URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Тюрго А. Избранные философские произведения. Пер. с фр. Обложка Тюрго А. Избранные философские произведения. Пер. с фр.
Id: 117443
504 р.

Избранные философские произведения.
Пер. с фр. Изд. 2, испр.

2011. 184 с.
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемая читателю книга включает избранные философские произведения выдающегося французского государственного деятеля, мыслителя и экономиста А.Тюрго (1727–1781), в которых он выступает против идеализма. В "Письмах к аббату Сисэ Старшему" автор развивает сенсуализм Дж. Локка в материалистическом направлении; размышляет о причине восприятия человеком внешних предметов. Материалистическое решение целого ряда вопросов... (Подробнее)


Оглавление
top
Критические замечания о труде Мопертюи
 Философские размышления о происхождении языков и о значении слов
Письма к аббату Сисэ Старшему
 О системе Беркли "Происхождение наших знаний"
 Второе письмо
Последовательные успехи человеческого разума
 Речь, произнесенная в Сорбонне 11 декабря 1750 г.
Рассуждение о всеобщей истории
 Идея введения
 Образование правительства и смешение народов
 Прогресс человеческого разума
Размышления о языках
 I. Общие размышления и различные мысли
 II. Другие размышления о языках
 III. О слове любовь и о любви к богу
Существование
 Определение. – О понятии существования. – Доказательства существования внешних существ
 О понятии существования
 Доказательства существования внешних существ
Указатель имен

Рассуждение о всеобщей истории (отрывок)
top

ИДЕЯ ВВЕДЕНИЯ

Помещенный своим творцом среди вечности и бесконечности и занимая в ней только точку, человек имеет необходимые отношения со множеством вещей и существ, в то же время его идеи сосредоточены в нераздельности его ума и настоящего момента. Он познает себя только посредством своих ощущений, которые все обусловлены внешними предметами, и настоящий момент является центром, объединяющим массу идей, сплетенных друг с другом.

Именно из этого сплетения и из порядка законов, согласно которым совершаются беспрерывные изменения всех его идей, человек черпает сознание действительности, благодаря отношению, существующему между всеми его различными ощущениями, он познает существование внешних предметов. Подобное отношение в последовательности его идей открывает прошедшее. Отношение существ между собой отнюдь не является недейственным. Все могут действовать друг на друга согласно их различным законам и также в зависимости от отделяющих их расстояний. Этот реальный мир, границ которого мы не знаем, существует для нас в чрезвычайно тесных пределах, размеры которых зависят от большего или меньшего совершенства наших чувств. Мы знаем небольшое число звеньев цепи, но начало и конец ее нам одинаково неизвестны.

Законы, которым подчинены тела, образуют физику: они вечно неизменны, их описывают, но не рассказывают. История животных и история человека представляют совершенно отличное зрелище. Человек, как и животные, наследует другим людям, дающим ему жизнь, и он, как они, видит себе подобных распространенными на поверхности обитаемого им земного шара. Но, одаренный более обширным умом и более активной свободой, он вступает с другими людьми в гораздо более многочисленные и разнообразные отношения, Владея сокровищем знаков, которые он сумел умножить почти до бесконечности, он может обеспечивать себе обладание всеми приобретенными идеями, сообщать их другим людям и передавать их своему потомству как постоянно увеличивающееся наследство. Беспрерывное сочетание этих успехов со страстями и обусловливаемыми ими событиями образует историю человеческого рода, где каждый человек является только частью бесконечного целого, имеющего, как и он, свое младенчество и свой прогресс.

Таким образом, всемирная история обнимает собой рассмотрение последовательных успехов человеческого рода и подробное изучение вызвавших их причин. Сюда относятся: первые шаги людей; образование и смешение наций; происхождение правительств и их перевороты; прогресс языков, успехи физики, морали, нравов, наук и искусств; революции, благодаря которым сменялись одни за другими империи, нации, религии, между тем как человеческий род оставался всегда неизменным в своих потрясениях, как морская вода во время бури, и всегда шествовал к своему совершенствованию. Она должна вскрыть влияние общих и необходимых причин, влияние частных причин и свободных поступков великих людей и отношение всего этого к организации самого человека; она должна показать пружины и механизм моральных причин на их следствиях – вот то, что является историей в глазах философа. Она опирается на географию и хронологию, измеряющие расстояния времен и мест.

Представляя в этом плане картину человеческого рода, прослеживая почти исторический порядок его прогресса и останавливаясь только на главных эпохах, я хочу лишь указать, а не углублять, дать очерк великого труда и открыть широкий горизонт, не обозревая его, подобно тому как через маленькое окно мы видим всю бесконечность неба.
...


Об авторе
top
Анн Робер Жак ТЮРГО (1727–1781)

Выдающийся французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологический факультет Сорбонны, но отказался от духовной карьеры. С 1751 г. чиновник Парижского парламента; в 1761–1774 гг. интендант в Лиможе. Занимая пост генерального контролера финансов, в 1774–1776 гг. провел ряд антифеодальных реформ (отмена ограничений хлебной торговли, упразднение гильдий и др.), которые вызвали сопротивление привилегированных сословий и после отставки Тюрго были отменены. Предложенные им хозяйственные мероприятия были в основном приняты Учредительным собранием Великой Французской революции.

Философские воззрения Тюрго формировались под воздействием идей просветителей, с которыми он сотрудничал в "Энциклопедии" Д.Дидро и Ж.Д'Аламбера. Доказывая постоянство действия законов природы, Тюрго сформулировал один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса, предвосхитив концепцию М.Кондорсе. Им впервые сформулировано также учение о трех стадиях культурного прогресса человечества: религиозной, спекулятивной и научной. В своих трудах по экономике ("Размышления о создании и распределении богатств" (1766) и др.) он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и впервые подошел к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества, выделяя внутри "земледельческого класса" и "класса ремесленников" предпринимателей и наемных работников.