URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Чичерин Б.Н. Философия права Обложка Чичерин Б.Н. Философия права
Id: 117027
599 р.

Философия права Изд. 2, испр.

URSS. 2011. 344 с. ISBN 978-5-397-01520-2. Уценка. Состояние: 5-. Обложка: 4+. Блок текста: 5.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1900г.).

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося русского правоведа и философа Б.Н.Чичерина (1828–1904), одна из его фундаментальных работ в области государствоведения и философии права. Автор рассматривает понятие личности и ее взаимоотношения с обществом; философски трактует право и нравственность, развивает идею свободы --- как внешней, из которой рождается право, так и внутренней, являющейся источником нравственности; исследует... (Подробнее)


Оглавленiе
top
ВВЕДЕНIЕ
КНИГА ПЕРВАЯ. Личность и общество
 Гл. 1.Личность
 Гл. 2.Общество
 Гл. 3.Общественное развитiе
КНИГА ВТОРАЯ. Право
 Гл. 1.Существо и основныя начала права
 Гл. 2.Личныя права
 Гл. 3.Собственность
 Гл. 4.Договоръ
 Гл. 5.Нарушенiе права
КНИГА ТРЕТЬЯ. Нравственность
 Гл. 1.Нравственный законъ и свобода
 Гл. 2.Влеченiе и совесть
 Гл. 3.Добродетель
 Гл. 4.Нравственный идеалъ.
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. Человеческiе союзы
 Гл. 1.Существо и элементы человеческихъ союзовъ
 Гл. 2.Семейство
 Гл. 3.Гражданское общество
 Гл. 4.Церковь
 Гл. 5.Государство
 Гл. 6.Международныя отношенiя

Из введенiя
top

Пятьдесятъ летъ тому назадъ философiя права занимала выдающееся место въ ряду юридическихъ наукъ. Каково бы ни было разнообразiе взглядовъ на философскiя основанiя права, признавалось, какъ несомненная истина, что они должны служить руководящими началами практики. Философiя права была однимъ изъ важнейшихъ предметовъ преподаванiя въ университетахъ; она порождала обширную ученую литературу. И это имело глубокiй смыслъ, ибо область права не исчерпывается положительнымъ законодательствомъ. Последнимъ определяются те юридическiя нормы, которыя действуютъ въ данное время и въ данномъ месте. Но юридическiе законы не остаются вечными и неизменными, какъ законы природы, которые нужно только изучать и съ которыми всегда надобно сообразоваться. Положительные законы суть произведенiя человеческой воли и, какъ таковыя, могутъ быть хороши или дурны. Съ этой точки зренiя, они требуютъ оценки. По той же причине они изменяются, сообразно съ измененiями потребностей и взглядовъ. Чемъ же долженъ руководствоваться законодатель при определенiи правъ и обязанностей подчиняющихся его веленiямъ лицъ? Онъ не можетъ черпать руководящiя начала изъ самого положительнаго права, ибо это именно то, что требуется оценить и изменить; для этого нужны иныя, высшiя соображенiя. Онъ не можетъ довольствоваться и указанiями жизненной практики, ибо последняя представляетъ значительное разнообразiе элементовъ, интересовъ и требованiй, которые приходятъ въ столкновенiя другъ съ другомъ и между которыми надобно разобраться. Чтобы определить ихъ относительную силу и достоинство, надобно иметь общiе весы и мерило, то-есть руководящiя начала, а ихъ можетъ дать только философiя. Нельзя разумнымъ образомъ установить права и обязанности лицъ, не зная, что такое право, где его источникъ и какiя изъ него вытекаютъ требованiя. Это начало тесно связано съ самою человеческою личностью, а потому необходимо изследовать природу человека, ея свойства и назначенiе. Все это вопросы философскiе, которые поэтому не могутъ быть решены безъ глубокаго и основательнаго изученiя философiи. Отсюда та важная роль, которую играла философiя права въ развитiи европейскихъ законодательствъ. Подъ влiянiемъ вырабатываемыхъ ею идей разрушался завещанный веками общественный строй и воздвигались новыя зданiя. Достаточно указать на провозглашенныя философiею ХVIII-го века начала свободы и равенства, которыя произвели Французскую революцiю и имели такое громадное влiянiе на весь последующiй ходъ европейской исторiи.

Это увлеченiе идеями имело однако и свою оборотную сторону. Возносясь въ отвлеченную область? Философская мысль мало обращала вниманiя на реальныя условiя жизни. Къ практике она относилась чисто отрицательно, нередко она строила фантастическiя зданiя, которыя не могли найти приложенiя въ реальномъ мiре. Таковъ былъ Общественный Договоръ Руссо. Таковымъ же въ особенности является последнее произведенiе самой крайней идеалистической философiи – соцiализмъ.

Подобное направленiе естественно вызвало реакцiю. По общему свойству человеческаго ума, склоннаго предаваться одностороннимъ теченiямъ, она обратилась не только противъ увлеченiй идеализма, но и противъ философiи вообще. Въ движенiи мысли произошелъ крутой поворотъ. Дошедши до крайнихъ пределовъ односторонняго пути и не видя исхода, мышленiе внезапно перескочило на противоположный конецъ. Вместо того, чтобы строить зданiе по общему плану, оно принялось воздвигать фундаментъ на основанiи чисто практическихъ соображенiй. Метафизика была отвергнута, какъ бредъ воображенiя, и единственнымъ руководящимъ началомъ всякаго знанiя и всякой деятельности признанъ былъ опытъ.

Последняя односторонность оказалась однако горше первой. Если идеализмъ, витая въ облакахъ, предавался иногда Фантазiямъ и действовалъ разрушительно на практику, то въ немъ самомъ заключалась и возможность поправки: подъ влiянiемъ критики, одностороннiя определенiя заменяются более полными и всесторонними. Реализмъ же, лишенный идеальныхъ, то-есть разумныхъ началъ, остается безсильнымъ противъ самыхъ нелепыхъ теорiй. Именно на почве реализма соцiализмъ, въ самыхъ крайнихъ своихъ формахъ, не встречая надлежащаго отпора, более и более покоряетъ себе массы. Самое понятiе о праве совершенно затмилось въ современныхъ умахъ. Оно было низведено на степень практическаго интереса, ибо для идеальныхъ началъ не остается более места. Германская юриспруденцiя, въ лице одного изъ самыхъ видныхъ своихъ представителей, прямо провозгласила, что право есть политика силы. Оно является выраженiемъ эгоизма, но не личнаго, а общественнаго, превращающаго отдельное лице въ въючное животное, осужденное носить непосильное бремя общественныхъ тяжестей, подъ которымъ оно изнемогаетъ. Не только право, но и сама нравственность выводится изъ того же начала. Индивидуализмъ долженъ быть выгнанъ изъ этого последняго угла, изъ области внутренней совести, въ которой онъ старается укрыться. Таковы теорiи, въ настоящее время господствующiя въ стране, которыя полвека тому назадъ были родиной самаго глубокаго и возвышеннаго идеализма. Очевидно, оне идутъ прямо на руку соцiалистамъ, которыхъ все стремленiя клонятся къ тому, чтобы массой, одушевленной эгоистическими целями, подавить всякую самостоятельность отдельнаго лица и не дать никому возвыситься надъ общимъ низменнымъ уровнемъ...


Об авторе
top
Борис Николаевич ЧИЧЕРИН (1828–1904)

Выдающийся русский правовед, философ, историк, публицист и общественный деятель. Происходил из старинного дворянского рода. Окончил юридический факультет Московского университета (1849); среди его учителей были Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин. В 1853 г. защитил магистерскую диссертацию и был оставлен при университете; с 1861 г. – профессор кафедры государственного права. В 1866 г. защитил докторскую диссертацию "О народном представительстве". В 1868 г. вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава; жил в Тамбовской губернии, участвовал в деятельности земства. В 1882–1883 гг. – московский городской голова; уволен с этого поста Александром III за речь на коронации, в которой царь ошибочно усмотрел намек на требование конституции.

Б.Н.Чичерин – представитель "государственной школы" в российской историографии. В своей магистерской диссертации и в других работах он обосновывал решающую роль государства в русской истории. В то же время он был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления. С середины 1850-х гг. он стал одним из лидеров либерально-западнического крыла в русском общественном движении. Написанное им и К.Д.Кавелиным "Письмо к издателю" явилось первым печатным программным документом русского либерализма. В своих сочинениях Б.Н.Чичерин развивал идею постепенного перехода путем реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую он считал идеальной для России формой государства.