических наук. Исламовед, историк. Тема кандидатской диссертации – "Политическая деятельность шайхов Накшбандийа в Центральном Мавараннахре (XVI – начало XVII вв.)" (1995 г.). Имеет более ста публикаций в области исламоведения, истории, суфизма, эпиграфики, религиозных и политических аспектов современного ислама в ЦА, опубликованные в Узбекистане, Германии, России, Франции, Японии, США и др. В настоящее время работает над монографией с рабочим названием: "Религиозные реформации в Центральной Азии (XIX – нач. XX вв.): три парадигмы спасения ислама и мусульман".

Германов Валерий Александрович (1950 г.р.). Родился в г.Ташкент (Узбекистан). В 1977 г. с отличием закончил исторический факультет Ташкентского государственного университета. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник. Преподавал в Узбекском государственном университете мировых языков, Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкентском государственном педагогическом университетеимени Низами. В 1988–1992 гг. – заведующий Отделом историографии Института истории Академии наук Республики Узбекистан. Член Союза журналистов Республики Узбекистан. Ассоциированный член Французского института по изучению Центральной Азии (IFEAC). Автор более 130 научных и научно-популярных публикаций. Участник свыше 40 международных научных конгрессов, симпозиумов, конференций. В их числе XXXVII сессия Международного конгресса по изучению Азии и Северной Африки (Москва, 16–21 августа 2004 г.) и XXXIII сессия Международного конгресса по изучению Азии и Северной Африки (Стамбул, 10–15 сентября 2007 г.).

В центре внимания проблемы Россия и Средняя Азия во второй половине XIX – начале XXI в. История, историография вопроса, общая и проблемная историография России и государств Средней Азии, экономическое и политическое присутствие Германии в Центральной Азии. Печатался, читал лекции, делал доклады в Узбекистане, России, Франции, Италии, Германии, Швеции, Турции, Японии, России, Республике Корея, Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане. Гражданин России, живет в Республике Узбекистан и работает в Институте истории Академии наук Республики Узбекистан.

Иванов Владимир Алексеевич (1951 г.р.). Родился в Ташкенте. Окончил исторический факультет Ташкентского государственного университета. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории АН Узбекистана. Занимается вопросами среднеазиатского региона второй половины XIX – начало XX в., результаты изучения представлены в ряде публикаций. В сферу научных интересов В.А.Иванова входят также проблемные аспекты истории глубокой древности. Исследование автором проблем биологической эволюции дало возможность предложить собственную гипотезу, получившую текстуальную реализацию: "Пневмотактильная бидоминанта, или Основной закон эволюции".

Мухаметшин Фарит Мубаракшевич (1947 г.р.). Родился в Республике Татарстан. Окончил Казанский авиационный институт, с отличием Дипломатическую академию МИД СССР, с отличием Правовую академию Минюста России. Доктор политических наук. Автор свыше 100 научных, научно-популярных и общественно-политических публикаций. Участник более 40 международных форумов, конференций и семинаров. В центре внимания вопросы современного состояния ислама в России, влияния религии на общественно-политические процессы, в том числе реализации на практике исламской религиозно-политической концепции развития в ряде стран мира.

Шигабдинов Ринат Начметдинович (1957 г.р.). Родился в Ташкенте. В 1982 г. с отличием закончил исторический факультет Ташкентского государственного университета. В 1990 г. закончил аспирантуру Института истории АН Узбекистана. Тема кандидатской диссертации"Политическая деятельность А.З.Валиди Тогана в Туркестане". Старший научный сотрудник Института истории Академии наук Узбекистана. Автор свыше 100 научных и научно-популярных публикаций в следующих странах: Узбекистане, России, Казахстане, Таджикистане, Туркменистане, Великобритании, Германии, Италии, США, Франции, Турции, Республике Корея, Японии и др. Участвовал в ряде международных конгрессов, симпозиумов, конференций. Среди них: Международная тюркологическая конференция (Казань, 1992); Международные Валидовские чтения (Уфа, 1997); Международный симпозиум в Осаке: "Migration Processes in the West of Central Asia in the Late Nineteenth and the Twentieth Centuries" (Осака, Япония, 1998); Международный конгресс востоковедов: ICANAS-37 (Москва) и ICANAS-38 (Анкара, 2007); ESCAS (Анкара, 2007); Международная исламоведческая научная конференция "Мир ислама: история, общество, культура" (11–13 декабря 2007, Москва); Международная конференция: "От колхозов до джамаатов" (Париж, Франция, 2010, поддержанный фондом "Фольксваген") и др.