ИДЕЯ ВВЕДЕНИЯ Помещенный своим творцом среди вечности и бесконечности и занимая в ней только точку, человек имеет необходимые отношения со множеством вещей и существ, в то же время его идеи сосредоточены в нераздельности его ума и настоящего момента. Он познает себя только посредством своих ощущений, которые все обусловлены внешними предметами, и настоящий момент является центром, объединяющим массу идей, сплетенных друг с другом. Именно из этого сплетения и из порядка законов, согласно которым совершаются беспрерывные изменения всех его идей, человек черпает сознание действительности, благодаря отношению, существующему между всеми его различными ощущениями, он познает существование внешних предметов. Подобное отношение в последовательности его идей открывает прошедшее. Отношение существ между собой отнюдь не является недейственным. Все могут действовать друг на друга согласно их различным законам и также в зависимости от отделяющих их расстояний. Этот реальный мир, границ которого мы не знаем, существует для нас в чрезвычайно тесных пределах, размеры которых зависят от большего или меньшего совершенства наших чувств. Мы знаем небольшое число звеньев цепи, но начало и конец ее нам одинаково неизвестны. Законы, которым подчинены тела, образуют физику: они вечно неизменны, их описывают, но не рассказывают. История животных и история человека представляют совершенно отличное зрелище. Человек, как и животные, наследует другим людям, дающим ему жизнь, и он, как они, видит себе подобных распространенными на поверхности обитаемого им земного шара. Но, одаренный более обширным умом и более активной свободой, он вступает с другими людьми в гораздо более многочисленные и разнообразные отношения, Владея сокровищем знаков, которые он сумел умножить почти до бесконечности, он может обеспечивать себе обладание всеми приобретенными идеями, сообщать их другим людям и передавать их своему потомству как постоянно увеличивающееся наследство. Беспрерывное сочетание этих успехов со страстями и обусловливаемыми ими событиями образует историю человеческого рода, где каждый человек является только частью бесконечного целого, имеющего, как и он, свое младенчество и свой прогресс. Таким образом, всемирная история обнимает собой рассмотрение последовательных успехов человеческого рода и подробное изучение вызвавших их причин. Сюда относятся: первые шаги людей; образование и смешение наций; происхождение правительств и их перевороты; прогресс языков, успехи физики, морали, нравов, наук и искусств; революции, благодаря которым сменялись одни за другими империи, нации, религии, между тем как человеческий род оставался всегда неизменным в своих потрясениях, как морская вода во время бури, и всегда шествовал к своему совершенствованию. Она должна вскрыть влияние общих и необходимых причин, влияние частных причин и свободных поступков великих людей и отношение всего этого к организации самого человека; она должна показать пружины и механизм моральных причин на их следствиях – вот то, что является историей в глазах философа. Она опирается на географию и хронологию, измеряющие расстояния времен и мест. Представляя в этом плане картину человеческого рода,
прослеживая почти исторический порядок его прогресса
и останавливаясь только на главных эпохах, я хочу лишь указать,
а не углублять, дать очерк великого труда и открыть
широкий горизонт, не обозревая его, подобно тому как через
маленькое окно мы видим всю бесконечность неба. Анн Робер Жак ТЮРГО (1727–1781) Выдающийся французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологический факультет Сорбонны, но отказался от духовной карьеры. С 1751 г. чиновник Парижского парламента; в 1761–1774 гг. интендант в Лиможе. Занимая пост генерального контролера финансов, в 1774–1776 гг. провел ряд антифеодальных реформ (отмена ограничений хлебной торговли, упразднение гильдий и др.), которые вызвали сопротивление привилегированных сословий и после отставки Тюрго были отменены. Предложенные им хозяйственные мероприятия были в основном приняты Учредительным собранием Великой Французской революции. Философские воззрения Тюрго формировались под воздействием идей просветителей, с которыми он сотрудничал в "Энциклопедии" Д.Дидро и Ж.Д'Аламбера. Доказывая постоянство действия законов природы, Тюрго сформулировал один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса, предвосхитив концепцию М.Кондорсе. Им впервые сформулировано также учение о трех стадиях культурного прогресса человечества: религиозной, спекулятивной и научной. В своих трудах по экономике ("Размышления о создании и распределении богатств" (1766) и др.) он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и впервые подошел к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества, выделяя внутри "земледельческого класса" и "класса ремесленников" предпринимателей и наемных работников. |